"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Динамика изменений представлений о болезни, родительского отношения и эмоциональной сферы родителей подростков с сахарным диабетом I типа

Коновалова Анастасия Вадимовна – старший преподаватель кафедры Нейро- и патопсихологии факультета Психологии Института психологии им Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

Минустина Екатерина Александровна – преподаватель кафедры Нейро- и патопсихологии факультета Психологии Института психологии им Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

Аннотация: Сахарный диабет первого типа является тяжелым хроническим заболеванием, которое в значительной степени изменяет образ жизни семьи. В данном исследовании участвовали две группы семей (родители и дети подросткового возраста): недавно узнавшие о диагнозе ребенка (далее подопечные), давно знакомые с диагнозом (далее наставники). Данные группы взаимодействовали друг с другом в парах и на групповых мероприятиях в течение года, по результатам проекта было сформировано некоммерческое сообщество родителей детей с сахарным диабетом I типа. В исследовании сделана попытка оценить психологические изменения обеих групп (представления о болезни, эмоциональное состояние, родительское отношение).

Ключевые слова: Сахарный диабет I тип, внутренняя картина болезни, родительское отношение, приверженность лечению.

Исследование выполнялось в рамках проекта взаимодействия семей, имеющих детей с диагнозом сахарный диабет I типа, знающих о диагнозе ребенка более года и семей, недавно узнавших о диагнозе. В рамках проекта каждой семье из группы «опекаемые» был присвоен представитель другой группы «наставник». В задачи наставников входило: повышение компетентности опекаемых в сахарном диабете, поддержка, информирование о путях помощи. Также обе группы принимали участие в совместных мероприятиях, в ходе которых прослушивали лекции медицинского и психобразовательного содержания, участвовали в тренингах, направленных на восполнение психологических ресурсов, проводились и досуговые мероприятия. В результате работы групп было сформировано сообщество родителей ДиаЕдинство, активные члены которого продолжили участие в аналогичном проекте через год.

Целью данного исследования было оценить средствами психодиагностики динамику психологических изменений у участников проекта.

В исследовании принимают участие две группы испытуемых.

  1. подростки и их родители, являющиеся наставниками проекта - группа «наставники»
  2. подростки и их родители, являющиеся опекаемыми - группа «опекаемые»

Исследование условно можно разделить на два этапа:

а) начало пилотного проекта

б) окончание пилотного проекта

На первом этапе ожидается увидеть статистически значимые различия между двумя группами по всем исследуемым параметрам.

На втором этапе, с одной стороны - снижение количественных характеристик статистически значимых различий между группами, а с другой - качественные изменения во второй группе, отражающие гармонизацию внутренней картины болезни, отношений между детьми и родителями, а также увеличение копмлаентности в подгруппе пациентов.

В качестве мишеней психодиагнотстики были выбраны следующие сферы:

  1. Диагностика внутренней картины болезни
  2. Оценка комплаентности (приверженности лечению)
  3. Диагностика родительского отношения
  4. Диагностика эмоциональной сферы

Описание методов исследования

Под внутренней картиной болезни в отечественной психологии традиционно понимается совокупность представлений человека о своём заболевании, результат творческой активности, которую проделывает пациент на пути осознания своей болезни. [3]

Гармоничность ВКБ может оказывать влияние на дальнейшее представление о своём состоянии в ходе течения болезни.

В качестве метода исследования использовался опросник «Тип отношения к болезни» (ТОБОЛ)

При создании ТОБОЛ была использована клинико-психологическая типология отношения к болезни, предложенная А.Е. Личко и Н. Я. Ивановым в 1980 году.

Комплаентность, или приверженность к лечению - степень, с которой пациент следует рекомендациям врача, таким как изменение поведения или приём препаратов. При этом комплаентность - следствие контакта между врачом и пациентом, так как роль врача не ограничивается односторонним высказыванием рекомендаций, а роль пациента - их односторонним восприятием. В узком смысле под комплаентностью понимают процент препаратов, предписанных для длительного (в том числе пожизненного) приёма, принятых в нужное время и в нужной дозировке. Именно на таком понимании комплаентости построена шкала Мориски-Грин. Шкала комплаентности Мориски-Грин - клинико-психологическая тестовая методика, предназначенная для предварительной оценки комплаентности и скринигового выявления недостаточно комплаентных больных в рутинной врачебной практике.

Шкала Мориски-Грин состоит из четырёх пунктов, касающихся отношения пациента к приёму препаратов.

Понятие «родительское отношение» является обобщенной характеристикой взаимосвязи и взаимозависимости родителя и ребенка в семье. А. Я. Варга и В.А. Смехов определяют родительское отношение как совокупность следующих компонентов: эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и особенностей понимания ребенка [2].

Оптимальное, благоприятное для ребенка родительское отношение должно соответствовать следующим требованиям:

А. Я. Варга и В.В. Столин предложили следующую классификацию типов родительского отношения:

  1. «Принятие-отвержение» выражает эмоциональное отношение к ребенку. Если выражено принятие, то ребенок нравится родителю таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка. При отвержении родитель не принимает ребенка во всех его проявлениях, не доверяет ребенку, испытывает к нему разные негативные чувства: раздражение, злость, досаду, обиду и т. п., не уважает его личность.
  2. «Кооперация» отражается особенности построения взаимоотношений родителя с ребенком. При стремлении к кооперации родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается быть с ним на равных, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, доверяет ему.
  3. «Симбиоз» указывает на то, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности и оградить от жизненных трудностей. Он постоянно ощущает тревогу за ребенка, воспринимает его маленьким и беззащитным.
  4. «Авторитарная гиперсоциализация» отражает авторитарный тип родительского отношения, при котором родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, дисциплины. Родитель не в состоянии встать на точку зрения ребенка. Пристально следит за социальными достижениями ребенка, его мыслями и чувствами.
  5. «Маленький неудачник». Отношение к ребенку как к неудачнику отражает стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личностную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется неуспешным и открытым для дурного влияния. В связи с этим родитель стремится контролировать его действия [4].

Таким образом, родительское отношение – это многомерное образование, включающее в себя знание и представления о ребенке (когнитивный аспект), эмоционально-ценностное отношение к ребенку (эмоциональный аспект) и систему поведенческих реакций, воздействий на ребенка, наказаний и поощрений (конативный аспект). Опросник родительского отношения (ОРО) направлен на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними, разработан В.В. Столиным и А. Я. Варга.

Для диагностики эмоциональной сферы взрослых респондентов использовалась шкала Госпитальной тревоги и депрессии. Шкала разработана Zigmond A.S. и Snaith R.P. в 1983 г. для выявления и оценки тяжести депрессии и тревоги в условиях общемедицинской практики.

Обсуждение результатов исследования

Результаты первого этапа исследования

В исследовании приняли участие 25 человек. Участники были разделены на четыре группы: 1 - группа взрослых - опекунов, 2 - группа детей из семей - опекунов, 3 - группа взрослых-опекаемых, 4 - группа детей из опекаемых семей.

1. Внутренняя картина болезни

Прежде всего, стоит дополнительно обратить внимание на то, что данный этап проходили подростки как подопечные, так и наставники, а также взрослые респонденты обеих групп, имеющие детей до 12 лет.

В группе родителей - наставников (группа 1) приняли участие 6 человек. Для всех участников, за исключением одного, характерно сочетание представлений о болезни, относящихся к адаптивному блоку. Т. е. отношение к болезни в данному случае не препятствует психической и социальной адаптации. Стоит отметить, что для представителей этой группы характерно преобладающее сочетание двух типов отношения к болезни: гармонического и анозогнозического. Обращает на себя внимание именно анозогнозический тип, поскольку несет ряд рисков для адаптации лечения. Он состоит в тенденции оценивать симптомы заболевания как несущественные, а как следствие, может порождать отказ от медицинской помощи и стремление справляться самостоятельно, нарушать диету, режим. При учете данных рисков стоит также иметь ввиду и специфику диабета первого типа: самостоятельность взрослого и ребенка, умение регулировать свое состояние и справляться с симптомами в данном случае может не говорить о пренебрежительном отношении к своему состоянию, а, скорее, являться признаком комплаенса и компетентности в отношении заболевания.

В группе родителей - опекаемых (группа 3), в данном опросе принимали участие шесть человек. Половина из них показали сходные с первой группой результаты (преобладание гармонического, анозогнозического типов). Однако, стоит отметить, что у двух из участников, наряду с этими типа присутствует и не встречающийся в первой группе тип отношения к болезни - эргопатический. Данный тип отношения к болезни, также как анозогнозический предполагает риск недооценки тяжести состояния, но через упорную фиксацию на полезной деятельности (учебе и работе). Для второй половины данной группы характерно диффузное - смешанное отношение к болезни, представленное сочетанием как адаптивных, так и дезадаптивных типов. В качестве дезадаптивных типов используются следующие:

а) Поведение по типу «раздражительной слабости». Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и угрызениями совести. Нетерпеливость в обследовании и лечении, неспособность терпеливо ждать облегчения. В последующем – критическое отношение к своим поступкам и необдуманным словам, просьбы о прощении. Данный тип отношения к болезни сочетается с чрезмерной ранимостью, уязвимостью, озабоченностью возможными неблагоприятными впечатлениями, которые могут произвести на окружающих сведения о болезни. Сопровождается опасениями, что окружающие станут жалеть, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни и неблагоприятные слухи о причине и природе болезни и даже избегать общения с больным. Колебания настроения, связанные, главным образом, с межличностными контактами. Подобные дезадаптивные типы несут с собой риск социальной изоляции, трудностей в межличностных отношениях, как со сверстниками, так и с родственниками.

б) Сочетание двух дезадаптивных типов: ипохондрического и эгоцентрического с типами из адаптивного блока. В данном случае можно говорить о сочетании следующих представлений. Чрезмерное сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них врачам, медперсоналу и окружающим. Преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение неприятных ощущений в связи с побочными действиями лекарств и диагностических процедур. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, постоянных требований тщательного обследования у авторитетных специалистов и боязни вреда и болезненности процедур. Подобная установка сочетается с поисками выгод в связи с болезнью. Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью вызвать сочувствие и полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы о себе в ущерб другим делам и заботам, полное невнимание к близким. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». Другие люди, также требующие внимания и заботы, рассматриваются как «конкуренты», отношение к ним – неприязненное. Постоянное желание показать другим свою исключительность в отношении болезни, непохожесть на других. Эмоциональная нестабильность и непрогнозируемость.

В данном случае также риску подвергается социальная и психологическая адаптация ребенка, преувеличение тяжести своего состояния, демонстративность, поиск вторичной выгоды может повлечь за собой раздражение, неприятие окружающими, в том числе и членами семьи, например, сиблингами.

Для группы 2 (подростки - наставники) характерно отсутствие дезадаптивных типов отношения к болезни. Практически в равной степени представлены: гармонический, эргопатический и анозогнозический типы, напомним, что два последних, хоть и несут с собой определенные риски, но принципиально не нарушают адаптацию. Если кратко охарактеризовать данную группу, то можно сказать, что ее представители с одной стороны склонны рационально оценивать свое состояние, предпринимать меры, принимать лечение, с другой - в ситуациях напряжения, стресса могут быть склонны скорее недооценивать тяжесть и серьезность состояния, демонстрировать реакции гиперкомпенсации.

Группа 4 (подростки - опекаемые) представлена только двумя респондентами, в силу крайне малого числа участников говорить о каких-бы то ни было закономерностях не приходится, однако, стоит отметить, что у одного испытуемого присутствует смешанное отношение к болезни - сочетание типов адаптивного блока с сенситивным типом, который предусматривает наличие опасений, что окружающие станут жалеть, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться. Также для данного типа отношения к болезни характерны перепады настроения, связанные с межличностными контактами.

Подводя итог результатам исследования особенностей внутренней картины болезни у разных групп респондентов, стоит отметить, что в группах опекунов (как взрослых, так и подростков) представлен сходный тип отношения к болезни, представленный сочетаниями типов адаптивного блока (гармонический, эргопатический, анозогнозический), такое сочетания не несет риска социальной и психологической дезадаптации, однако возможно формирование поведения по типу гиперкомпенсации с недооценкой тяжести состояния и игнорированием симптомов.

Для участников взрослых и подростков представителей группы, опекаемых в целом характерно диффузное представление о расстройстве, которое несет риски социальной и психологической дезадаптации пациента. Данное состояние представлений о расстройстве можно рассматривать как промежуточное, связанное с незавершившимся процессом принятия диагноза, с переживаниями относительно его наличия, а также с возрастными особенностями детской выборки.

2. Диагностика родительского отношения

Данную методику проходило две группы: 1 и 3. Ниже на диаграмме представлено распределение средних значений шкал у выборки в целом и каждой из групп испытуемых в отдельности.

Рисунок 1 Параметры родительского отношения групп респондентов на первом этапе исследования.

Из данной диаграммы можно увидеть, что в целом различия в предпочтении различных стилей между родителями обеих групп невелики, однако, стоит отметить несколько особенностей.

1)более выраженную стратегию принятие - отвержение в группе опекаемые - среднее значение 12,3

2)более выраженную стратегию «симбиоз» в группе опекаемые - среднее значение 5,1

3)более выраженную стратегию «авторитарная гиперсоциализация» в группе опекаемые - среднее значение 3,6

В случае всех шкал данные значения можно отнести к среднему уровню выраженности обозначенных стратегий, но стоит обратить внимание, на то что для родителей из группы «опекаемые» в большей степени характерно: проводить много времени со своим ребенком, ограждать ребенка от внешних неприятностей, в том числе путем нарушения его психологических границ, вести себя по отношению к ребенку авторитарно, устанавливать жесткие дисциплинарные рамки.

3. Диагностика эмоциональной сферы

Данное исследование проходили все взрослые участники (группы 1 и 3, а также подростки из групп 2 и 4).

Для всех участников исследования средние значение по шкале тревога 6,92 - соответствует отсутствию симптомов тревоги, по шкале депрессия - 2,68 - что соответствует отсутствию симптомов депрессии.

Для группы 1: средние значения по шкале тревога 6,6, а по шкале депрессия 2,3, что соответствует отсутствию симптомов тревоги и депрессии.

Для группы 2: средние значения по шкале тревога 6,8, а по шкале депрессия 1,8, что соответствует отсутствию симптомов тревоги и депрессии.

Для группы 3: средние значения по шкале тревога 7,9, а по шкале депрессия 4,1, что соответствует субклиническому уровню тревоги и отсутствию депрессии.

Из группы 4 в исследовании приняли участие только два человека, у обоих наблюдается отсутствие тревоги и депрессии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в среднем для всех групп участников характерно отсутствие выраженных состояний депрессии и тревоги, однако для группы - 3 (опекаемые взрослые) характерен более высокий по сравнению с остальными уровень тревоги, приближающийся к субклиническому уровню. Как следствие, можно предполагать рост тревоги психогенного генеза в стрессовых ситуациях, который может усугубляться в том числе недостаточным уровнем компетентности относительно заболевания у ребенка, также можно говорить о риске развития психосоматических расстройств у данной выборке респондентов.

Выводы по первому этапу исследования

В первую очередь стоит отметить, что количество участников на данном этапе не позволяет говорить о статистических закономерностях, но можно сделать выводы о некотором наборе тенденций.

  1. Группа взрослых и подростков «наставники» отличается более низким уровнем выраженности тревоги, депрессии по сравнению с группой «опекаемые».
  2. Для обеих групп респондентов (как «наставников», так и «опекаемых») в среднем характерно отсутствие симптомов депрессии и тревоги.
  3. У ряда респондентов группы «опекаемые» присутствует субклинический уровень выраженности тревоги и депрессии, такие респонденты находятся в группе риска развития психогенных и психосоматических расстройств.
  4. У респондентов из группы «опекаемые» более выражены стили воспитания «симбиоз», «гиперсоциализация», «принятие-отвержение». Таким образом характерным портретом отношения к ребенку у представителей данной группы является, с одной стороны, повышенные требования по реализации ребенка в социуме, в сочетании со склонностью к стиранию психологических границ, интенсивной заботе, опеке, превозношении успехов ребенка. Можно сделать вывод, что данное сочетание стилей родительского отношения формирует в последующем реакцию гиперкомпенсации, которую мы наблюдаем у подростков - наставников.
  5. Внутренняя картина болезни в группе как взрослых, так и подростков - наставников, представлена типами, относящимися к адаптивному блоку. В картине болезни преобладает анозогнозия и сценической отношение по типу гиперкомпенсации.
  6. Внутренняя картина болезни в группе «опекаемых» представлена как адаптивными типами, так и картиной диффузного отношения к болезни, сочетающего в себе и неадаптивные типы (сенситивный, неврастенический, эгоцентрический, ипохондрический).

Обсуждение результатов второго этапа психодиагностики

1. Внутренняя картина болезни

Прежде всего, стоит дополнительно обратить внимание на то, что данный этап проходили подростки как подопечные, так и наставники, а также взрослые респонденты обеих групп, имеющие детей до 12 лет.

В группе родителей - наставников (группа 1) приняли участие 5 человек. Для всех участников характерно сочетание представлений о болезни, относящихся к адаптивному блоку. Т. е. отношение к болезни в данному случае не препятствует психической и социальной адаптации. Стоит отметить, что для представителей этой группы характерно преобладающее сочетание следующих типов отношения к болезни (в порядке снижения частоты встречаемости): эргопатический, анозогнозический, гармонический типы. По сравнению с первым этапом у данной группы стоит отметить увеличение частоты встречаемости гармонического типа отношения к болезни наряду со снижением частоты встречаемости анозогнозического типа отношения к болезни. Эргопатический тип отношения к болезни можно описать следующим образом: «уход от болезни в работу», характерно сверхответственное, подчас одержимое, стеничное отношение к работе, которое в ряде случаев выражено еще в большей степени, чем до болезни. Избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное, прежде всего стремлением, несмотря на тяжесть заболевания, продолжать работу. Стремление во что бы то ни стало сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности в прежнем качестве. Таким образом, можно ожидать что родители могут переоценивать ресурсы ребенка, быть достаточно требовательными, излишне опекать и контролировать ребенка, наряду с этим, испытывать напряжение, усталость из-за трудностей обращения к собственным ресурсам.

В группе родителей - опекаемых (группа 3), в данном опросе принимали участие шесть человек. Для участников данной группы характерно сочетание адаптивных и дезадаптивных типов отношения к болезни. В блоке адаптивных типов отношения к болезни чаще всего встречаются следующие типы: гармонический, анозогнозический, эргопатический. Стоит обратить внимание, что у всех испытуемых данной группы, за исключением одного, адаптивные типы сочетаются с дезадаптивными, образуя диффузную картину болезни, у одного испытуемого адаптивные типы полностью отсутствуют. Среди дезадаптивных типов распространены: неврастенический, дисфорический типы. Неврастенический тип формирует поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и угрызениями совести. Неумение и нежелание терпеть болевые ощущения. Нетерпеливость в обследовании и лечении, неспособность терпеливо ждать облегчения. В последующем – критическое отношение к своим поступкам и необдуманным словам, просьбы о прощении.

При дисфорическом типе отношения к болезни доминирует гневливо-мрачное, озлобленное настроение, постоянный угрюмый и недовольный вид. Зависть и ненависть к здоровым, включая родных и близких. Вспышки озлобленности со склонностью винить в своей болезни других. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению. Агрессивное, подчас деспотическое отношение к близким, требование во всем угождать.

Подобное видение отношения к болезни ребенка может быть причиной конфликтов и несогласия относительно лечения, соблюдения режима между родителем и ребенком.

Для группы 2 (подростки - наставники) характерно отсутствие дезадаптивных типов отношения к болезни. Практически в равной степени представлены: гармонический, эргопатический и анозогнозический типы, напомним, что два последних, хоть и несут с собой определенные риски, но принципиально не нарушают адаптацию. Если кратко охарактеризовать данную группу, то можно сказать, что ее представители с одной стороны склонны рационально оценивать свое состояние, предпринимать меры, принимать лечение, с другой - в ситуациях напряжения, стресса могут быть склонны скорее недооценивать тяжесть и серьезность состояния, демонстрировать реакции гиперкомпенсации.

Группа 4 (подростки - опекаемые) в силу крайне малого числа участников говорить о каких-бы то ни было закономерностях не приходится, однако, стоит отметить, что у одного испытуемого присутствует смешанное отношение к болезни - сочетание типов адаптивного блока с сенситивным типом, который предусматривает наличие опасений, что окружающие станут жалеть, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться. Также для данного типа отношения к болезни характерны перепады настроения, связанные с межличностными контактами.

Подводя итог результатам исследования особенностей внутренней картины болезни у разных групп респондентов, стоит отметить, что в группах опекунов (как взрослых, так и подростков) представлен сходный тип отношения к болезни, представленный сочетаниями типов адаптивного блока (гармонический, эргопатический, анозогнозический), такое сочетания не несет риска социальной и психологической дезадаптации, однако возможно формирование поведения по типу гиперкомпенсации с недооценкой тяжести состояния и игнорированием симптомов.

Для участников взрослых и подростков представителей группы, опекаемых в целом характерно диффузное представление о расстройстве, которое несет риски социальной и психологической дезадаптации пациента. Данное состояние представлений о расстройстве можно рассматривать как промежуточное, связанное с незавершившимся процессом принятия диагноза, с переживаниями относительно его наличия, а также с возрастными особенностями детской выборки.

2. Диагностика родительского отношения

Данную методику проходило две группы: 1 и 3. Ниже на диаграмме представлено распределение средних значений шкал у выборки в целом и каждой из групп испытуемых в отдельности.

Рисунок 2. Параметры родительского отношения групп респондентов на втором этапе исследования.

Из данной диаграммы можно увидеть, что в целом различия в предпочтении различных стилей между родителями обеих групп невелики, однако, стоит отметить несколько особенностей.

  1. более выраженную стратегию принятие - отвержение в группе опекаемые -
  2. более выраженную стратегию «симбиоз» в группе опекаемые
  3. более выраженную стратегию «авторитарная гиперсоциализация» в группе опекаемые
  4. более выраженную стратегию «маленький неудачник в группе опекаемые

В случае всех шкал данные значения можно отнести к среднему уровню выраженности обозначенных стратегий, но стоит обратить внимание, на то что для родителей из группы «опекаемые» в большей степени характерно: проводить много времени со своим ребенком, ограждать ребенка от внешних неприятностей, в том числе путем нарушения его психологических границ, вести себя по отношению к ребенку авторитарно, устанавливать жесткие дисциплинарные рамки.

3. Диагностика эмоциональной сферы

Данное исследование проходили все взрослые участники (группы 1 и 3, а также подростки из групп 2 и 4).

Для всех участников исследования средние значение по шкале тревога 7,9 - соответствует отсутствию симптомов тревоги, по шкале депрессия - 3,7 - что соответствует отсутствию симптомов депрессии.

Для группы 1: средние значения по шкале тревога 7, 1, а по шкале депрессия 3,3, что соответствует отсутствию симптомов тревоги и депрессии.

Для группы 2: средние значения по шкале тревога 6,8, а по шкале депрессия 1,8, что соответствует отсутствию симптомов тревоги и депрессии.

Для группы 3: средние значения по шкале тревога 9, а по шкале депрессия 4,3, что соответствует субклиническому уровню тревоги и отсутствию депрессии.

Из группы 4 в исследовании приняли участие только два человека, у обоих наблюдается отсутствие тревоги и депрессии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в среднем для всех групп участников характерно отсутствие выраженных состояний депрессии и тревоги, однако для группы - 3 (опекаемые взрослые) характерен более высокий по сравнению с остальными уровень тревоги, приближающийся к субклиническому уровню. Как следствие, можно предполагать рост тревоги психогенного генеза в стрессовых ситуациях, который может усугубляться в том числе недостаточным уровнем компетентности относительно заболевания у ребенка, также можно говорить о риске развития психосоматических расстройств у данной выборке респондентов.

Выводы по второму этапу исследования

В первую очередь стоит отметить, что количество участников на данном этапе не позволяет говорить о статистических закономерностях, но можно сделать выводы о некотором наборе тенденций.

  1. Группа взрослых и подростков «наставники» отличается более низким уровнем выраженности тревоги, депрессии по сравнению с группой «опекаемые».
  2. Для обеих групп респондентов (как «наставников», так и «опекаемых») в среднем характерно отсутствие симптомов депрессии и тревоги.
  3. У ряда респондентов группы «опекаемые» присутствует субклинический уровень выраженности тревоги и депрессии, такие респонденты находятся в группе риска развития психогенных и психосоматических расстройств.
  4. У респондентов из группы «опекаемые» более выражены стили воспитания «симбиоз», «гиперсоциализация», «маленький неудачник». Таким образом характерным портретом отношения к ребенку у представителей данной группы является, с одной стороны, повышенные требования по реализации ребенка в социуме, в сочетании со склонностью к стиранию психологических границ, интенсивной заботе, опеке, превозношении успехов ребенка. Можно сделать вывод, что данное сочетание стилей родительского отношения формирует в последующем реакцию гиперкомпенсации, которую мы наблюдаем у подростков - наставников. Наличие тенденции к выраженности стратегии воспитания типа «маленький неудачник» может косвенно объяснять неадаптивные типы отношения к болезни у родителей из группы опекаемых - неврастенический и дисфорический.
  5. Внутренняя картина болезни в группе как взрослых, так и подростков - наставников, представлена типами, относящимися к адаптивному блоку. В картине болезни преобладает анозогнозия и сценической отношение по типу гиперкомпенсации.
  6. Внутренняя картина болезни в группе «опекаемых» представлена как адаптивными типами, так и картиной диффузного отношения к болезни, сочетающего в себе и неадаптивные типы, чаще всего встречаются неврастенический и дисфорический типы.

Анализ статистически значимых различий между группами респондентов на разных этапах исследования

На основании данных обоих этапов исследования был проведен анализ статистически значимых различий.

1) Анализ различий в группе родителей - наставников

Статистически значимые различия обнаружены по следующим показателям:

В случае обоих показателей наблюдается значительный рост средних значений на втором этапе исследования после проведения мероприятий в рамках проекта. Средние значения параметра гармоничный тип отношения к болезни в данной группе возросли в два раза, средние показатели по шкале «принятие - отвержение» на 67%.

Таким образом, можно говорить о том, что у родителей в группе наставников в значительной степени гармонизировало отношение к болезни ребенка, повысился уровень принятия ребенка.

2) Анализ статистически значимых различий в группе подростков - наставников

Статистически значимые различия обнаружены по следующим показателям:

В этом случае наблюдается рост средних показателей выраженности данного типа отношения к болезни на втором этапе исследования, однако данная тенденция не является значительной и не превышает 10%. Такую динамику можно связать с ситуативными стрессами, индивидуальной декомпенсацией болезни, которая могла повлиять на результаты, следует принимать в расчет малый объем выборки и ее уменьшение на втором этапе исследования.

3) Анализ статистически значимых различий в группе взрослые - опекаемые

Статистически значимые различий в данной группе не обнаружено.

4) Анализ статистически значимых различий в группе подростки - опекаемые

Статистически значимые различий в данной группе не обнаружено.

Далее обратимся к анализу статистически значимых различий между группами респондентов на каждом из этапов исследования.

1) Анализ статистически значимых различий между группами взрослые наставники - опекаемые на первом этапе исследования

Обнаружены статистически значимые различия по следующим параметрам:

При этом выраженность данного типа отношения к болезни выше в группе взрослых - наставников и, как упоминалось выше, внутренняя картина болезни этой группы респондентов продолжает гармонизировать ко второму этапу исследования, в то время как в группе взрослых - опекаемых данной тенденции не обнаружено.

2) Анализ статистически значимых различий между группами подростки наставники - опекаемые на первом этапе исследования

Обнаружены статистически значимые различия по следующим параметрам:

3) Анализ статистически значимых различий между группами взрослые наставники - опекаемые на втором этапе исследования

Статистически значимые различий в данной группе не обнаружено.

4) Анализ статистически значимых различий между группами подростки наставники - опекаемые на втором этапе исследования

Обнаружены статистически значимые различия по следующим параметрам:

При этом уровень тревоги и тревожный тип отношения к болезни в большей степени характерен для группы подростков - опекаемых.Повышение уровня тревоги по поводу болезни становится выпуклым именно в случае сравнения групп наставников - опекаемых, не выявляется при сравнении группы опекаемых на двух этапах исследования, можно таким образом предположить, что данный результат отражает динамику постепенного принятия болезни и адаптации к ее последствиям у группы наставников и естественный переход от диффузной и анозогностической картины болезни в группе опекаемых, который стал бы более заметным при расширении данной выборки.

Заключение

  1. Наиболее явные отличия наблюдаются в группе взрослых - наставников, выражаются в росте позитивного отношения к ребенку и гармонизации отношения к болезни.
  2. В группе подростков - наставников наблюдается большая выраженность меланхолического типа отношения к болезни, однако, учитывая малочисленность данной группы, результат можно связать с индивидуальными жизненными событиями или декомпенсацией болезни.
  3. Не обнаружено различий в группах взрослых и подростков опекаемых
    Подобные результаты можно связать с несколькими соображениями:
    а) малое количество респондентов в группах опекаемых не позволяет с полной уверенностью говорить о достоверности результатов;
    б) наличие ежедневных стрессов и декомпенсаций болезни, связанных с адаптацией к лечению;
  4. при сравнении групп относительно друг друга стоит отметить ряд значимых результатов:

Общие выводы и рекомендации:

  1. для более точной оценки эффективности следует расширить выборки и отследить их полную согласованность между этапами исследования;
  2. необходима итенсификация психокоррекционной работы и мониторинг оценки эффективности в несколько этапов;
  3. в качестве целевой группы работы стоит отметить прежде всего взрослую выборку;
  4. для подростков следует организовать мероприятия для стабилизации и гармонизации эмоциональной сферы (снижение тревожности, профилактика депрессивных состояний);
  5. важно организовать наблюдения и замеры для дифференциации динамики изменений непосредственно связанных с психокоррекционными мероприятиями и с естественным ходом отношения к хронической болезни, обусловленным сменой периодов ремиссий и декомпенсаций;
  6. важно отмечать микросоциальные стрессы в процессе психокоррекционной работы и учитывать их при оценке эффективности.

Список литературы

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.
  2. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. 992 с.
  3. Николаева В. В. "Психосоматика: телесность и культура: Учебное пособие для вузов / под ред. Николаевой — М.: Академический проект, 2009
  4. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: «Академия», 2005. 368 с.