"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Здоровьесберегающие технологии в процессе реализации содержания образовательной области «Музыка» в ДО

Абдыкадыров Асхат Абдыкадырович – аспирант Бишкекского гуманитарного университета имени К. Карасаева.

Научный руководитель: Токсонбаев Рыскелди Нурманбетович – доктор педагогических наук, профессор Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына.

Аннотация: В работе предложена методика использования здоровьесберегающих технологий на занятиях музыки в дошкольном учреждении. Под здоровьесберегающими технологиями, пригодными для применения на занятиях музыки понимаются вокалотерапия, ритмотерапия, логоритмика, музыкотерапия. Выявлен положительный эффект от их применения.

Ключевые слова: Здоровьесберегающие технологии, арт-терапия, ритмотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, дыхательные упражнения, музыкально предметно оздоровительная среда, пение, комфорт, музыкальный слух, память, чувство ритма, внимание, мышление.

Здоровьесберегающие технологии направлены для охраны здоровья воспитанников, создают благоприятные условия в достижении этой цели. Создание музыкально-здоровьесберегающей среды является главным фактором достижении дошкольниками комфортных условии в образовательном процессе. Комфортные условия для жизненного пространства человек создает сам. Комфорт значит, создание уюта, удобности в музыкальной образовательной среде.

Музыкально-оздоровительная среда направлена, для поддержания и стимулирования здоровья дошкольников. При создании музыкально-оздоровительной среды необходимо учитывать интересы детей к разным видам деятельности, их возможности в решении тех или иных задач. Современный дошкольник более осведомлен в жизненном пространстве, чем его предшественник, тем труднее привлечь его внимание к видам деятельности необходимом для поддержания и стимулирования собственного здоровья.

Музыкально-здоровьесберегающие технологии обращены не только охране здоровья ребенка, но и укреплению его с помощью разной обстановки, пространственной среды. Создание музыкальной предметно-развивающей среды сохраняет и укрепляет психофизиологическое состояние, содействует профилактике простудных заболеваний, тренирует двигательные навыки, развивает моторные и сенсорные функций.

Важно донести до сознания ребенка, что его тело и душа принадлежит ему, и его целостное сохранение зависит от него. Правильное отношение к своему здоровью, нужно формировать с раннего возраста. В основном, главными ориентирами являются родители и ближайшие родственники. Заложенные привычки в детстве, сопровождают его на протяжении всей жизни. Привычки служат для безопасности жизни, нужно привить их в ходе освоения музыкальной оздоровительной образовательной деятельности необходимых сохранению здоровья. Полезные привычки восхвалят, а вредные искоренят. Воспитанники детского сада приходят уже формировавшимися навыками и привычками, дальше педагоги обеспечивают теми знаниями и навыками, которые ведут здоровому образу жизни.

Дошкольное образование играет большую роль в сохранении здоровья и создания положительной психо-эмоциональной атмосферы.

«В здоровом теле – здоровый дух» - только здоровый ребенок, активно участвует в жизни сада, положительно относится к физическим упражнениям, утренней зарядке. Крепкое здоровье благоприятно влияет на организм ребенка, создает гармоничное отношение в детском коллективе, эффективно борется с вредными привычками. Забота о собственном здоровье является главным стержнем в оздоровлении и укреплении физических качеств ребенка.

В современном дошкольном образовании используются новые направления сохранения здоровья детей. Одним из них являются – музыкально-ритмические движения. Музыкально-ритмические движения повышают работу опорно-двигательного аппарата, улучшают осанку, адаптирует организм к неблагоприятным условиям окружающей среды, адаптироваться влияниям психофизиологических изменении.

Арт-терапия с успехом внедряется в здоровьесберегающих технологиях. Сказкотерапия эффективно влияет на эмоциональное состояние , положительно влияет на организм, укрепляет нервную систему, оказывает благотворное действие на весь организм. Занятие йогой тоже входит в ряд здоровьесберегающих технологии. Наиболее ощутимую пользу приносят дыхательные упражнения по системе йоги. Умение правильно дышать важно при перемене воздуха, эффективно адаптирует организм, к различным перепадам температур, климатических изменениях. Все эти процедуры не должно происходит принудительно.

Надо пробудить в сознании ребенка стремление с интересом и с пользой участвовать во всех этих мероприятиях, которые направлены для охраны его собственного физического и эмоционального здоровья. Если акцентировать его внимание на здоровьесберегающих и здоровьесохраняющих технологиях, заинтересовать, тогда выполнение всех этих процедур станет для ребенка повседневной привычкой, в хорошем смысле этого слова.

Существует немало эффективных методов для вызывания интереса к здоровьесберегающим технологиям. Это спортивные праздники, эстафеты, спортивные развлечения, соревнования. Во время проведения различных мероприятии важно обеспечивать сохранения здоровья воспитанников, оградить их от стрессовых ситуации, не превышать физические нагрузки соответствующие возрастным особенностям.

В таких ситуациях немаловажную роль играет сопровождение разных телодвижении музыкальным оформлением. Музыка дает не только стимул, но и уравновешивает психическое состояние ребенка, успокаивает. Помогает легко переносит физические нагрузки. Физические нагрузки, двигательный режим эффективен при профилактике и сохранения здоровья и способствует оздоровлению.

При выборе здоровьесберегающих технологии не следует забывать об индивидуальных особенностях детей, умениях и гигиенических навыках, подготовленности.

Только, умелое сочетание этих требовании приводит к воспитанию всесторонне и гармонично развитых личностей. Не следует забывать об отдыхе, чередовать прогулку на свежем воздухе, с играми, воздушными, солнечными ваннами.

Соблюдение гигиенических навыков также является средством в укреплении и сохранении здоровья. Чистота помещения для занятий, свежий воздух содействуют к активной деятельности, снимает усталость. Занятия на чистом воздухе, не пыльном помещении сохраняет и укрепляет здоровье, оберегает от болезней. Использование музыкотерапии помогает избежать от усталости и переутомления, спасает от скуки. Ни одно здоровьесберегающее занятие не обходиться без музыки, при звуке музыки дети оживляются и одухотворяются. Таким образом, музыкотерапия играет немаловажную роль в сохранении здоровья, привносит эстетическое удовлетворение, тем самым восстанавливает и нормализует психо-эмоциональное состояние организма.

Здоровье дошкольников зависит не только от физического, психо-эмоционального состояния, необходимо гармонировать с окружающим социумом, природной средой. И наконец, правильное питание тоже важна в здоровосберегании воспитанников. Сбалансированное в соответствии с санитарными нормами полноценное питание и отдых восполняет утраченные силы детского организма, обеспечивая их дальнейший рост.

Во время воспитательно-образовательного процесса применяются элементы здоровьесберегающих технологии: пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная гимнастика, физкультминутки, гимнастика для глаз. Их выполнение во время образовательного процесса сохраняет здоровье и психическое состояние ребенка. В образовательный процесс вовлекаются родители, для них проводятся тренинги, консультации, папки-передвижки, дни открытых дверей, дни здоровья, памятки, буклеты. В тесном контакте с родителями уделить внимание организации режима дня ребенка.

Здоровьесберегающие технологии, которому приучается воспитанник, должно найти продолжение дома. Родители создают для своих детей все условия для сохранения полноценной жизни, дальнейшего усвоения всех премудростей которые встречаются на их пути. Здоровье собственного ребенка должна быть каждому родителю дорога, от этого зависит благосостояние каждого гражданина.

Сегодняшний здоровый ребенок – будущее нашей страны. Здоровый ребенок – здоровое общество. Забота о здоровье ребенка не должна быть в тягость. Из года в год на нашей планете людей с крепким здоровьем становится все меньше, а нездоровых все больше. Эта информация нам доступна из источников СМИ. Ученые всего мира забили тревогу. Здоровье, данное человеку бесценно, поэтому нужно беречь его с начала жизни. Если наши дети научатся заботиться о своем здоровье, то с уверенностью можно сказать что их ждут интересные начинания во благо своей страны.

Список литературы

  1. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.
  2. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.
  3. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.