gototopgototop

"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 371.302.2

Эффективные формы методической работы на современном этапе в условиях школы

Суходубова Наталья Алексеевна – кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры Психолого-педагогических и гуманитарных дисциплин Институт повышения квалификации и переподготовки кадров им. М. Рахимовой Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева.

Аннотация: Традиционные формы методической работы в настоящее время становятся малоэффективными, это связано с тем, что они не отвечают новым целям и задачам. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель был творческой, неповторимой личностью. Это требует пересмотра процесса подготовки и переподготовки, повышения квалификации учителей и рождает новые подходы к организации учебного процесса, иначе определяет содержание учебных дисциплин.

Ключевые слова: Система образования методы и приемы обучения. формы методической работы, самообразование, аттестация.

В системе образования находят свое применение различные методы и приемы обучения. Формы проведения методической работы постоянно меняются и совершенствуются, приобретают более креативный и действенный характер. Исследованием данной проблемы занимались многие ученые: И.Б. Бекбоев, Л.П. Кибарина, М.И. Махмутов, Н.А.Немова, Н.В. Сорокин, Е.А. Ямбург и другие.

Цели, задачи и содержание методической работы в школе реализуются в конкретных формах или занятиях, проводимых с педагогами и для педагогов. Они определяются содержанием методической работы, взаимосвязью всех звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью, что отражается на конкретных путях овладения содержанием и эффективной реализации общей программы профессионального развития педагогов.

Формы работы методических объединений или кафедр могут быть, как и коллективными, так и индивидуальными, которые сочетаются между собой. К коллективным формам методической работы мы относим:

  • педагогические и методические советы;
  • заседания методических объединений;
  • конференции;
  • дискуссии;
  • встречи;
  • экскурсии в другие школы по обмену опытом работы и др.

К индивидуальным формам методической работы можно отнести:

  • индивидуальные консультации, которые могут проходить в форме диалога, где учителю легче анализировать успехи и затруднения своей деятельности, получить нужную информацию (консультацию) от коллеги:
  • наставничество – где за молодым специалистом закрепляется более опытный педагог-наставник, у которого через посещение уроков, консультирование по вопросам организации и проведения уроков начинающий учитель может повысить уровень своего профессионального мастерства;
  • самообразование через чтение литературы психолого-педагогического содержания, индивидуальную работу над собой, своими знаниями и умениями и т.д.;
  • работу над личной методической темой, где учитель проводит мини-исследования в интересующем его аспекте преподавания предмета, где в конце эксперимента обязательно проводится самоанализ своей деятельности.

Одной из важнейших форм методической работы является работа над единой методической темой школы, тем более, если она правильно выбрана, сформулирована, научно обоснована, имеет практическую значимость для школы. Такая проблема будет актуальна для педагогического коллектива и сориентирована на повышение профессионального уровня учителя и качественное обучение учащихся. Успех школы по ее реализации будет обеспечен только тогда, когда будут в достаточной мере реализованы цели и задачи, поставленные педагогическим коллективом [3.С.42].

Выбор форм методической работы зависит от количественного состава методических объединений (кафедр), от квалификации их членов, от заинтересованности, желания, взаимопонимания и уважения друг друга.

Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе в условиях школы являются:

  1. Теоретические семинары (доклады, сообщения).
  2. Семинары – практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях).
  3. Диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог, форум...).
  4. «деловые игры», ролевые игры.
  5. Лектории ученых – дидактов, психологов, социологов, дефектологов, логопедов, врачей.
  6. Обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки.
  7. Посещение и анализ разнообразных по форме и содержанию уроков.
  8. Обсуждение системы открытых, взаимопосещенных уроков, мероприятий.
  9. Разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки уроков, изготовление дидактических и наглядных пособий); выставки лучших тетрадей учащихся, продуктов их творчества (сочинение, поделок, рисунков и т.д.).
  10. Обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий.[1.С. 213].

Раскроем более подробно отдельные, на наш взгляд, наиболее эффективные на современном этапе формы методической работы.

Семинары практикумы – чаще всего встречаемая форма проведения занятий. Главная задача семинара практикума – найти ответ, разрешение возникшего вопроса, проблемы. При подготовке семинара анализируется деятельность педагогов школы, и выделяются затруднения, чаще всего встречаемые в педагогической деятельности. На основе анализа составляется перечень вопросов и предлагается более опытным педагогам поделиться своим опытом рассматриваемой проблемы.

Научно-практические конференции – предполагают обсуждение наиболее сложных вопросов теории и практики, а также отрабатывается решение этих вопросов в условиях школы.

Педагогическая пресс-конференция – это нетрадиционная форма проведения занятий расширяет кругозор, развивает творчество педагогов. Участниками заранее определяются «журналисты», оговаривается круг вопросов, которые могут носить как теоретический, так и практический характер. Остальные участники конференции отвечают на вопросы. Работу направляет ведущий, он же и подводит итоги пресс-конференции.

Деловые игры – стали чаще использоваться в работе с педагогами. Они могут представлять различные аспекты деятельности: проблемы воспитания, обучения, управления и др. Основная цель такой формы обучения – раскрыть резервы в работе конкретной группы педагогов, показать их возможности.

Наиболее распространенные игры в педагогике это: имитационные, операционные и ролевые. Ознакомление с опытом работы, изучение отдельных моментов, отработка конкретных методических приемов и навыков обобщения могут быть проведены в различных школах.

Школа начинающего учителя. Одна из главных задач этой школы показать молодым учителям на практике конкретные приемы работы. Определяются дни для специальных занятий, которые начинаются открытыми уроками, а затем идет их анализ и обсуждение, где руководитель обращает внимание на отдельные моменты, которые были не замечены начинающими учителями и дают им подробное объяснение.

Школа передового опыта – ставит своей целью передачу методических находок одного педагога или группы учителей – другим. Важная особенность данной школы – то, что она действует длительное время. Можно отметить работу авторских школ, школ мастерства и творческие отчеты, которые проводятся отдельным учителем или школой в целом. Они актуальны к моменту завершения работы над проблемой школы или к аттестации педагога [4.С.29].

Творческие отчеты проводятся либо одним учителем или школой в целом. Они обычно приурочиваются к завершению работы над проблемой школы или аттестации педагога. Дается анализ работы за определенный промежуток времени, отмечается успех, раскрывается проблема. Так же творческие отчеты дают возможность учителю защитить свои методические находки, раскрыть собственный опыт работы. На защиту можно представить систему уроков, стенды, наглядные пособия, научно-методические материалы, презентации, практический показ конкретных методических приемов в работе с учениками.

Предлагаемые к обсуждению ситуации могут являться реальными событиями или искусственно сконструированными описаниями, в основе которых должно лежать рассмотрение профессиональной деятельности, эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия участников образовательного процесса [2.С.51].

При изучении конкретной ситуации, ее анализе участники работы должны «вжиться» в предлагаемые обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Каждому участнику предлагается обозначить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения.

При выборе или разработке практической ситуации важно учитывать ряд обязательных требований:

  • содержание ситуации должно отражать реальные события и факты; соответствовать рассматриваемой теме, профессиональным потребностям учителей;
  • решение проблемы в предложенной ситуации должно быть по силам педагогам, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;
  • на начальных этапах педагогам должны быть предоставлены четкие инструкции по работе над проблемной ситуацией, идеи по решению данной проблемы.

Этапы организации работы по методу кейсов:

  1. На подготовительном этапе организатором занятия конкретизируются цели работы с педагогами; ведется подбор и разработка ситуаций, соответствующих цели; написание сценария занятия.
  2. Ознакомительный этап – это презентация практической ситуации организатором, ее первоначальное обсуждение. Этот этап работы рекомендуется организовывать в малых группах.
  3. Аналитический этап включает в себя следующие направления работы: выявление группой сути проблемы, ее конкретизация; поиск путей решения проблемы, необходимых источников информации; формулирование микро группами или отдельными участниками работы вариантов решения; анализ группой различных решений, выявление их сильных и слабых позиций.
  4. Итоговый этап – выбор единого варианта решения, анализ хода и содержания проделанной работы, рефлексиz [6.С.9].

Одной из важных форм методической работы является аттестация педагогических кадров. Основной целью аттестации является стимулирование деятельности педагогических работников по повышению квалификации, профессионализма, развитию творческой инициативы, социальной защиты.В основу проведения аттестации положены принципы добровольности, открытости, коллегиальности, обеспечивающие справедливую, обективную оценку труда.

Чтобы плодотворно трудились учителя, необходимо периодически проводить творческие отчеты, конференции, деловые игры и т.д. В связи с этим следует большое внимание уделять технологиям педагогического труда, воспитанию и развитию учащихся, поднимать проблемы развивающего обучения, например: реализация интересов, способностей, возможностей учащихся через активные формы обучения.

Список литературы

  1. Кибардина Л.П. Проблемы и пути повышения профессиональной компетентности школьного педагога (в новых социально-экономических условиях. – Бишкек, 2000. – 368 с.
  2. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 176 с.
  3. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 93 с.
  4. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления к. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 384 с.
  5. Суходубова Н.А. Организация методической работы в условиях современной школы // Педагогический вестник ЕАО РФ. – Биробиджан, 2006. – №1-2.
  6. Чикурова М. Организация методической работы в школе // Директор школы. – 2001. – №7. – С. 7-12.
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк