"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность в России и зарубежных странах на современном этапе развития

Долгова Татьяна Викторовна – студентка Юридического факультета Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия.

Научный руководитель: Колесник Вероника Вячеславовна – кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданского права Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия.

Аннотация: На современном этапе развития в мире очень прогрессирует экономическая деятельность. Бизнес процессы вызывают большой интерес у многих людей, однако не у всех удается построить их удачно. В статье анализируются виды ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в отечественном правопорядке и в немецком правопорядке.

Ключевые слова: Незаконное предпринимательство, предпринимательская деятельность без регистрации, состав правонарушения, состав преступления, юридическая ответственность, зарубежная практика.

Гражданский кодекс Российской Федерации дает следующее понятие предпринимательской деятельности – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Главным признаком, который позволяет квалифицировать предпринимательскую деятельность законной – это государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, носящая в отличие от иных существенных признаков формальный характер.

Таким образом, отечественное право имеет легальное определение предпринимательской деятельности, чего невозможно сказать о германском праве. Германское торговое уложение не содержит понятие такой деятельности, оно выделяет несколько категорий лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность: коммерсанты по обязанности, коммерсанты по необходимости, коммерсанты по желанию, коммерсанты в силу регистрации. Т.е. ГТУ не содержит единого для всех коммерсантов формального признака как регистрация, в отличие от российского правопорядка [7] .

Поскольку понятие предпринимательской деятельности нами разобрано, рассмотрим существующие виды юридической ответственности за нарушение норм права при осуществлении коммерческой деятельности, а именно: гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

В составе гражданского правонарушения находится несколько составных частей: наличие вреда, вины, противоправности и причинно-следственной связи.

Отечественное гражданское право одновременно признает принцип повышенной заботливости и осмотрительности в гражданском обороте для предпринимателей. В чем это может выражаться? К примеру, субъекты предпринимательства при заключении сделки проверяют своего контрагента на всевозможные риски. Обычно это осуществляется через специальные общедоступные сервисы (сайт судебных приставов, сервис сведений о банкротстве, ЕГРЮЛ и др.) некоторые предприниматели приобретают доступ к специальному платному программному обеспечению, при помощи которого формируется «за один клик» вся информация по запросу. Примером может служить положение ст. 403 ГК РФ, применимое и в предпринимательской деятельности, согласно которому должник отвечает за действия третьих лиц, на которых было возложено исполнение соответствующего обязательства, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.

При этом законодатель исключает возможность нести ответственность при наличии непреодолимой силы, а также стороны могут согласовать условие о размере ответственности в договоре.

Немецкое право также исходит из общего принципа ответственности за вину. Помимо "виновной ответственности" германское право признает "ответственность за опасность". Последняя проявляется в ответственности железнодорожной компании за любой вред личности или имуществу, который лицо претерпевает в связи с "деятельностью железной дороги". Это положение продолжает действовать и сегодня. При этом не имеет значения наличие вины или ее отсутствие у компании (ее работника). Достаточна лишь причинная взаимосвязь с деятельностью железнодорожной компании [2]. При этом и российский правопорядок также содержит положение об ответственности владельцев источников повышенной опасности независимо от их вины в произошедшем – случаи компенсации морального вреда (ст.1100 ГК РФ).

Таким образом, мы видим, что принципы гражданско-правовой ответственности в отечественном и немецком правопорядках за незаконные действия, совершаемые предпринимателями, по своей природе схожи. Оба правопорядка устанавливают принцип повышенной ответственности для субъектов предпринимательской деятельности. Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что нет единой правовой нормы, по которой все предприниматели несут ответственность, что вытекает из особенности сферы действия гражданских норм, которая охватывает огромное количество действий субъектов права.

Однако, если речь пойдет об административной ответственности за незаконное предпринимательство, то здесь мы увидим определенный состав административного правонарушения – ч. 1 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Как отмечает А.В, Попов: «Учитывая, что структурно ст. 14.1 КоАП РФ включена в гл. 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций" данного Кодекса, родовым объектом рассматриваемого правонарушения будут выступать общественные отношения в области предпринимательской деятельности. В связи с этим весомую роль при анализе состава административного правонарушения играет Гражданский кодекс Российской Федерации» [6].

При характеристике состава административного правонарушения стоит отметить, что есть особая категория граждан, для которых необязательно соблюдение формального признака предпринимательской деятельности – это, так называемая, категория «самозанятых» граждан (абз. 2 п. 1 ст. 23 ГК РФ и ст. ст. 83, 217 Налогового кодекса Российской Федерации).

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется согласно нормам Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Указанный Федеральный закон устанавливает правило, согласно которому представляемые в регистрирующий орган документы должны соответствовать формам и требованиям к оформлению (ст. 9), регламентированным ФНС России.

Непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, выступает общеобязательное правило, которое можно сформулировать следующим образом: право заниматься предпринимательской деятельностью корреспондирует обязанности прохождения государственной регистрации, осуществляемой ФНС России или ее территориальными органами, в порядке и по основаниям, установленным ГК РФ и Законом N 129-ФЗ, при представлении заинтересованным субъектом документов, соответствующих формам и требованиям, установленным ФНС России. Объективная сторона «характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки... как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия» [5]. О наличии объективной стороны правонарушения нельзя говорить, пока не установлена причинно-следственная связь между противоправным деянием и вредными последствиями. Верховным Судом Российской Федерации по вопросу применения ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ сформулирована правовая позиция, согласно которой при решении вопроса о наличии состава правонарушения, предусмотренного данной нормой КоАП РФ, необходимо установить, содержатся ли признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в п. 1 ст. 2 ГК РФ, в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности [1]. Наказание за указанное деяние – наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей. Весьма интересно, что аналога административной ответственности за незаконное предпринимательство в немецком правопорядке не существует.

Наиболее тяжкие последствия за нарушение предпринимательской деятельности предусмотрены Уголовным кодексом РФ – ст. 171. За совершение данного преступления законодатель предусмотрел весьма жесткие санкции: от штрафа до лишения свободы на срок до пяти лет.

В большинстве уголовных кодексов развитых стран отсутствуют подобного рода нормы - наказывается деятельность, изначально запрещенная для всех хозяйствующих субъектов, относящаяся к исключительной монополии государства, а также связанная с нарушением порядка обращения объектов повышенной опасности. В уголовных кодексах некоторых стран имеются нормы, по содержанию тождественные уголовно-правовому запрету незаконного предпринимательства: осуществление деятельности без государственных полномочий (§ 131 УК Дании), осуществление профессиональной деятельности без лицензии (ст. 436 УК Голландии) и др. Характерно, что в Голландии под предпринимателем понимается любое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. В то же время большинство уголовно-правовых норм, связанных с неправомерным осуществлением предпринимательской или профессиональной деятельности, относится к проступкам [7].

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство в России установлена за совершение предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна при условии, что такое деяние повлекло причинение крупного ущерба гражданам или государству либо сопряжено с извлечением крупного дохода (свыше 2 250 000 руб.). Квалифицирующими признаками законодатель отмечает: это же деяние, совершенное организованной группой либо сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере (свыше 9 000 000 руб.).

Состав преступления альтернативный, формально-материальный. УК РФ связывает преступность деяния либо с причинением крупного ущерба, либо с извлечением дохода в крупном размере.

Для квалификации деяния именно как предпринимательской деятельности обязателен признак систематического получения прибыли. Если действия лица направлены на разовое получение даже крупного дохода (напр., крупная сделка с ценными бумагами), предпринимательства не будет. Так, если гражданин приобрел в Германии бывший в употреблении автомобиль, пригнал его в Россию и продал, получив доход в крупном размере, содеянное может рассматриваться или не рассматриваться в качестве незаконного предпринимательства в зависимости от субъективного отношения его к своим действиям как к разовой сделке или как к эпизоду деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Причем в последнем случае незаконное предпринимательство будет оконченным преступлением [4]. Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии будет незаконным предпринимательством лишь в случае, когда физическое лицо или организация осуществляют вид деятельности, требующий получения лицензии.

Таким образом, рассмотрев виды ответственности за незаконное предпринимательство в России в сравнении с зарубежным опытом, возможно сделать следующие выводы:

  • тяжесть гражданско-правовой ответственности установить в определенном размере не представляется возможным, поскольку нарушение зависит от конкретных обстоятельств дела;
  • административная ответственность представляется в осуществлении предпринимательской деятельности без наличия ее обязательного формального признака и влечет наказание в виде несущественного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей, аналога такой ответственности в зарубежных странах не установлено; полагаем, что наличие такого административного правонарушения в российском правопорядке преследует, скорее, превентивную цель – вызвать у правонарушителя желание скорее зарегистрировать свою деятельность надлежащим образом;
  • уголовная ответственность также не имеет аналога в зарубежных странах, однако обладает актуальностью в российском праве.

Список литературы

  1. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 окт. 2006 г. N 18 // Рос. газ. 2006. N 250.
  2. Арсланов К.М. Гражданско-правовая ответственность без вины в предпринимательской деятельности: российский и германский опыт правового регулирования // Журнал предпринимательского и корпоративного права. № 1. 2016. С.53 – 56.
  3. Бикеханум Т.В. Особенности гражданско-правовой ответственности в предпринимательских отношениях // Закон и право. № 8. 2018. С. 68 – 69.
  4. Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М.: Статут, 2005. 572 с.
  5. Охтин И.В. Незаконная предпринимательская деятельность // СПС Консультант Плюс. 2018.
  6. Попов А.В. К вопросу о составе административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ (незаконное предпринимательство) // Вестник Омской юридической академии. 2018. № 2. С. 212 - 221.
  7. Пьянкова А.Ф. Понятие предпринимательской деятельности в российском и зарубежном праве // Предпринимательское право. 2017. № 1. С. 18 - 23.
  8. Шукшина Т.А. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство в Германии // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 7(29). – Новосибирск: СибАК, 2016. С. 213-216.

Интересная статья? Поделись ей с другими: