"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки
Коновалова Анастасия Вадимовна – старший преподаватель кафедры Нейро- и патопсихологии факультета Психологии Института психологии им Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
Минустина Екатерина Александровна – преподаватель кафедры Нейро- и патопсихологии факультета Психологии Института психологии им Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
Аннотация: Сахарный диабет первого типа является тяжелым хроническим заболеванием, которое в значительной степени изменяет образ жизни семьи. В данном исследовании участвовали две группы семей (родители и дети подросткового возраста): недавно узнавшие о диагнозе ребенка (далее подопечные), давно знакомые с диагнозом (далее наставники). Данные группы взаимодействовали друг с другом в парах и на групповых мероприятиях в течение года, по результатам проекта было сформировано некоммерческое сообщество родителей детей с сахарным диабетом I типа. В исследовании сделана попытка оценить психологические изменения обеих групп (представления о болезни, эмоциональное состояние, родительское отношение).
Ключевые слова: Сахарный диабет I тип, внутренняя картина болезни, родительское отношение, приверженность лечению.
Исследование выполнялось в рамках проекта взаимодействия семей, имеющих детей с диагнозом сахарный диабет I типа, знающих о диагнозе ребенка более года и семей, недавно узнавших о диагнозе. В рамках проекта каждой семье из группы «опекаемые» был присвоен представитель другой группы «наставник». В задачи наставников входило: повышение компетентности опекаемых в сахарном диабете, поддержка, информирование о путях помощи. Также обе группы принимали участие в совместных мероприятиях, в ходе которых прослушивали лекции медицинского и психобразовательного содержания, участвовали в тренингах, направленных на восполнение психологических ресурсов, проводились и досуговые мероприятия. В результате работы групп было сформировано сообщество родителей ДиаЕдинство, активные члены которого продолжили участие в аналогичном проекте через год.
Целью данного исследования было оценить средствами психодиагностики динамику психологических изменений у участников проекта.
В исследовании принимают участие две группы испытуемых.
Исследование условно можно разделить на два этапа:
а) начало пилотного проекта
б) окончание пилотного проекта
На первом этапе ожидается увидеть статистически значимые различия между двумя группами по всем исследуемым параметрам.
На втором этапе, с одной стороны - снижение количественных характеристик статистически значимых различий между группами, а с другой - качественные изменения во второй группе, отражающие гармонизацию внутренней картины болезни, отношений между детьми и родителями, а также увеличение копмлаентности в подгруппе пациентов.
В качестве мишеней психодиагнотстики были выбраны следующие сферы:
Под внутренней картиной болезни в отечественной психологии традиционно понимается совокупность представлений человека о своём заболевании, результат творческой активности, которую проделывает пациент на пути осознания своей болезни. [3]
Гармоничность ВКБ может оказывать влияние на дальнейшее представление о своём состоянии в ходе течения болезни.
В качестве метода исследования использовался опросник «Тип отношения к болезни» (ТОБОЛ)
При создании ТОБОЛ была использована клинико-психологическая типология отношения к болезни, предложенная А.Е. Личко и Н. Я. Ивановым в 1980 году.
Комплаентность, или приверженность к лечению - степень, с которой пациент следует рекомендациям врача, таким как изменение поведения или приём препаратов. При этом комплаентность - следствие контакта между врачом и пациентом, так как роль врача не ограничивается односторонним высказыванием рекомендаций, а роль пациента - их односторонним восприятием. В узком смысле под комплаентностью понимают процент препаратов, предписанных для длительного (в том числе пожизненного) приёма, принятых в нужное время и в нужной дозировке. Именно на таком понимании комплаентости построена шкала Мориски-Грин. Шкала комплаентности Мориски-Грин - клинико-психологическая тестовая методика, предназначенная для предварительной оценки комплаентности и скринигового выявления недостаточно комплаентных больных в рутинной врачебной практике.
Шкала Мориски-Грин состоит из четырёх пунктов, касающихся отношения пациента к приёму препаратов.
Понятие «родительское отношение» является обобщенной характеристикой взаимосвязи и взаимозависимости родителя и ребенка в семье. А. Я. Варга и В.А. Смехов определяют родительское отношение как совокупность следующих компонентов: эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и особенностей понимания ребенка [2].
Оптимальное, благоприятное для ребенка родительское отношение должно соответствовать следующим требованиям:
А. Я. Варга и В.В. Столин предложили следующую классификацию типов родительского отношения:
Таким образом, родительское отношение – это многомерное образование, включающее в себя знание и представления о ребенке (когнитивный аспект), эмоционально-ценностное отношение к ребенку (эмоциональный аспект) и систему поведенческих реакций, воздействий на ребенка, наказаний и поощрений (конативный аспект). Опросник родительского отношения (ОРО) направлен на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними, разработан В.В. Столиным и А. Я. Варга.
Для диагностики эмоциональной сферы взрослых респондентов использовалась шкала Госпитальной тревоги и депрессии. Шкала разработана Zigmond A.S. и Snaith R.P. в 1983 г. для выявления и оценки тяжести депрессии и тревоги в условиях общемедицинской практики.
В исследовании приняли участие 25 человек. Участники были разделены на четыре группы: 1 - группа взрослых - опекунов, 2 - группа детей из семей - опекунов, 3 - группа взрослых-опекаемых, 4 - группа детей из опекаемых семей.
Прежде всего, стоит дополнительно обратить внимание на то, что данный этап проходили подростки как подопечные, так и наставники, а также взрослые респонденты обеих групп, имеющие детей до 12 лет.
В группе родителей - наставников (группа 1) приняли участие 6 человек. Для всех участников, за исключением одного, характерно сочетание представлений о болезни, относящихся к адаптивному блоку. Т. е. отношение к болезни в данному случае не препятствует психической и социальной адаптации. Стоит отметить, что для представителей этой группы характерно преобладающее сочетание двух типов отношения к болезни: гармонического и анозогнозического. Обращает на себя внимание именно анозогнозический тип, поскольку несет ряд рисков для адаптации лечения. Он состоит в тенденции оценивать симптомы заболевания как несущественные, а как следствие, может порождать отказ от медицинской помощи и стремление справляться самостоятельно, нарушать диету, режим. При учете данных рисков стоит также иметь ввиду и специфику диабета первого типа: самостоятельность взрослого и ребенка, умение регулировать свое состояние и справляться с симптомами в данном случае может не говорить о пренебрежительном отношении к своему состоянию, а, скорее, являться признаком комплаенса и компетентности в отношении заболевания.
В группе родителей - опекаемых (группа 3), в данном опросе принимали участие шесть человек. Половина из них показали сходные с первой группой результаты (преобладание гармонического, анозогнозического типов). Однако, стоит отметить, что у двух из участников, наряду с этими типа присутствует и не встречающийся в первой группе тип отношения к болезни - эргопатический. Данный тип отношения к болезни, также как анозогнозический предполагает риск недооценки тяжести состояния, но через упорную фиксацию на полезной деятельности (учебе и работе). Для второй половины данной группы характерно диффузное - смешанное отношение к болезни, представленное сочетанием как адаптивных, так и дезадаптивных типов. В качестве дезадаптивных типов используются следующие:
а) Поведение по типу «раздражительной слабости». Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и угрызениями совести. Нетерпеливость в обследовании и лечении, неспособность терпеливо ждать облегчения. В последующем – критическое отношение к своим поступкам и необдуманным словам, просьбы о прощении. Данный тип отношения к болезни сочетается с чрезмерной ранимостью, уязвимостью, озабоченностью возможными неблагоприятными впечатлениями, которые могут произвести на окружающих сведения о болезни. Сопровождается опасениями, что окружающие станут жалеть, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни и неблагоприятные слухи о причине и природе болезни и даже избегать общения с больным. Колебания настроения, связанные, главным образом, с межличностными контактами. Подобные дезадаптивные типы несут с собой риск социальной изоляции, трудностей в межличностных отношениях, как со сверстниками, так и с родственниками.
б) Сочетание двух дезадаптивных типов: ипохондрического и эгоцентрического с типами из адаптивного блока. В данном случае можно говорить о сочетании следующих представлений. Чрезмерное сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них врачам, медперсоналу и окружающим. Преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение неприятных ощущений в связи с побочными действиями лекарств и диагностических процедур. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, постоянных требований тщательного обследования у авторитетных специалистов и боязни вреда и болезненности процедур. Подобная установка сочетается с поисками выгод в связи с болезнью. Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью вызвать сочувствие и полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы о себе в ущерб другим делам и заботам, полное невнимание к близким. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». Другие люди, также требующие внимания и заботы, рассматриваются как «конкуренты», отношение к ним – неприязненное. Постоянное желание показать другим свою исключительность в отношении болезни, непохожесть на других. Эмоциональная нестабильность и непрогнозируемость.
В данном случае также риску подвергается социальная и психологическая адаптация ребенка, преувеличение тяжести своего состояния, демонстративность, поиск вторичной выгоды может повлечь за собой раздражение, неприятие окружающими, в том числе и членами семьи, например, сиблингами.
Для группы 2 (подростки - наставники) характерно отсутствие дезадаптивных типов отношения к болезни. Практически в равной степени представлены: гармонический, эргопатический и анозогнозический типы, напомним, что два последних, хоть и несут с собой определенные риски, но принципиально не нарушают адаптацию. Если кратко охарактеризовать данную группу, то можно сказать, что ее представители с одной стороны склонны рационально оценивать свое состояние, предпринимать меры, принимать лечение, с другой - в ситуациях напряжения, стресса могут быть склонны скорее недооценивать тяжесть и серьезность состояния, демонстрировать реакции гиперкомпенсации.
Группа 4 (подростки - опекаемые) представлена только двумя респондентами, в силу крайне малого числа участников говорить о каких-бы то ни было закономерностях не приходится, однако, стоит отметить, что у одного испытуемого присутствует смешанное отношение к болезни - сочетание типов адаптивного блока с сенситивным типом, который предусматривает наличие опасений, что окружающие станут жалеть, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться. Также для данного типа отношения к болезни характерны перепады настроения, связанные с межличностными контактами.
Подводя итог результатам исследования особенностей внутренней картины болезни у разных групп респондентов, стоит отметить, что в группах опекунов (как взрослых, так и подростков) представлен сходный тип отношения к болезни, представленный сочетаниями типов адаптивного блока (гармонический, эргопатический, анозогнозический), такое сочетания не несет риска социальной и психологической дезадаптации, однако возможно формирование поведения по типу гиперкомпенсации с недооценкой тяжести состояния и игнорированием симптомов.
Для участников взрослых и подростков представителей группы, опекаемых в целом характерно диффузное представление о расстройстве, которое несет риски социальной и психологической дезадаптации пациента. Данное состояние представлений о расстройстве можно рассматривать как промежуточное, связанное с незавершившимся процессом принятия диагноза, с переживаниями относительно его наличия, а также с возрастными особенностями детской выборки.
Данную методику проходило две группы: 1 и 3. Ниже на диаграмме представлено распределение средних значений шкал у выборки в целом и каждой из групп испытуемых в отдельности.
Рисунок 1 Параметры родительского отношения групп респондентов на первом этапе исследования.
Из данной диаграммы можно увидеть, что в целом различия в предпочтении различных стилей между родителями обеих групп невелики, однако, стоит отметить несколько особенностей.
1)более выраженную стратегию принятие - отвержение в группе опекаемые - среднее значение 12,3
2)более выраженную стратегию «симбиоз» в группе опекаемые - среднее значение 5,1
3)более выраженную стратегию «авторитарная гиперсоциализация» в группе опекаемые - среднее значение 3,6
В случае всех шкал данные значения можно отнести к среднему уровню выраженности обозначенных стратегий, но стоит обратить внимание, на то что для родителей из группы «опекаемые» в большей степени характерно: проводить много времени со своим ребенком, ограждать ребенка от внешних неприятностей, в том числе путем нарушения его психологических границ, вести себя по отношению к ребенку авторитарно, устанавливать жесткие дисциплинарные рамки.
Данное исследование проходили все взрослые участники (группы 1 и 3, а также подростки из групп 2 и 4).
Для всех участников исследования средние значение по шкале тревога 6,92 - соответствует отсутствию симптомов тревоги, по шкале депрессия - 2,68 - что соответствует отсутствию симптомов депрессии.
Для группы 1: средние значения по шкале тревога 6,6, а по шкале депрессия 2,3, что соответствует отсутствию симптомов тревоги и депрессии.
Для группы 2: средние значения по шкале тревога 6,8, а по шкале депрессия 1,8, что соответствует отсутствию симптомов тревоги и депрессии.
Для группы 3: средние значения по шкале тревога 7,9, а по шкале депрессия 4,1, что соответствует субклиническому уровню тревоги и отсутствию депрессии.
Из группы 4 в исследовании приняли участие только два человека, у обоих наблюдается отсутствие тревоги и депрессии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в среднем для всех групп участников характерно отсутствие выраженных состояний депрессии и тревоги, однако для группы - 3 (опекаемые взрослые) характерен более высокий по сравнению с остальными уровень тревоги, приближающийся к субклиническому уровню. Как следствие, можно предполагать рост тревоги психогенного генеза в стрессовых ситуациях, который может усугубляться в том числе недостаточным уровнем компетентности относительно заболевания у ребенка, также можно говорить о риске развития психосоматических расстройств у данной выборке респондентов.
В первую очередь стоит отметить, что количество участников на данном этапе не позволяет говорить о статистических закономерностях, но можно сделать выводы о некотором наборе тенденций.
Прежде всего, стоит дополнительно обратить внимание на то, что данный этап проходили подростки как подопечные, так и наставники, а также взрослые респонденты обеих групп, имеющие детей до 12 лет.
В группе родителей - наставников (группа 1) приняли участие 5 человек. Для всех участников характерно сочетание представлений о болезни, относящихся к адаптивному блоку. Т. е. отношение к болезни в данному случае не препятствует психической и социальной адаптации. Стоит отметить, что для представителей этой группы характерно преобладающее сочетание следующих типов отношения к болезни (в порядке снижения частоты встречаемости): эргопатический, анозогнозический, гармонический типы. По сравнению с первым этапом у данной группы стоит отметить увеличение частоты встречаемости гармонического типа отношения к болезни наряду со снижением частоты встречаемости анозогнозического типа отношения к болезни. Эргопатический тип отношения к болезни можно описать следующим образом: «уход от болезни в работу», характерно сверхответственное, подчас одержимое, стеничное отношение к работе, которое в ряде случаев выражено еще в большей степени, чем до болезни. Избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное, прежде всего стремлением, несмотря на тяжесть заболевания, продолжать работу. Стремление во что бы то ни стало сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности в прежнем качестве. Таким образом, можно ожидать что родители могут переоценивать ресурсы ребенка, быть достаточно требовательными, излишне опекать и контролировать ребенка, наряду с этим, испытывать напряжение, усталость из-за трудностей обращения к собственным ресурсам.
В группе родителей - опекаемых (группа 3), в данном опросе принимали участие шесть человек. Для участников данной группы характерно сочетание адаптивных и дезадаптивных типов отношения к болезни. В блоке адаптивных типов отношения к болезни чаще всего встречаются следующие типы: гармонический, анозогнозический, эргопатический. Стоит обратить внимание, что у всех испытуемых данной группы, за исключением одного, адаптивные типы сочетаются с дезадаптивными, образуя диффузную картину болезни, у одного испытуемого адаптивные типы полностью отсутствуют. Среди дезадаптивных типов распространены: неврастенический, дисфорический типы. Неврастенический тип формирует поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и угрызениями совести. Неумение и нежелание терпеть болевые ощущения. Нетерпеливость в обследовании и лечении, неспособность терпеливо ждать облегчения. В последующем – критическое отношение к своим поступкам и необдуманным словам, просьбы о прощении.
При дисфорическом типе отношения к болезни доминирует гневливо-мрачное, озлобленное настроение, постоянный угрюмый и недовольный вид. Зависть и ненависть к здоровым, включая родных и близких. Вспышки озлобленности со склонностью винить в своей болезни других. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению. Агрессивное, подчас деспотическое отношение к близким, требование во всем угождать.
Подобное видение отношения к болезни ребенка может быть причиной конфликтов и несогласия относительно лечения, соблюдения режима между родителем и ребенком.
Для группы 2 (подростки - наставники) характерно отсутствие дезадаптивных типов отношения к болезни. Практически в равной степени представлены: гармонический, эргопатический и анозогнозический типы, напомним, что два последних, хоть и несут с собой определенные риски, но принципиально не нарушают адаптацию. Если кратко охарактеризовать данную группу, то можно сказать, что ее представители с одной стороны склонны рационально оценивать свое состояние, предпринимать меры, принимать лечение, с другой - в ситуациях напряжения, стресса могут быть склонны скорее недооценивать тяжесть и серьезность состояния, демонстрировать реакции гиперкомпенсации.
Группа 4 (подростки - опекаемые) в силу крайне малого числа участников говорить о каких-бы то ни было закономерностях не приходится, однако, стоит отметить, что у одного испытуемого присутствует смешанное отношение к болезни - сочетание типов адаптивного блока с сенситивным типом, который предусматривает наличие опасений, что окружающие станут жалеть, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться. Также для данного типа отношения к болезни характерны перепады настроения, связанные с межличностными контактами.
Подводя итог результатам исследования особенностей внутренней картины болезни у разных групп респондентов, стоит отметить, что в группах опекунов (как взрослых, так и подростков) представлен сходный тип отношения к болезни, представленный сочетаниями типов адаптивного блока (гармонический, эргопатический, анозогнозический), такое сочетания не несет риска социальной и психологической дезадаптации, однако возможно формирование поведения по типу гиперкомпенсации с недооценкой тяжести состояния и игнорированием симптомов.
Для участников взрослых и подростков представителей группы, опекаемых в целом характерно диффузное представление о расстройстве, которое несет риски социальной и психологической дезадаптации пациента. Данное состояние представлений о расстройстве можно рассматривать как промежуточное, связанное с незавершившимся процессом принятия диагноза, с переживаниями относительно его наличия, а также с возрастными особенностями детской выборки.
Данную методику проходило две группы: 1 и 3. Ниже на диаграмме представлено распределение средних значений шкал у выборки в целом и каждой из групп испытуемых в отдельности.
Рисунок 2. Параметры родительского отношения групп респондентов на втором этапе исследования.
Из данной диаграммы можно увидеть, что в целом различия в предпочтении различных стилей между родителями обеих групп невелики, однако, стоит отметить несколько особенностей.
В случае всех шкал данные значения можно отнести к среднему уровню выраженности обозначенных стратегий, но стоит обратить внимание, на то что для родителей из группы «опекаемые» в большей степени характерно: проводить много времени со своим ребенком, ограждать ребенка от внешних неприятностей, в том числе путем нарушения его психологических границ, вести себя по отношению к ребенку авторитарно, устанавливать жесткие дисциплинарные рамки.
Данное исследование проходили все взрослые участники (группы 1 и 3, а также подростки из групп 2 и 4).
Для всех участников исследования средние значение по шкале тревога 7,9 - соответствует отсутствию симптомов тревоги, по шкале депрессия - 3,7 - что соответствует отсутствию симптомов депрессии.
Для группы 1: средние значения по шкале тревога 7, 1, а по шкале депрессия 3,3, что соответствует отсутствию симптомов тревоги и депрессии.
Для группы 2: средние значения по шкале тревога 6,8, а по шкале депрессия 1,8, что соответствует отсутствию симптомов тревоги и депрессии.
Для группы 3: средние значения по шкале тревога 9, а по шкале депрессия 4,3, что соответствует субклиническому уровню тревоги и отсутствию депрессии.
Из группы 4 в исследовании приняли участие только два человека, у обоих наблюдается отсутствие тревоги и депрессии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в среднем для всех групп участников характерно отсутствие выраженных состояний депрессии и тревоги, однако для группы - 3 (опекаемые взрослые) характерен более высокий по сравнению с остальными уровень тревоги, приближающийся к субклиническому уровню. Как следствие, можно предполагать рост тревоги психогенного генеза в стрессовых ситуациях, который может усугубляться в том числе недостаточным уровнем компетентности относительно заболевания у ребенка, также можно говорить о риске развития психосоматических расстройств у данной выборке респондентов.
В первую очередь стоит отметить, что количество участников на данном этапе не позволяет говорить о статистических закономерностях, но можно сделать выводы о некотором наборе тенденций.
На основании данных обоих этапов исследования был проведен анализ статистически значимых различий.
1) Анализ различий в группе родителей - наставников
Статистически значимые различия обнаружены по следующим показателям:
В случае обоих показателей наблюдается значительный рост средних значений на втором этапе исследования после проведения мероприятий в рамках проекта. Средние значения параметра гармоничный тип отношения к болезни в данной группе возросли в два раза, средние показатели по шкале «принятие - отвержение» на 67%.
Таким образом, можно говорить о том, что у родителей в группе наставников в значительной степени гармонизировало отношение к болезни ребенка, повысился уровень принятия ребенка.
2) Анализ статистически значимых различий в группе подростков - наставников
Статистически значимые различия обнаружены по следующим показателям:
В этом случае наблюдается рост средних показателей выраженности данного типа отношения к болезни на втором этапе исследования, однако данная тенденция не является значительной и не превышает 10%. Такую динамику можно связать с ситуативными стрессами, индивидуальной декомпенсацией болезни, которая могла повлиять на результаты, следует принимать в расчет малый объем выборки и ее уменьшение на втором этапе исследования.
3) Анализ статистически значимых различий в группе взрослые - опекаемые
Статистически значимые различий в данной группе не обнаружено.
4) Анализ статистически значимых различий в группе подростки - опекаемые
Статистически значимые различий в данной группе не обнаружено.
Далее обратимся к анализу статистически значимых различий между группами респондентов на каждом из этапов исследования.
1) Анализ статистически значимых различий между группами взрослые наставники - опекаемые на первом этапе исследования
Обнаружены статистически значимые различия по следующим параметрам:
При этом выраженность данного типа отношения к болезни выше в группе взрослых - наставников и, как упоминалось выше, внутренняя картина болезни этой группы респондентов продолжает гармонизировать ко второму этапу исследования, в то время как в группе взрослых - опекаемых данной тенденции не обнаружено.
2) Анализ статистически значимых различий между группами подростки наставники - опекаемые на первом этапе исследования
Обнаружены статистически значимые различия по следующим параметрам:
3) Анализ статистически значимых различий между группами взрослые наставники - опекаемые на втором этапе исследования
Статистически значимые различий в данной группе не обнаружено.
4) Анализ статистически значимых различий между группами подростки наставники - опекаемые на втором этапе исследования
Обнаружены статистически значимые различия по следующим параметрам:
При этом уровень тревоги и тревожный тип отношения к болезни в большей степени характерен для группы подростков - опекаемых.Повышение уровня тревоги по поводу болезни становится выпуклым именно в случае сравнения групп наставников - опекаемых, не выявляется при сравнении группы опекаемых на двух этапах исследования, можно таким образом предположить, что данный результат отражает динамику постепенного принятия болезни и адаптации к ее последствиям у группы наставников и естественный переход от диффузной и анозогностической картины болезни в группе опекаемых, который стал бы более заметным при расширении данной выборки.
Общие выводы и рекомендации:
Список литературы