"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 346

Правовое регулирование изменения условий государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в пределах 10%

Серкова Кристина Яковлевна – кандидат экономических наук, начальник отдела Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга.

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы толкования положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в части изменения условий государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в пределах 10 %. Проанализированы проблемы определения основания расчета изменения цены контракта не более чем на 10 %, пересчета в дополнительном соглашении к контракту пеней и штрафов относительно новой цены контракта, измененной в силу закона в пределах 10 %. Исследованы позиции Минфина России, Минэкономразвития России, а также изучена судебная практика по данному вопросу. На основе проведенного исследования автором предлагаются изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, формулируются основные решения сторон при различных изменениях условий государственного контракта.

Ключевые слова: Государственный контракт, изменение цены контракта, штрафы, пени, изменение условий контракта, существенные условия контракта, ответственность.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных указанной статьей.

На основании п.1 ч.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта допускается, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.

Согласно подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ изменение существенных условий государственного контракта допускается в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Между тем, открытым остается вопрос определения основания расчета изменения цены контракта не более чем на 10 %: от общей стоимости контракта или пропорционально изменению объемов товаров, работ, услуг.

При прочтении подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ стоит учитывать тот факт, что формулировка «предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги», используемая законодателем, имеет устоявшееся и обобщающее значение по отношению к объекту закупки в целом и не относится к отдельным позициям такого объекта закупки.

При этом, иное толкование подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ привело бы к искажению смысла отдельных положений ст. 95 названного Федерального закона, а также указанной статьи в целом.

Так, категория «предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги» содержится фактически во всех нормах ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и характеризует собой всецелый объект закупки (предмет заключенного контракта). Указанное устойчивое сочетание используется как в нормах, касающихся изменения существенных условий заключенного контракта (подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, п. 6 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также ч. 2,3,4,7 названной статьи), равно как и в положениях Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, регулирующих проведение приемки (экспертизы) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 10,11 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ) и процедуру расторжения государственного контракта (ч. 17,18 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Аналогичная правовая позиция содержится в письмах Минэкономразвития России от 21.02.2017 № ОГ-Д28-1836, от 23.01.2017 № Д28и-182, от 13.01.2017 № Д28и-221, от 09.12.2016 № ОГ-Д28-14791, от 25.10.2016 № Д28и-2759, от 21.09.2016 № Д28и-2476.

Стоит также отметить, что толкование категории «предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги», в контексте подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в качестве отдельных позиций объекта заключенного контракта (закупки), в том числе, привело бы к невозможности реализации рассматриваемой правовой нормы в отношении изменения (уменьшения/увеличения) объема товаров, работ, услуг (составляющих единый объект закупки), количество которых объективно невозможно увеличить или уменьшить в рамках 10 процентов от их объема, предусмотренного в контракте.

Согласно позиции Министерства финансов России, изложенной в письме от 26.09.2017 № 24-03-08/62479, в случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (при установлении такой возможности контрактом) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на десять процентов, исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом, общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на десять процентов. Также следует понимать, что если товары или услуги идут в комплексе, то не обязательно повышать объемы поставок всего предлагаемого ассортимента, можно поднять поставки свыше 10 % одной группы товаров, но так, чтобы новая цена контракта не превышала 10 % от первоначальной.

Аналогичная позиция отражена в определении Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга от 25.12.2018 № 11-10-7384/18-0-0 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения. Так, в рамках заключенного контракта на обустройство сквера с устройством освещения на сумму 32,86 млн рублей сторонами подписано дополнительное соглашение, согласно которому в существенные условия контракта внесены изменения в части увеличения объемов работ по устройству основания под твердое покрытие и дополнительных работ по электропроводке. При этом, в силу осуществления указанных изменений, общая сумма контракта увеличилась на 1,22 млн рублей, что составило 3,72 % от первоначальной цены контракта. Между тем, рассматриваемым дополнительным соглашением изменены объемы и состав работ в пределах видов работ (разделов) первоначально предусмотренных локальной сметой, являющейся приложением к контракту. Указанные изменения произведены в рамках предмета контракта: «обустройство сквера с устройством освещения. Таким образом, выполнение дополнительных работ связано с объектом закупки и входит в предмет контракта, необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком, при этом изменение объема работ произведено в соответствии с условиями контракта и в пределах 10 процентов от первоначальной цены контракта, что не противоречит подп. «б» п .1 ч. 1 ст. 95 Федеральный закон № 44-ФЗ. При таких обстоятельствах, заключение дополнительного соглашения от 25.12.2017 к Контракту не противоречит требованиям ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Указанная позиция также изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2017 № 304-АД17-4527.

Учитывая изложенное, в соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги, исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. Если в смете какие-либо позиции не были предусмотрены, то, безусловно, невозможно в рамках заключенного контракта включить дополнительные работы в смету, поскольку положения Федерального закона № 44-ФЗ не предполагают изменения предмета контракта (конкретных видов работ).

Кроме того, Федеральный закон № 44-ФЗ прямо не регламентирует вопрос пересчета в дополнительном соглашении к контракту пеней и штрафов относительно новой цены контракта, измененной в силу закона в пределах 10 %.

В соответствии с ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом, согласно ч. 8 ст.34 Федерального закона № 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается условиями контракта либо в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, либо в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 44-ФЗ законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Гражданского кодекса РФ.

Так, ч. 1 ст. 453 Гражданского кодекса РФ установлено, что при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. В соответствии с ч. 3 ст. 453 Гражданского кодекса РФ в случае изменения договора обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора.

Соответственно, поскольку размер штрафа напрямую зависит от цены контракта, то в случае изменения цены контракта изменению подлежит и размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом. Следовательно, после изменения в установленном законом порядке цены контракта в пределах 10 %, начисление пеней и штрафов должно осуществляться с учетом внесенных изменений.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (письма от 09.03.2015 № Д28и-596 и от 03.04.2015 № ОГ-Д28-4635).

Несмотря на то, что напрямую возможность изменения штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, положениями ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ не предусмотрена, изменение размера штрафа в данном случае необходимо в целях соблюдения Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 и является следствием изменения цены контракта. В противном случае, если размер штрафа не будет пересчитан в соответствии с измененной ценой контракта, то такой штраф будет определён в нарушение порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, что, в свою очередь, повлечет за собой нарушение ч. 8 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.

Следует отметить, что существуют иные мнения по данному вопросу. Согласно Постановлению Арбитражного суда Уральского округа от 15.07.2015 № Ф09-4486/15 по делу № А71-6986/2014 условия контракта (как являющиеся существенными, так и не являющиеся таковыми) могут быть изменены только в случаях, указанных в ч. 18 ст. 34 и ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ. Таким образом, при изменении цены контракта по соглашению сторон соответственно должна быть изменена прописанная в рублях сумма штрафных санкций, что не предусмотрено Федеральным законом № 44-ФЗ. В случае определения размера штрафа в виде фиксированной процентной ставки от цены контракта (даже в случае ее изменения), условие контракта о размере штрафа будет соответствовать Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Отдельно следует рассмотреть вопрос невозможности подрядчика (поставщика, исполнителя) выполнить условия государственного контракта без увеличения стоимости контракта более чем на 10 %.

Решением в сложившейся ситуации может быть либо расторжение контракта по соглашению сторон, либо односторонний отказ подрядчика от исполнения контракта, например, в связи с невозможностью выполнения работ по контракту без выполнения иных (не предусмотренных в контракте) в силу ст. 716 Гражданского кодекса РФ.

Согласно п. 20 «Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, выполненные подрядчиком работы без дополнительного соглашения к контракту или превышение объема работ на 10% оплате не подлежат.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2016 № 307-ЭС16-11063 по делу № А66-8374/2015 с требованием о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по оплате выполненных работ при отсутствии подписанного сторонами дополнительного соглашения на выполнение работ на сумму, превышающую твердую цену контракта, у заказчика отсутствовала обязанность по оплате дополнительных работ. Согласно п. 10 «Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, соглашение об увеличении объема работ более 10 % будет ничтожным.

Кроме того, согласно п.6 ст. 709 Гражданского кодекса РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов, с учетом положений Федерального закона № 44-ФЗ за пределами 10% (если изменение цены предусмотрено договором).

При невозможности поставщика поставить предусмотренный контрактом вид продукции по установленной цене государственный контракт подлежит расторжению, поскольку увеличение стоимости контракта в пределах 10 % возможно только при повышении количества поставляемых товаров и услуг и в данном случае отсутствуют признаки объективного подорожания услуги, как это происходит, например, в случае регулируемых тарифов.

Так, согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.01.2019 стороны вправе заключить дополнительное соглашение к уже заключенному договору подряда выполнения работ по капитальному ремонту, если в нем не предусмотрена ставка НДС, действующая с 1 января 2019 г., и пропорционально увеличить стоимость по договору.

Учитывая изложенное, увеличение объема работ и цены государственного контракта не более чем на 10 % на виды работ или материалов, не указанные в извещении о закупке, документации о закупке, заявке и контракте, заключенном с таким победителем, недопустимо. В случае возникновения необходимости в видах работ или материалов, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Федеральным законом № 44-ФЗ.

По нашему мнению, необходимо внести изменения в ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в части предоставления субъектам РФ возможности определения случаев, при которых по решению публично-правового образования возможно изменение цены государственного контракта свыше 10 %. Для Санкт-Петербурга таковыми могут являться реставрационные работы по сохранению объектов культурного наследия федерального и регионального значения, строительство социально-значимых инфраструктурных объектов и т.п.

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 № 1 4-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ) // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г.
  4. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Российская газета. 2013. № 80.
  5. Постановление Правительства РФ от 30 августа 2017 г. № 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063".
  6. "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утверждённый Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
  7. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2017 г. №304-АД17-4527 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
  8. Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2016 № 307-ЭС16-11063[Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
  9. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.07.2015 № Ф09-4486/15 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
  10. Определении Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга от 25.12.2018 № 11-10-7384/18-0-0 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.