gototopgototop

"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Прокуратура в системе органов государственной власти

Войтюк Кирилл Владимирович – Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета; помощник прокурора Салаватского района Республики Башкортостан.

Аннотация: В статье проведен анализ правового статуса прокуратуры РФ в системе органов власти. Изучена функциональная направленность деятельности прокуратуры, соотнесение прокуратуры с различными ветвями власти. Рассматривается проблема взаимоотношений между прокуратурой и органами власти РФ, сходство и различие выполняемой деятельности. Показано значение прокуратуры в достижении законности и обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: Прокуратура, государственная власть, разделение властей, правовой статус прокуратуры, система органов власти, функции прокуратуры.

В масштабах нашей страны необходим орган по осуществлению надзора за исполнением законов. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, которая от имени РФ осуществляет надзор за соблюдением ее Конституции и исполнением законов, которые действуют на территории страны [3]. Прокуратура выступает балансом, который уравновешивает иные ветви государственной власти.

Прокурорская деятельность совершенствуется с момента своего основания, повышается статус прокуратуры как централизованного органа федерального значения по обеспечивающего правозащитный контроль, прокуроров наделяют дополнительными полномочиями.

Прокуратура не является составной частью ни одной из ветвей власти и не принимает участия в процессе их взаимоконтроля. В то же время необходимо отметить одинаковую силу распространения некоторых видов вневедомственного государственного контроля на органы и должностных лиц любой из ветвей власти, не являющейся к подчиненной им административно [4, с.111]. В этом состоит сходство определенных задач прокуратуры с органами контроля, образующее предмет их сотрудничества.

Рассмотрим правовой статус прокуратуры в системе органов исполнительной власти.

В первую очередь, прокуратура представляет собой орган государственного надзора. Специфической деятельностью выступает прокурорский надзор за исполнением законов, осуществляемый государственными федеральными органами прокуратуры от имени Российской Федерации. Спецификой прокурорского надзора является проверка при соблюдении законов, которые действуют на территории нашей страны, точности и исполнения Конституции РФ. Эта деятельность представляет собой самостоятельный тип деятельности государства. Ее не имеют права осуществлять никакие из государственных, общественных, самодеятельных или кроме органов прокуратуры, никакие прочие общественные, государственные, самодеятельные или другие органы, учреждения, объединения, организации, должностные, физические лица [6, c. 642].

Сущность прокурорского надзора заключается в том, что прокурором, производящим проверку, осуществляется защита интересов не отдельно взятых органов в местном самоуправлении, субъектах федерации либо в другой представительной, исполнительной, судебной власти. Прокурорская деятельность выступает здесь от имени всех названных выше структур и отраслей, которые составляют общую государственную систему.

Самостоятельность прокуратуры, ее отличие от иных видов государственной деятельности проявляется в ее содержании, предполагающем как проверку точности при соблюдении Конституции и законов РФ, так и соответствие иных нормативно-правовых актов закону, принятие мер по устранению преступлений, которые были выявлены [9, с.676].

Выступая в качестве специфичной деятельности, не относящейся ни к одной из ветвей власти, прокурорский надзор, в то же время, обладает признаками каждой из них. Поэтому максимальным объемом полномочий должен обладать правовой статус прокуратуры во всех направлениях.

В структуре российского государства органы прокуратуры занимают отдельное место, имея функциональное отношение к видам власти, обозначенных в Конституции РФ. Не относясь полностью ни к одной из них, прокурорский надзор позволяет привести их в равновесие, способствуя их оптимальному функционированию [9, с.677].

Федеральное собрание РФ и прокуратура являются самостоятельными системами противовесов и сдержек, с одной стороны, осуществляемыми взаимное сотрудничество, а с другой - владеющими необходимыми средствами, позволяющими сдерживать друг друга от произвола.

Говоря о взаимодействии прокуратуры с органами законодательной ветви власти следует выделить надзор за исполнением законов как главную функцию прокуратуры, выступающий в качестве гаранта устойчивости всей законодательной системы [8, с.95]. Прокуратура контролирует выполнение законов на территории России, а также соответствие нижестоящих правовых актов вышестоящим.

Правотворчество представляет главную сферу сотрудничества прокуратуры и законодательных органов власти. Прокуратура в большей степени по сравнению со всеми иными органами власти является осведомленной о состоянии законности в России, о действии законов в реальной жизни, их соответствии интересам и потребностям граждан, пробелах и упущениях, возможных в законодательстве.

В подведомственности прокуратуры находится проведение антикоррупционной экспертизы проектов законов и других нормативно-правовых актов (ст. 9.1 ФЗ «О прокуратуре»), что отражает как участие ее в правотворческой деятельности государства, так и главный инструмент осуществления надзора за принимаемыми нормативно-правовыми актами [3].

К одной из главных форм взаимодействия Федерального собрания и прокуратуры относится и порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ. В соответствии с п. «з» ст. 102, ч. 2 ст. 129 Конституции РФ [1] , ст. 12 Федерального закона о прокуратуре генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ [3].

С другой стороны, следует отметить, что возможности прокуратуры в осуществлении надзора за деятельностью Правительства РФ, которое, в соответствии со ст.110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть в стране, ограничены законом [1]. Данное положение подтверждает ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ», в которой говорится о необходимости информирования Генеральным прокурором Президента РФ в случаях несоответствия Конституции РФ и ее законам постановлений Правительства. [3]. Следовательно, прокуратура не имеет прямого влияния на Правительство, которое, при этом, обладает большим объемом полномочий, определяющих ее материально-техническую базу.

Также следует отметить, что прокуратура выступает не только надзорным органом, но и принимает активное участие в уголовном судопроизводстве. В уголовном процессе прокурор обладает полномочиями проверки обоснованности и законности принятых решений. В соответствии со ст.37 УПК РФ в ходе досудебной проверки прокурор обладает рядом полномочий: требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения и многие другие [2].

Таким образом, в сфере взаимного влияния исполнительной власти и прокуратуры можно отметить дисбаланс, уравновешивает который президентская власть.

Очевидно взаимодействие прокуратуры и с органами судебной власти, определяемое правовыми условиями, в числе которых необходимо отметить [5, с.53]:

  1. взаимный контроль прокурора и суда за законностью процессуальных действий и решений;
  2. порядок участия прокурора в судопроизводстве;
  3. способы и возможности инициирования прокурором судопроизводства (направление в суды общей юрисдикции обращений, исков, материалов обвинения).

Следует отметить, что после принятия ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" изменились функции прокуратуры по отношению к суду. Прокурорская деятельность нацелена на содействие полному, всестороннему исследованию дела, правильному применению закона, принятию обоснованного и законного судебного решения во всех судебных инстанциях.

Можно выделить общегосударственные цели, общие для прокуратуры и суда: содействие укреплению законности и правопорядка в стране; создание почтительного отношения к закону и общечеловеческим ценностям; охрана прав и свобод граждан [7, с.20].

Анализ положений Конституции РФ, федерального законодательства, в особенности УПК РФ, позволяет говорить об увеличении точек соприкосновения суда и прокуратуры, росте значимости одинакового понимания и применения законов правоприменительными органами.

Изучение положений Конституции РФ, которые определяют правовой статус прокуратуры как единой централизованной системы, позволяет отнести ее к системе государственных органов, способствует рассмотрению прокуратуры как государственного федерального органа, а также констатировать, что она не входит ни в одну из трех ветвей государственной власти, при этом, обладая важными государственно-властными полномочиями. Прокуратура взаимодействует со всеми властными органами, выступая необходимым балансом, уравновешивающим остальные ветви власти. Не смотря на обособленность и самостоятельность ветвей государственной власти, объединенные общегосударственные цели, задачи, выступают основой обязанности Президента РФ, регламентированной Конституцией РФ (ч. 2 ст. 80), по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти [1].

Таким образом, мы приходим к выводу, что современная прокуратура РФ представляет собой самостоятельный государственно-правовой институт, федеральную, независимую, отдельную, централизованную систему органов государственной власти.

Деструкции порядка «сдержек и противовесов», утвердившегося в стране, возрастанию тенденции нарушения закона, будет способствовать подчинение прокуратуры судебной либо исполнительной власти. При отсутствии независимого прокурорского надзора будет отсутствовать, фактически, механизм реагирования на нарушение закона.

Достижение законности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина, становится возможным при деятельности централизованного и независимого внешнего органа власти, который обладает полномочиями по выявлению нарушений и их устранения. Лишь прокуратура может выполнять данную роль.

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 16.01.2019)
  2. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 16.01.2019)
  3. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 27.12.2018)"О прокуратуре Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 15.01.2019)
  4. Братановский С.Н. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: монография / С. Н. Братановский, А.В. Урываев. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 235 с.
  5. Ветрила Е.В. Понятие правового статуса субъекта уголовно-процессуальных правоотношений // Государство и право в XXI веке. 2015. № 2. С. 50-55.
  6. Володина Н.В. Роль прокуратуры Российской Федерации в механизме государственной власти / Н.В. Володина, А.В. Симаков, Н.В. Сальников // Правовая инициатива. - 2013. - № 5. - С. 42-43.
  7. Дружинина А.В. К вопросу о правовом регулировании социально-экономических отношений в связи с принятием в состав России новых субъектов / В сборнике: Предпринимательство в России. Взаимодействие государства и бизнеса Материалы II международной научно-практической конференции. Саратов, 2015. С. 20-21.
  8. Залужная И.А. Деятельность прокуратуры по совершенствованию законодательных актов субъекта Федерации // Правовая инициатива. 2013. - № 6. -С. 95-97.
  9. Иващенко М.А. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти // Молодой ученый. - 2014. -№ 8. - С. 675-677.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк