"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 821.512.157

Кыргызский институт просвещения как исток культурно-интеллектуального развития первых поэтов и писателей

Садыкбек кызы Жайнагул – кандидат филологических наук кафедры Психолого-педагогических и гуманитарных дисциплин Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

Аннотация: В статье на основе воспоминаний и мемуарных материалов доказывается то, что первый кыргызский институт просвещения в Пишпеке, его очень интенсивно и активно проводимые учебно-воспитательные мероприятия, существовавший в то время в нём культ науки и знаний, устремленный вперёд пафос были собственно и истоком культурно-интеллектуального развития первых поэтов и писателей.

Ключевые слова: Пафос, культ, мемуар, эстетический, этический, гражданин, патриот, катализатор, культурно-интеллектуальный, первый.

В истории русской культуры важную роль играл лицей, в котором учились известные декабристы русского народа и Александр Пушкин, и именно, такую роль в истории кыргызской культуры сыграл Кыргызский институт просвещения, открытый в 1925 году в городе Пишпек (это учебное заведение в конце 1928 года переименовано в Фрунзенский Центральный педагогический техникум). О том, как первый директор учебного заведения Петр Кузьмич Юдахин создал атмосферу в институте, вспоминает З. Бектенов, следующим образом: “Быстро все учащиеся расположились в общежитии, распределились на классы, Кыргызский институт просвещения, охватывающий 140 студентов, торжественно открылся 25 октября 1925 года в городе Пишпек, начался учебный процесс. Всех студентов Кузьмич сам принимал, сам писал список своими руками и знакомился лично с их семейным положением, состоянием здоровья. Именно после этого Петр Кузьмич стал узнавать каждого ученика в лицо, и называть каждого по имени: «Карагым Азым, карагым Ташым, карагым Узак, карагым Сулайман, карагым Султаш, карагым Мукай!» (карагым – ласкательное обращение к младшему).

Первый директор первого института просвещения Кыргызской Республики Петр Кузьмич Юдахин внёс непомерно большой вклад в развитие культуры кыргызского народа, обучая первых ласточек культуры республики, он был великодушным, добрым сыном русского народа. Петр Кузьмич Юдахин всегда давал студентам такие советы: «Мы организовали по каждой отрасли науки отдельные кабинеты, поставили там шкафы, в которые наполнили книги на русском, казахском, узбекском и татарском языках, чтобы вы сами читали и углубляли самостоятельно знания. После вас эту книгу будут использовать и другие, помните это!», – напоминает З. Бектенов [2.С.84-85 ].

Из воспоминаний З. Бектенова ясно видно, что Петр Кузьмич Юдахин был истинным педагогом, который вёл работу, руководствуясь теорией о сочетании гуманизма в педагогике с умением быть требовательным.

В Кыргызском институте просвещения особенно интересно проходили уроки литературы. Так как языки были родственные, особенно популярными среди студентов института были произведения татарской, казахской литературы. «Сделать первые шаги в художественную литературу нам помог Базаркул Данияров, который впервые раскрыл наши глаза на художественный мир. Человеком, который впервые познакомил нас с литературными терминами как «Красивая литература», «статья», «известия», «роман», «басня», «сочинение”, «песня», «поэма», «пьеса», «драма», «комедия», «трагедия», «критика» и др., был Базаке. Первым, кто сделал с нами шаг в искусство, и кто познакомил нас с литературой казахского народа – произведениями Абая, Ахмета Байтурсунова, Магжана Жумабаева, Жусупбека Аймаутова, Мухтара Ауэзова, Майлына Байымбета тоже был наш завуч Данияров» - вспоминает З.Бектенов [3.С.119].

Как видно, получать уроки по теории художественной литературы, особенно, для студентов, стремящихся постичь таинства художественного творчества, нравилось анализировать и обсуждать в аудитории произведения родственной казахской литературы, особенно вызывали интерес нравственные уроки персонажей, и играли бесценную роль в раскрытии их литературно-теоретической грамотности, расширении эстетических и этических понятий.

В 1925-1929-е годы на сцене драматического кружка института были поставлены пьесы с одним действием и в нескольких действиях:“Пастухи”, “В селе”, “Сын Ленина”, “В обед”, “Мы комсомольцы”, “Карачач”, “Алым и Мария”, “Долой богачей”, “Печальная Какей”, “Остатки от прошлого”, “На пути равенства”, “Ужалившиеся крапивой”, пьесы неизвестных авторов “Претензии вдовы”, “Непредвиденные расходы”, “Аргынбай”, “Мулла Чанчар”, “Зарлык”, “16 год” и др. В воспоминаниях и мемуарах, связанных с историей театра, говорится, что пьесы, драматические сценки, интермедии для драматического кружка в основном писали К. Жантөшев, М. Элебаев, Б. Калпаков, Сыдык Карачев, Ташым Байжиев, в поставленных спектаклях режиссерами были М. Элебаев, К. Жантөшев, Б. Калпаков и роли исполняли, М. Элебаев и Т. Байжиев в основном играли женские роли [4.С.120].

Об историческом значении драматического кружка Кыргызского института просвещения в 20-х годах удостоверяет вывод исследователя Салижана Жигитова: “Бесспорным фактом явдяется то, что с инициативой участники самодеятельного драматического кружка писали одну за другой тренировочные пьесы для репертуара кружка - это и оказало сильное влияние на творческую судьбу наших молодых писателей. Через такую творческую работу эти писатели разбудили свой художественный талант, обостряя свое умение писать, обучаясь важным правилам, законам и особенностям театральной сцены, познавая элементарные способы и приемы написания драмы. Если многие из них впоследствии стали известными драматургами, некоторые трудились на поприще драматургии, то здесь есть полное основание для того, чтобы сказать, что ориентирующая и мотивирующая функция драмкружка педтехникума сыграла свою роль” [4.С.91-92]. Эти мысли Салижана Жигитова дают основание говорить о том, что будучи активным членом драматического кружка, позднее они писали пьесы, что и сыграло роль определенной школы для становления, развития писателей, личностного и культурно-художественного формирования.

Так как видно из мемуарной литературы, что через этот драмкружок они стали известны окружающим в качестве авторов пьес и исполнителей ролей, их сразу после окончания учебы некоторых пригласили на работу в кыргызский театр. З. Бектенов вспоминает: «В 1930 году мы окончили Центральный Педтехникум. Когда из джигитов, окончивших техникум – Мукая, Касымалы и Ташыма пригласили в Кыргызский драм театр, – все трое отказались». «Начиная со дня функционирования института просвещения был организован литературный кружок и он постепенно активизируясь, превратился в большой кружок «Красная искра». При кружке работала стенгазета «Молодежь с надеждой», куда непрерывно творческие молодые люди писали статьи. «Собрание литературного кружка проходило в кабинете «Кыргызского языка и литературы», окна которого выходили на двор. На стенах этого кабинета висели портреты Гоголя, Пушкина, Толстого, нарисованные учениками в кружке рисования». [2.С.85-86 ].

Как пишет З.Бектенов, на собрания литературного кружка приходили и читали свои доклады и лекции такие известные выдающиеся сыны и дочери кыргызского народа, общественные деятели как Касым Тыныстанов, Баялы Исакеев, Базаркул Данияров, Токчоро Жолдошев, Касымалы Баялинов, Сатыбалды Нааматов, Аалы Токомбаев, Калим Рахматуллин, Сыдык Карачев, Шарип Көкөнов, Айткулу Убукеев, Мукамбет Дөгдүров, Бөрү Кененсарин, Байсерке Калпаков, Аскар Идрисов, активно принимая участие в литературных обсуждениях и дебатах. «Красная искра» стала кружком не только будущих поэтов, писателей и литераторов, обучающихся в Кыргызском институте просвещения, а также организацией всей кыргызской творческой интеллигенции. Мукай Элебаев, Жума Жамгырчиев, Узакбай Абдукаимов, Касымалы Жантөшов, Масыралы Кырбашев, Саткын Сасыкбаев, Жоомарт Бөкөнбаев, Кубанычбек Маликов, Мамасалы Абдукаримов, Ташым Байжиев, Тазабек Саманчин, Зыяш Бектенов и другие творческие студенты были активными членами «Красной искры». Быть членом литературного кружка «Красная искра» давала возможность активно участвовать в обсуждениях и спорах о литературе, анализе произведений, которые всегда проводились там, а также слушать лекции и доклады, их размышления о мастерстве художественного слова таких известных авторов первой книги стихов «Сборник стихов Касыма», известного поэта Касыма Тыныстанова, первого критика Токчоро Жолдошева, первого писателя Сыдыка Карачева и других творческих личностей, что расширяло кругозор этих поэтов и писателей, повышая их литературную подготовку, обостряя их мысли, и повышая их художественное понимание.

О том, как со своими старшими и младшими товарищами по институту он оказывал помощь газете, какую работу выполнял рассказывает писатель Мамасалы Абдукаримов следующим образом: «В 1924 году после разделения национальных границ народов Средней Азии газета «Эркин-Тоо» и студенты «Казахско-Кыргызского образовательного общества» полностью переехали в бывшую столицу кыргызской автономной области город Пишпек. Здесь «Эркин-Тоо» начала издаваться в являющейся тогда номером два в республике типографии. А мы начали обучаться в только что открытом в областном центре педагогическом техникуме» [1.С.106-107]. Таким образом, первые поэты и писатели внесли в свою очередь свой вклад в становление газеты «Эркин-Тоо» в качестве “первой” газеты кыргызского народа как студенты-журналисты, наборщики, и сами тоже вместе с газетой росли и развивались как граждане, патриоты и сыны отечества.

Подводя итог, можно сказать, что первый кыргызский институт просвещения в Пишпеке, его очень интенсивно и активно проводимые учебно-воспитательные мероприятия, существовавший в то время в нём культ науки и знаний, устремленный вперёд пафос были собственно и истоком культурно-интеллектуального развития первых поэтов и писателей. Это открыто и ясно подтверждают приведённые выше факты.

Список литературы

  1. Абдукаримов М. Киндиктеш (Братья-близнецы). – В книге: Зеркало жизни. [Текст]/ – Фрунзе, «Кыргызстан», С. 106-107.
  2. Бектенов З. Воспоминания о современниках [Текст]/З. Бектенов.– Бишкек: Плюс, 1996.– С. 84-85.
  3. Жигитов С. Кыргызская литература 20-х годов [Текст]/С. Жигитов.– Фрунзе: Илим, 1984. – С. 91-92.
  4. Күмүшалиев К. Становление Кыргызских театров – Фрунзе, «Мектеп», 1972 г., С. 119.