gototopgototop

"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Ценностное отношение к профессии и компетентность – главные факторы успеха инженера-конструктора

Дудинцев Владимир Александрович – соискательТюменского индустриального университета.

Аннотация: В статье подчёркивается социальная значимость инженерной деятельности и ценностное отношение инженеров к своей профессии. Рассматриваются требуемые компетенции инженера с позиции инженера-конструктора. Перечисляются 10 компетенций, которые, согласно прогнозам, будут востребованы в 2020 году.

Ключевые слова: Профессиональная деятельность, инженер, ценность, компетенции, прогноз.

Современному инженеру необходимо быть специалистом высокой квалификации, способным эффективно решать сложные производственные задачи, нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, соблюдать инженерную этику. Ю.В. Артюхович и А.А. Соловьёв утверждают, что «основная проблема инженерной этики – это гармоничное взаимодействие в системе: человек – техника – природа на основе общечеловеческих норм и ценностей. Поэтому духовность и нравственность являются базовыми в ценностном наборе инженера. Именно на этом ценностном основании и формируется представление о социальной ответственности инженера за результаты его профессиональной деятельности» [1]. Как отмечает О.Ф. Пиралова: «Освоение профессиональной деятельности приводит к развитию профессиональной социализации, профессионального опыта, профессиональной идентичности, профессиональных компетенций» [2]. «Уровень развития компетенций работников зависит от качества профессиональной подготовки — содержания, необходимости и достаточности полученных знаний, навыков, умений [3].

В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами. Перечень наиболее значимых компетенций, составленный НИУ ВШЭ в 2012 году по результатам международного обследования инженерных кадров России и стран ЕС, представлен в таблице 1.

Таблица 1, Требуемые компетенции для инженеров [3].

1

Эффективное использование времени

2

Продуктивная работа в коллективе

3

Умение доступно излагать свои мысли

4

Теоретические знания по специальности

5

Профессиональное инженерное мастерство

6

Быстрое усвоение новых знаний

7

Эффективная реализация задуманного


В рамках нашего исследования был проведён анкетный опрос специалистов конструкторского бюро АО «НПП «Сибтехноцентр» (количество опрошенных – 10 человек, возраст респондентов до 35 лет, стаж работы 7-10 лет, образование высшее). Опрашиваемые заполнили анкету, ответив на вопросы: «Какие факторы, по вашему мнению, влияют на успех в профессиональной деятельности? Ваше отношение к профессии инженера и требуемым компетенциям?»

Проведённый опрос позволил определить отношение инженеров-конструкторов к своей профессии:

* все опрашиваемые уважительно относятся к своей профессии и выбрали её осознанно, так как профессия инженера востребована обществом и социально значима;

* в качестве основных факторов, влияющих на успех в профессиональной деятельности, называют удовлетворённость профессией, образование, компетентность, моральное и материальное стимулирование.

При анализе ответов респондентов выяснилось, что некоторые специалисты не осознают разрыв между требуемым и реальным уровнем компетенций, что и послужило основанием для подробного рассмотрения требуемых компетенций с позиции инженера-конструктора.

Из таблицы 1 следует, что: «… требуются компетенции, способствующие эффективной реализации поставленных задач, в том числе теоретические знания и профессиональное инженерное мастерство» [3].

Безусловно, инженеру-конструктору требуются хорошие теоретические знания по дисциплинам: теоретическая механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, детали машин и основы конструирования, гидравлика, материаловедение, электротехника, метрология, патентоведение, сертификация и лицензирование, техническая эстетика и дизайн, менеджмент качества, основы экономики и организации производства, трудовое законодательство, правила и нормы охраны труда, международные стандарты конструкторской и технологической документации по обеспечению качества. Необходим опыт оформления чертежей по ЕСКД, умение работать с нормативной документацией и справочной литературой, знание технического английского языка.

В современных условиях ценится профессиональная динамичность, коллективная работа, нацеленность на результат, владение иностранными языками и компьютером. Уверенное владение компьютером и специализированным программным обеспечением считается одним из основных умений современного инженера-конструктора, так как на многих предприятиях применяется электронный документооборот, оформление проектной документации и проведение комплекса технических расчётов реализуется с помощью специализированных компьютерных программ. Например, при проектировании новых образцов нефтепромыслового оборудования в программах трёхмерного моделирования появляется возможность провести комплекс прочностных расчётов, оформить комплект конструкторской документации и увидеть будущее изделие, придав ему реалистичное отображение для предварительной оценки дизайна.

Для продуктивной работы в коллективе важное значение имеют: трудолюбие, уважение к выбранной профессии, наличие собственного мнения, способность продуцировать несколько альтернативных решений поставленной задачи, честность, инициативность каждого специалиста; ежедневное планирование работы, коллективное обсуждение индивидуальных проектов и общих проблем. Коллективная работа над проектами позволяет минимизировать риски ошибок на этапе проектирования, своевременно изготовить опытные образцы изделий и провести промышленные испытания. При этом пригодятся такие компетенции, как критическая оценка собственных и чужих идей, мобилизация и использование способностей коллег, поиск компромиссных решений и умение видеть новые возможности.

Эффективное использование времени для инженера-конструктора – это точно сформулированное техническое задание; подробный план работ по проекту; сосредоточенность, ответственность и умение планировать личное время.

Владение иностранными языками необходимо инженеру-конструктору для осмысленного чтения и понимания иностранной технической документации и научной литературы, для ведения переговоров с иностранными клиентами.

В своей статье «Образ современного инженера в оценках молодых специалистов» Л.Н. Банникова отмечает: «Современный инженер наряду с освоением узкоспециализированных научно-технических и инженерных дисциплин должен владеть широким спектром ключевых социально-личностных компетенций» [4].

«Под социальной компетенцией понимают соответствие конкретного человека условиям и возможностям, предоставляемым конкретным обществом. Социальную компетенцию можно разбить на ряд отдельных способностей и иных компетенций, необходимых современному инженеру-конструктору: коммуникативная компетенция, социальная предприимчивость, общая правовая и экономическая грамотность, способность принимать и определять границы ответственности, способность повести за собой (социальная уверенность), умение разбираться в межличностных отношениях, умение устанавливать долговременные партнерские отношения, способность управлять собственным имиджем» [5].

Коммуникативная компетенция необходима инженеру-конструктору при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ наряду с поисковой, информационной, аналитической, оценочно-прогностической компетенциями.

Исследовательская компетенция важна тем, что определяет умение мыслить шире общепризнанных категорий, решает возникшие проблемы, обеспечивает приобретение новых знаний.

По мнению Т.М. Ткачёвой, «компетентным инженером можно считать такого инженера, который кроме профессиональных знаний, владеет методами научного и инженерного творчества, а также хорошо представляет целостность, взаимосвязанность различных процессов и умеет прогнозировать экологические, социальные и этические последствия инженерной деятельности» [6].

Установлено, что «… недостаточная вузовская подготовка по ряду дисциплин, направленных на формирование социальных, управленческих и коммуникативных навыков, влечет за собой объективный и обоснованный разрыв между имеющимися и требуемыми компетенциями» [3.с.44]. Для устранения этого разрыва современному инженеру-конструктору следует стремиться к быстрому усвоению новых знаний, что предполагает: отслеживание изменений в области законодательства и стандартов, своевременное обновление устаревшего программного обеспечения, изучение новых изданий технической литературы, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, посещение профильных выставок, изучение видеокурсов по специальности, участие в конференциях и семинарах по новым технологиям. Необходимо развивать навыки самоорганизации и видеть новые возможности. Только в случае совершенствования качества самоподготовки специалист научится владеть технической терминологией, приводить примеры из практики, делать ссылки на компетентные источники, формулировать цели и задачи проводимых исследований, доступно излагать свои мысли и достойно презентовать достигнутые результаты.

Одной из требуемых компетенций инженера является эффективная реализация задуманного: разработка проектной документации, применение инженерных знаний, рациональное использование ресурсов, правильный выбор технологии изготовления изделия, эффективный маркетинг (реклама товара, вывод товара на рынок). В итоге, благодаря компетенциям, накопленному опыту проектирования, высокому уровню компьютерной грамотности и опоре на коллектив инженер-конструктор качественно выполнит поставленную перед ним задачу в запланированные сроки.

Динамичное изменение рынка труда оказывает существенное влияние на требования к компетенциям инженеров. «Сегодня успешный инженер должен не просто владеть фундаментальными и специализированными знаниями, но и уметь применять их на практике, работать с большим объемом информации, постоянно следить за развитием технологий во всем мире, нестандартно и творчески подходить к решению задач, эффективно коммуницировать, работать в команде, соблюдать проектную дисциплину и брать на себя ответственность за результат работы» [7].

А.Л. Галиновский, Ю.В. Баданина, В.А. Моисеев рекомендуют обращать внимание на прогнозы в области развития и изменения компетенций: «Такие прогнозы, в частности, строят специалисты-аналитики World Economic Forum, по мнению которых 35% ключевых востребованных компетенций изменятся в ближайшие годы» [8].

Специалисты-аналитики World Economic Forum утверждают, что в 2020 году будут востребованы 10 компетенций (данные отражены в табл. 2).

Таблица 2. Компетенции, которые будут востребованы в 2020 году [9].

1

Умение решать сложные задачи

2

Критическое мышление

3

Креативность

4

Компетенция управления людьми

5

Навыки координации, взаимодействия

6

Эмоциональный интеллект

7

Суждение и принятие решений

8

Клиентоориентированность

9

Умение вести переговоры

10

Когнитивная гибкость


В данном случае, под компетенцией предлагается понимать «результат использования человеком знаний, навыков, накопленного опыта и личной мотивации, который проявляется в виде рабочего поведения» [7]. Планируется выделить следующие категории компетенций: универсальные, отраслевые, ролевые, технические, личностные. Важная роль отводится личностным компетенциям, среди которых выделяются «клиентоориентированность, работа в команде, самоорганизация, планирование, логика, критическое мышление, соблюдение этики. Особое внимание уделяется способности инженера ориентироваться и взаимодействовать в глобальной информационной среде» [7].

В заключение отметим, что главным фактором, влияющим на успех в профессиональной деятельности инженера, является отношение к профессии как к ценности. Современному российскому инженеру, в том числе инженеру-конструктору, необходимы: удовлетворённость профессией, осознание её социальной значимости, желание заниматься избранным видом деятельности и поддерживать престиж предприятия.

«Очевидно, что каждая область инженерной деятельности обладает специфическими особенностями, но важным для современного инженера является сформированность компетенций, которые позволят решать постоянно меняющиеся креативные инновационные задачи, творчески подходить к их анализу и проработке, восполнять недостающие знания самоподготовкой и непрерывным повышением своей квалификации» [8]. Составляя планы индивидуального развития инженерам целесообразно ориентироваться на 10 компетенций, которые, согласно прогнозам, будут востребованы в 2020 году.

Список литературы

  1. Артюхович Ю.В., Соловьёв А.А. Социальная ответственность инженера // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, № 3, 2013. – С. 190–192.
  2. Пиралова О.Ф., Теоретические основы оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в условиях современного технического вуза. М.: Академия Естествознания, 2011. 195 с.
  3. Шматко Н.А. Компетенции инженерных кадров: опыт сравнительного исследования в России и странах ЕС // Форсайт. 2012. Т. 6. № 4. С. 32–47.
  4. Банникова Л.Н., Образ современного инженера в оценках молодых специалистов, Материалы Международной научно-практической конференции 23–24 апреля 2015 г. Том 1, Екатеринбург, Издательство Уральского университета, С. 15–17.
  5. Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М. Изд-во «Когито-Центр», 2011.
  6. Ткачева Т.М., Формирование и развитие профессиональных компетенций инженера: психолого-дидактическое обоснование: учеб. пособие / Т.М. Ткачева. – М., МАДИ. 2011. – 119 с.
  7. Компетенции российского молодого R&D-инженера [Электронный ресурс]. – URL: http://lifttothefuture.ru/upload/R_D_ENGENEER.pdf(дата обращения: 01.03.19).
  8. Галиновский А.Л., Баданина Ю.В., Моисеев В.А., Компетентностный портрет специалиста в новых моделях инженерного образования Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики, № 3, 2017, – С. 139–149.
  9. Ананьева Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.kakdelat.ru/about/life.php?ID=20279 (дата обращения: 01.03.19).

Печать