"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 371.302.2

Создание безопасной образовательной среды в стенах школ

Суходубова Наталья Алексеевна – кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры Психолого-педагогических и гуманитарных дисциплин Институт повышения квалификации и переподготовки кадров им. М. Рахимовой Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева.

Аннотация: Автор статьи рассматривает опыт работы создания безопасной образовательной среды в стенах общеобразовательных школ. Приводит примеры из опыта работы по повышению квалификации педагогов общеобразовательных школ.

Ключевые слова: Безопасная образовательная среда, школа, семинар, цель образования, урок.

В ряде существующих проблем в образовательной среде выделяется современный вызов – создание безопасной образовательной среды, а именно в рамках экологической, физической и информационно-психологической безопасности.

В Кыргызстане стартовал проект «Развитие механизмов финансирования безопасности образовательной среды», реализуемом Экологическим движением БИОМ, в партнерстве с Фондом К. Аденауэра при финансовой поддержке Европейского Союза».

Для администраций более чем 350 региональных школ и сотрудников районных отделов образования Кыргызстана были проведены семинары по повышению потенциала в вопросах обеспечения безопасности школьной образовательной среды. Эти семинары были организованы в рамках проекта «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в КР»

Цель проекта заключается в оказании поддержки развитию межсекторальных партнерских отношений между Министерства образования и науки КР и другими профильными министерствами (МЗ, МЧС и т.д.), местными органами власти, организациями социального партнерства, гражданского общества и школами по формированию механизмов, которые помогут развитию безопасной образовательной среды в общеобразовательной системе Кыргызстана. Для достижения общей цели партнеры по проекту разработали стратегию, состоящую из различных мероприятий, сгруппированных в несколько компонентов и охватывающих все регионы КР, включая также Бишкек.

Для эффективного решения названных проблем партнеры проекта поставили перед собой конкретные задачи. Среди них разработка и продвижение национального комплекса стандартов, наращивание потенциала заинтересованных сторон в области мониторинга, управления и финансового обеспечения безопасности образовательной среды на национальном, местном и институциональном уровнях.

Идеи проекта нашли всестороннюю поддержку со стороны Министерства образования и науки КР. Также ключевые мероприятия были отражены в Стратегии развития образования в Кыргызской Республике, в плане ее реализации и других документах.

Участникам семинаров был представлен алгоритм проведения самооценки безопасности образовательной среды и самой процедуры организации деятельности по повышению безопасности в школе. Были также продемонстрированы позитивные примеры создания подобной образовательной среды в Кыргызстане на опыте 11 пилотных школ в 7 областях республики и нашей столице городе Бишкек. В ходе семинаров состоялось обсуждение вопросов финансирования школ и управления человеческими ресурсами, которые сегодня актуальны именно для обеспечения безопасной образовательной среды с учетом при этом специфики каждого региона.

После семинаров в систему подготовки и переподготовки учителей запланировано внедрение соответствующих обучающих модулей, что позволит обеспечить устойчивость и применение этих практик непосредственно в школах. Сам обучающий модуль, который использовали региональные тренеры на этих семинарах по менеджменту и механизмам финансового обеспечения здоровой образовательной среды, был разработан при участии педагогов ведущих вузов КР и специалистов из ИПКиПК им.М.Рахимовой КГУ имени И. Арабаева. Данный модуль был апробирован на V Съезде учителей и работников образования стран СНГ и Форуме для региональных представителей районных и городских отделов образования в октябре 2018 года.

Эксперты сходятся во мнении, что безопасная школьная среда – это среда, ориентированная на потребности ученика и обеспечивающая минимизацию всех видов рисков. Она включает в себя такие аспекты, как психологическую/информационная безопасность (недискриминационная, ненасильственная и толерантная среда), физическую безопасность (безопасность здания, включая и безопасность в ЧС, учебное оборудование), экологическую безопасность ( чистый воздух, вода, канализация, здоровое питание, качество освещения, правильная температура, вентиляция, энергоэффективность и т.д.). В Кыргызстане также стали большее внимание уделять вопросам создания безопасной образовательной среды в разных ее аспектах, и нормативному закреплению требований к ней.

Из практики проведения семинаров:

Упражнение: Линии времени

Цели: участники проанализируют значительные события, достижения и тенденции на протяжении определенного временного периода и спланируют будущее. Акцент на предпочитаемом будущем дает возможность уточнить целый ряд ценностей.

Ресурсы: маркеры и флипчарт на каждую группу

Процедура:

1 шаг. Участники объединяются в группы по 5-6 человек .

2 шаг. В каждой группе рисуют временные линии на листе ватмана, обсуждают и записывают или оформляют рисунками каждый временной этап по проблеме «Школьная среда» На временных линиях обозначаются прошлые события, настоящие события и будущие. Описывая события будущего, участники должны определить, то, что скорее всего произойдет в будущем (вероятное будущее) и то, что им бы очень хотелось, чтобы это произошло (предпочтительное будущее - мечта).

3 шаг. Каждая группа учеников делает презентацию своего видения и обосновывает его.

Дебрифинг: - в каком времени вам легче было рассуждать?

- почему компонент будущего беспокоит нас?

Резюме тренера: нам конечно желательно чтобы предпочтительное и реальное будущее было как можно ближе друг к другу…

Упражнение: «Дерево проблем»

Цель: выявить уровень понимания проблемы, настроить на деловой лад

Ресурсы: Ватманы и маркеры на каждую группу

Ствол – проблема «безопасная образовательная среда»

Корни – причина возникновения проблемы, на данном этапе

Крона - следствия (последствия) данной проблемы

Работа в группах, затем презентация

Дебрифинг:

- что поменялось?

- что еще будет меняться на Ваш взгляд?

Тренер может попросить обратить внимание, что «прививку» делаем мы с вами (общество, заинтересованные люди) через ознакомление с возникающими проблемами и путями их решения (смягчения) [5, С-15].

Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Как отмечается в Государственном образовательном стандарте общего среднего образования Кыргызской Республики: «Цель образования: готовность личности к гражданской и профессиональной деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в многообразном меняющемся мире.» [2]

«Государственный образовательный стандарт общего среднего образования КР» (2014 г.) отличается реализацией компетентностного и деятельностного подхода в образовании. Компетентностный урок выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою деятельность. При обучении учащихся используется деятельностный метод, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. [2]:

Современный урок – это урок актуальный для настоящего времени, действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства. В рамках проекта было разработано пособие «Уроки безопасности», где предлагаются модели компетентностных уроков, модели которых были предложены по следующей структуре [6, С-5]:

Структурный элемент урока

Содержание

1.

Класс

Определяется возрастная категория учащихся для успешного освоения темы урока

2.

Сроки проведения

По возможности определены календарные сроки проведения урока или предлагается учителям самостоятельно определить место изучения данной темы в связи с индивидуальными возможностями учащихся и учителя

3.

Раздел учебной программы

Учитывая уровень подготовки и возможности учащихся, определяется раздел учебной программы, в котором рассматриваются вопросы урока.

4.

Тема урока

Формулировка темы соответствует основной цели обучения учащихся

5.

Ключевые компетентности; цели, ориентируемые на конечный результат

Представлен перечень ключевых компетентностей, формируемых на уроке. По каждой ключевой компетентности определены цели, ориентируемые на конечный образовательный результат достижений учащихся по изучаемой теме

6.

Время проведения

Примерное время на освоение учебного содержания

7.

Ход урока

Процесс организации учебной деятельности учащихся представлен через пошаговую деятельность учеников на основе использования интерактивных, проблемных методов обучения

8.

Вопросы для обсуждения

В перечне представлены закрытые, открытые вопросы, но приоритет отдаётся открытым вопросам, которые помогают ученикам размышлять, анализировать, синтезировать, оценивать, высказывать свою точку зрения.

9.

Внеурочная деятельность

Добиться требуемых образовательных результатов только на уроке нельзя. Поэтому очень важно, чтобы ребенок посещал специальные занятия во второй половине дня (внеурочную деятельность)

Во внеурочную деятельность могут входить:

  • выполнение домашних заданий,
  • индивидуальные занятия учителя с детьми,
  • экскурсии, кружки, классные часы, дискуссионные клубы и т.п.
  • поисковые исследования и выполнение проектов.

Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся

10.

Вариации

Рекомендации по использованию других видов деятельности. Учителю дается право выбора вида деятельности, исходя из возможностей учеников.

Список литературы

  1. Байсалов Д.У. Педагогическое образование: проблемы и //Бишкек, 2004
  2. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики. Постановление правительства Кыргызской Республики от 21 июля 2014 г., Бишкек.
  3. Модели планов уроков на идеях глобального образования для 1 класса. – Бишкек: Открытая школа, 2006. – 131с.
  4. Сборник санитарных норм и правил по санитарно-гигиеническим разделам. – Бишкек, 1998. – №3. – Часть 1. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов).
  5. Суходубова Н.А., Новикова С.В., Турусбекова А.Э…. Учебно-методическое пособие «Безопасность образовательной среды: основные подходы». – Бишкек, 2019. – 142с.
  6. Уроки безопасности. Учебно-методическое пособие для учителей. – Бишкек,2018. – 215с.