gototopgototop

"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 378.1:004

Информационные основы управления учебной деятельностью студентов вузов

Суворова Виктория Васильевна – доктор экономических наук, профессор кафедры Экономики, организации и управления на предприятиях Балаковского инженерно-технологического института – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

Толок Екатерина Сергеевна – ассистент кафедры Гуманитарных дисциплин Балаковского инженерно-технологического института – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

Аннотация: В статье рассматриваются особенности процесса информатизации высшего образования через внедрение новых информационных технологий, которые позволят улучшить механизм управления учебной деятельностью студентов.

Ключевые слова: Информатизация, информационные технологии, образование, учебный процесс, профессиональная деятельность, критерии эффективности информационных технологий обучения.

В условиях постиндустриальной цивилизации роль образования коренным образом меняется. Из института воспроизводства интеллектуально-культурного потенциала общества и его передачи от поколения к поколению оно становится подлинным субъектом преобразования социума, механизмом общественного и культурного развития регионов и страны в целом, пространством личного развития каждого человека.

Несмотря на актуальность информатизации высшего образования, современное её состояние является всё ещё неудовлетворительным, что объясняется отсутствием единой методологии использования информационных технологий обучения в системе профессиональной подготовки студентов. Данный факт порождает массу проблем связанных, как с созданием инфраструктуры информатизации профессионального образовательного учреждения, так и с использованием имеющихся педагогических программных продуктов в учебном процессе. Решение данных проблем возможно лишь путём серьёзных комплексных исследований информационных основ управления учебной деятельностью студентов, а также прогнозирования социальных последствий информатизации высшего образования.

Раскрывая дидактическую сущность информационных технологий обучения некоторые исследователи, предлагают рассматривать их как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности 5. Существуют и другие подходы к оценке сущности и места информационных технологий обучения в образовательном процессе. Так, исследователь Л.В. Луцевич определяет информационную технологию обучения как технологию машинной обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики. Более широкая трактовка этого термина приведена М.И. Жалдаковым, который предлагает понимать под информационными технологиями обучения совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами. С позиции Е.И. Машбица и Н.Ф. Талызиной информационную технологию обучения необходимо рассматривать как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте. В.Ф. Шолохович предлагает определять информационные технологии обучения с точки зрения их содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования2.

Содержательный анализ приведённых определений показывает, что в настоящее время существует два явно выраженных подхода к определению понятия «информационные технологии обучения». Согласно первому подходу информационные технологии обучения следует рассматривать как дидактический процесс обучения, а с позиции второго как информационные средства в обучении.

В целом, информационные технологии обучения способствуют развитию у студентов таких необходимых для современного производства качеств, как информационная компетентность, активность, адаптивность, стремление к саморазвитию, самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Использование информационных технологий позволяет реализовать возможности интернет-среды в образовательных целях, создать многомерную обучающую среду, обеспечить внедрение в учебный процесс результатов научной деятельности.

К наиболее активно применяемым в учебном процессе информационным технологиям относятся: мультисредовая система, экспертная система, система автоматизированного проектирования, электронный библиотечный каталог, электронный учебник, банк и база данных, локальные и распределённые (глобальные) вычислительные системы, электронная почта, голосовая электронная почта, электронная доска объявлений, система телеконференций, автоматизированная система организационного управления, настольная электронная типография.

Среди наиболее значимых задач, стоящих сегодня перед преподавателями высшей школы, можно выделить оценку эффективности использования в учебном процессе информационных технологий обучения. Решение названной задачи влечёт за собой потребность в выборе и обосновании для этих целей критериев дидактической эффективности, позволяющих проводить соответствующие педагогические измерения.

Под дидактической эффективностью применения информационных технологий в обучении понимают эффект деятельности преподавателя по достижению заранее прогнозируемых целей обучения и воспитания студентов 9. Измерение и оценку дидактической эффективности применения информационных технологий можно с достаточной степенью достоверности производить по количественно-качественным показателям образовательного процесса путём обобщения и сравнения одних статистических данных с другими.

В педагогике существуют два коэффициента объективно позволяющие оценивать использование тех или иных информационных технологий обучения 10. Первый - коэффициент оценки уровня знаний как отношение оценки за группу, полученной с использованием информационных технологий обучения к оценке за группу, полученной при традиционной технологии обучения, причем чем больше значение данного коэффициента, тем эффективнее использование информационных технологий обучения. В качестве второго коэффициента, с помощью которого можно оценить использование информационных технологий обучения, является коэффициент времен, который, определяется как отношение времени, затраченного на изучение темы / раздела, курса с применением информационных технологий обучения, ко времени, затраченному при традиционном обучении.

Исследования, связанные с изучением роли информационных технологий в образовательном процессе вуза показали, что использование обучающих систем различного назначения на учебных занятиях должно производиться с учетом конкретных целей профессиональной подготовки студентов. При этом эффективность их использования зависит от мотивации обучения студентов и уровня усвоения знаний в предметной области учебной дисциплины. Повышение уровня мотивации обучения является необходимым условием повышения уровня усвоения знаний, формирования готовности и способности студентов к выполнению заданий творческого характера, повышения эффективности обучения с помощью компьютерных обучающих систем 11.

Для достижения различных уровней усвоения знаний студентами, мы предлагаем использовать четыре типа обучающих систем.

На первом уровне усвоения знаний – уровне идентификации предъявление учебного материала возможно с помощью электронных учебников или электронных лекций, содержащих теоретические основы заданной дисциплины, сопровождающихся иллюстративным материалом. Для студентов, преподавателей и сотрудников Балаковского инженерно- технологического института – филиала НИЯУ МИФИ открыт доступ к таким электронно-библиотечным системам (ЭБС), как: ЭБС НИЯУ МИФИ, ЭБС «Айбукс», ЭБС «Лань», ЭБС «Юрайт», ЭБС «Консультант студента» и научной электронной библиотеке elibrary. Данные электронно-библиотечные ресурсы содержат полные тексты учебных пособий и учебно-методических изданий, а также монографии и периодические публикации. Оценить уровень усвоения знаний студентов на данном этапе позволяет использование компьютерных тестов, содержащих все компоненты: цель, ситуацию и деятельность по её решению. Таким образом, от студента требуется только дать заключение об их совместимости.

Второй уровень знаний – уровень воспроизведения. На данном уровне контроль знаний требует создания сложных контролирующих систем с вводом конструируемых ответов и развитой системой распознавания ответов. Студенту по памяти надо воспроизвести подходящую деятельность для достижения заданной цели в заданной ситуации.

На современном уровне развития учебного программного обеспечения существует возможность передачи управления учебной деятельностью на первом и втором уровнях усвоения знаний компьютеру. Однако проведённые исследования по использованию компьютерных систем учебного назначения показали, что в центре реального учебного процесса в настоящее время студенты предпочитают видеть преподавателя, отводя компьютеру роль вспомогательного средства 1.

Задания для тестов третьего уровня – уровня использования знаний в стандартных ситуациях должны содержать цель и неполную ситуацию, которую студенту необходимо дополнить. Для достижения данного уровня усвоения знаний могут использоваться программы - тренажёры и обучающие компьютерные системы, ориентированные на использование знаний в типичных ситуациях, к которым относятся также и моделирующие программы.

Повышение уровня знаний студентов до четвертого, так называемого творческого, требует специальных обучающих программ, ориентированных на достижение субъективно новых для обучающихся знаний в нестандартных учебных ситуациях, развитию их творческих способностей.

Таким образом, проектирование информационных технологий обучения является непременным условием создания педагогических систем качественно нового уровня, имеющих свои теоретическую базу, методику организации, функционирования и оценки, преследующих свои цели - обеспечить современные требования социального заказа на подготовку современных профессионалов.

Список литературы

  1. Базык Е.В., Цой Е.Д. Роли информационных технологий в высшем образовании // Университетская наука. –2016. –№ 1. – C. 163-166.
  2. Вислогузов А. Информационные технологии в образовательном процессе // Высшее образование в России. –2006. –№ 5. – C. 73- 76.
  3. Герич А.А. Перспективы информационно-коммуникативных технологий в высшем образовании // Международный журнал гуманитарных и естественных наука. –2018. –№ 3. – C. 65-67.
  4. Глушкова Е.И. Использование информационных технологий в высшем образовании // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. –2013. –№ 1-2 (1). – C. 99-100.
  5. Данчук М.П. Современные образовательные технологии и их дидактическая сущность // Общественные науки. –2007. –№ 2. – C. 118-123.
  6. Дунаева Т.Ю. Роль информационных технологий в высшем образовании // Проблемы педагогики. –2017. –№ 4 (27). – C. 71-73.
  7. Кондратенко А.Б. Методология построения e-learning системы персонализации обучения // Открытое образование. –2011. –№ 5. – C. 17-20.
  8. Муханова С.А Дистантные формы обучения и информатизация: социальные аспекты формирования новой парадигмы образования// Цивилизация и человек.– 2010. № 2. – С. 178-181.
  9. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Некоторые эффекты информатизации образовательной среды современного вуза // Открытое образование. –2016. –Т. 20. –№ 3. – С. 24-30.
  10. Подлесский Г.Ф., Прасько А.Д. Филатов А.А. Педагогические аспекты повышения качества подготовки обучаемых на основе современных информационных технологий // Проблемы создания автоматизированных обучающих и тестирующих систем. – Новочеркасск: Изд. ЮРГТУ, 2001. – 275 с.
  11. Самсонова Н.В., Кондратенко Б.А. Индивидуализация и персонализация профессионального образования в ВУЗе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2013. № 4 (26). – С. 42-48.
  12. Толок Е.С. Воздействие дистанционного образования на процессы реформирования образования в современных условиях // Цивилизация и человек.– 2010. № 2. – С. 181-182.
  13. Цгоева Н.А. Использование информационных технологий в образовательном пространстве вуза // Современные технологии в образовании. – 2014. –№ XIV-2. – С. 155-160.
  14. Эрштейн Л.Б. Теоретическая модель использования информационных технологий в высшем образовании // Дистанционное и виртуальное обучение. –2017. –№ 4 (118). – C. 31-37.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк