"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Роль правовой культуры в формировании профессиональной компетенции у будущих юристов

Молдалиева Саламат Аманкуловна – соискатель кафедры Педагогики Кыргызского государственного университета имени И.Арабаева.

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о том, что правовая культура играет важную роль не только при формировании профессиональных компетенций у студентов. Это еще и современная концепция воспитания личности, целью которой является формирование правосознания граждан в современном обществе Кыргызстана.

Ключевые слова: Государственный образовательный стандарт, профессиональная компетенция, компетентность, программа развития молодежной политики, концепция правовой культуры, правовое воспитание личности.

Правовую культуру личности и общества можно рассматривать как одну из категорий общечеловеческих ценностей, она является необходимым компонентом цивилизованного правового государства. Необходимо подчеркнуть связь правовой культуры не только с юридическим образованием, но и с уровнем развития юридической науки.

В наше время существует четкая проблематика качества подготовки юристов, которые бы соответствовали требованиям современности. Для развития целей всей страны, необходим достаточно высокий уровень правосознания и грамотности населения, что особо касается юристов. Но в настоящее время наблюдается достаточно низкий уровень квалификации и нравственности среди юристов, распространенным явлением предстает коррупция, применяются двойные стандарты, что подрывает значение власти и самой системы права.

Однако на практике мы видим, что большее количество выпускников владеют низким уровнем развития профессиональной компетенции, имеют недостаточно знаний в правовой сфере профессиональной деятельности. Проблема формирования профессиональной компетенции у будущих правоведов в настоящее время в полной мере еще не изучена и не решена. В этой связи возникают некоторые противоречия в потребности общества в квалифицированных профессионалах юридического направления и неготовностью юридических вузов в полной мере удовлетворить эту потребность, между целесообразным развитием профессиональной компетенции у будущих правоведов и методическим обеспечением в этом процессе. «Компетенция есть «системное образование» в личности учащегося, которое является «компонентом его качества». Причем компетенция относится в большей степени к потенциальному качеству, чем к актуальному. Результатом освоения основных образовательных программ по направлению «юриспруденция» в соответствии со Стандартом высшего профессионального образования является обладание определенным набором общекультурных и профессиональных компетенций [2]. На наш взгляд, в качестве результата освоения той или иной образовательной программы нужно рассматривать также степень успешной реализации учащимся компетенций, которыми он обладает. В этой связи одной из задач современного юридического образования наряду с задачами формирования общекультурных и профессиональных компетенций считается формирование у учащихся профессиональной юридической компетентности начального уровня. Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Профессиональную компетенцию можно оценивать уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. Цель развития профессиональной компетенции-это повышение уровня интеллектуальной деятельности, поскольку сейчас в области образования идет процесс развития личности нового типа - компетентной личности. Сейчас наблюдается тенденция повышенной требовательности работодателя к определенным личным качествам специалиста: мобильность, быстрая реакция в экстренных случаях, самообразование, коммуникабельность, грамотная речь, соблюдение норм этики и морали, и т.д. В настоящее время идет ускоренный темп развития социально-экономической сферы, политической системы и духовной жизни нашего общества. Возросли негативные явления в социуме как коррупция, безработица, низкий уровень образования, детская безнадзорность в связи с большой миграцией наших граждан, абсолютное отсутствие нравственного и духовного, психического и физического воспитания подрастающего поколения. В условиях экономической дестабилизации и падения жизненного уровня вопрос воспитания и развития молодежи, в частности студентов остается актуальной. Для выхода из этой ситуации необходимо уделить внимание уже со студенческой скамьи вопросам внедрения педагогических условий для развития и формирования профессиональных компетенций у будущих правоведов, поскольку главной целью профессионального образования является подготовка квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, компетентного, грамотно владеющей своей работой. Обо всем этом Э.Ф. Зеер сказал: на начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития является уровень личностного развития. На следующих этапах профессионального становления соотношение личностного и профессионального развития приобретают динамическую целостность [1, с. 123]. На стадии профессионализации профессиональное развитие личности начинает доминировать над личностным и определять его. При этом важным аспектом является соотношение личностного и профессионального развития будущих специалистов.

Специальных программ по развитию профессиональных качеств студентов юридических наук не существует. Так же слабо сформированы у выпускников вузов качества общей и правовой культуры, отсутствуют навыки саморазвития, профессионально значимых личностных качеств при самостоятельной юридической деятельности. Несмотря на значительное число высших и средних учебных заведений юридического профиля, далеко не все выпускники по завершении учебы в вузе оказываются подготовленными к работе в сложных и неординарных ситуациях и обладают необходимыми в юридической деятельности умением профессионального общения. Компетенция «идеального юриста» - это не официальный критерий владения и применения юристом знаний, навыков и умений. Скорее этот критерий направлен на личностные качества специалиста, что служит стандартом соответствия характера и компетенции. В профессиональную компетенцию обязательно должны входить те компетенции которые установлены Стандартом Образования для выпускника вуза и исполнение тех правил, что установлены в кодексах профессиональной этики, его нравственных качеств и обязанностях. Государственный образовательный стандарт по направлению Юриспруденция высшего профессионального образования разработан Министерством образования и науки Кыргызской Республики в соответствии с Законом «Об образовании». В нем говорится что помимо универсальных компетенций студент должен владеть еще и профессиональной компетенцией. Профессиональная компетенция является одним из требований основной образовательной программы, «компетенция» - это динамичная комбинация личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для занятия профессиональной деятельностью в соответствующей области [2, с. 7].

Нынешнее общество ставит перед учебным заведением задачу по созданию квалификационной системы профессионального личностного становления специалиста ориентированное на удовлетворении потребности в профессиональном, культурном и нравственном развитии. В связи с кризисом в обществе произошло падение производства, расслоение общества по уровням дохода. Главной целью воспитания граждан должно быть – правовое воспитание подрастающего поколения. В Программе Правительства Кыргызской Республики «Развитие молодежной политики на 2017 – 2020 гг.» отмечено что молодежь-показатель человеческого потенциала страны, субъект гражданской активности, и именно молодежь обладает высоким уровнем мобильности, интеллектуальной активностью, здоровьем, готовностью к восприятию нового и стремлением внести свой вклад в развитие нашей страны [3, С. 1-3]. Безработица среди молодежи является одним из факторов, формирующих правовое поведение молодых кыргызстанцев.

В Кыргызстане повышение правовой культуры населения является одной из приоритетных задач государства в условиях становления гражданского общества и правового государства [4, с. 4] В связи с этим Утверждена Постановлением Правительства КР «Концепция повышения правовой культуры населения Кыргызской Республики на 2016-2020гг.»,где отмечается что правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правового развития личности, степени свободы ее поведения и взаимной ответственности личности и государства. Это отношение общества к законам [5, С. 1-3].

Прав был К.Д. Ушинский, неоднократно высказывавший убеждение в том, что первое знакомство с отечеством должно войти в систему начального обучения и элементарные сведения о родной стране должны быть усвоены так же твердо, как и азбука. Правовой ликбез столь же важен для граждан, сколь и высокие информационные и производственные технологии [6, с. 56]. И тогда, вопрос о развитии профессиональной компетенции не только в юридической области, но и во всех направлениях будет реализован на должном уровне, и тогда мы можем выпускать специалистов, отвечающих современным требованиям общества.

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессии – М.2003-С.123.
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный ПП КР от 15.09.2015 № 1179/1-С. 7.
  3. Программа Правительства КР « Развитие молодежной политики на 2017-2020 годы» от 10.08.2017 № 471-С.1-3.
  4. Э.Джураев, М.Аблезова –Национальный институт стратегических исследований КР «Правовая культура граждан и роль правовой пропаганды, правовой нигилизм» Бишкек-2013г-С.-4.
  5. «Концепция повышения правовой культуры населения Кыргызской республики на 2016-2020 гг», утвержден Постановлением Правительства КР.С.-1-3.
  6. Данилина-Ушинский, К. Д. Лекции в Ярославском лицее / К. Д. Ушинский // Литература и жизнь : [литературный портал] [Электронныйресурс].URL:http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_lekcii. С.56.

Интересная статья? Поделись ей с другими: