"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки
УДК 821.512.167
Компетентностный подход в обучении студентов экономического профиля
Оралова Зауреш Мекенбаевна – Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева.
Калдыбаева Айчурок Токтополотовна – Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева, Кыргызстан.
Аннотация: В статье представлен анализ исследований, проводимых педагогами с целью определения значимости компетентного подхода, формирующего профессиональный универсализм – способность менять способы и сферы своей деятельности. Эффективность современного процесса обучения обусловлена формированием у студентов умения преобразовывать получаемую информацию в знание, развития умений, навыков, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций в современном обществе. Преподаватели должны готовить студентов не только к жизни, но и необходимо воспитывать в них готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.
Ключевые слова: Трансформация, профессиональная подготовка, компетентностный подход, компетенция, компетентность, профессиональная деятельность, профессионализм, профессиональные умения и навыки, подготовка специалиста.
Современный рынок на сегодня нуждается в экономически грамотных, конкурентоспособных, профессионально подготовленных специалистах предполагает трансформацию всей системы образования, наполнение ее новым содержанием, использование новых прогрессивных и эффективных способов, методов и средств образовательной деятельности, выявление оптимальных условий экономического просвещения молодежи. В связи с этим в учебную программу вуза внедряются различные учебные предметы, элективные курсы, направленные на профессиональную подготовку специалистов, отвечающих потребностям рыночной экономики.
Сущность компетентностного подхода в том, что вузы должны выпускать компетентных специалистов, то есть выпускник должен быть подготовлен выполнять профессиональные функции в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми работодателями и рынком труда.
Компетентностный подход это комплекс методологических компонентов, направленный на формирование компетентностей и компетенций, основанных на оптимальном соотношении теоретических знаний, умений, способностей, профессионально значимых и личностных качеств, обеспечивающих эффективную подготовку профессионала-специалиста, характеризующегося адекватным представлением о профессиональной деятельности.
Э.А. Урунбасарова компетентностный подход определяет как метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования. Компетентностный подход в обучении появился при изучении ситуации на рынке труда: были рассмотрены требования, которые предъявляются по отношению к работнику. Поэтому современное образование должно формировать профессиональный универсализм – способность человека менять способы и сферы своей деятельности.
Основными характеристиками компетентностного подхода являются:
- смещение центра тяжести с процесса обучения на его результаты;
- ориентация на профессиональную и личностную подготовленность;
- главными критериями оценки результатов образования становятся трудоустройство выпускников и отзывы работодателей;
- механизмы обеспечения качества становятся центральной составляющей управления системой образования « по результатам» [1].
Проблемы компетенции и компетентности исследовались многими российскими и казахстанскими учеными (А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К.Макарова, Э.А. Урунбасарова, А.Е. Абылкасымова, Б.К. Игенбаева и тд.). Экономическую компетентность в своих трудах рассматривали Е.А. Варакина, Е.А. Жилкина, Ю.В.Пузиенко и другие ученые.
В соответствии с представлениями Е.А. Варакиной компетентность - это качество личности (совокупность качеств), которое предполагает обладание компетенциями, включающими личностное отношение к деятельности, а компетенция - заданное содержание компетентности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным. То есть компетенция - это способность личности действовать самостоятельно и ответственно, принимать обоснованные решения на основе совокупности знаний и умений, социального опыта в рамках установленных полномочий.
Это означает, что компетенция, являясь частью целого и достигая оп-ределенного уровня в результате обогащения новыми знаниями, умениями, приобретенным опытом, «превращается» в компетентность как интегральное качество личности [2].
Е.А.Жилкина определяет производственно-экономическую компетентность как компетентность, являющуюся интегративной характе-ристикой личности, отражающей способность и готовность будущего специалиста эффективно осуществлять производственно-экономическую деятельность. В свою очередь, опираясь на определение понятия компетентность» и исследования ученых (С.Уиддет, С.Холлифорд, М. Армстронга, Н.Г.Миловановой, В.Н.Прудаевой и др.), рассматривает производственно-экономическую компетентность как совокупность компетенций: теоретико-экономической, организационно-управленческой, учетно-финансовой [3].
Ю.В. Пузиенко экономическую компетентность рассматривает как интегративное качество личности, характеризующееся высоким уровнем экономических знаний и умений, сформированным ценностным отношением субъекта к экономике, к её предметам, средствам, результатам, позволяеющее наиболее полно реализоваться в познавательной и социалыю-ориетированной экономической деятельности [4].
В настоящее время специалистами выделяются три группы компетенций экономиста:ключевые компетенции, базовые компетенции и профессиональные компетенции.
Ключевые компетенции указывают на то, что они являются своего рода «ключом» к успешной жизни человека в обществе и необходимы каждому члену общества для его успешной адаптации в социуме.
Перечень ключевых компетенций в профессиональном образовании:
- социальная, то есть выработка новых решений и их реализация, ответственность за последствия, соотношение личных интересов с рабочими, толерантность к межкультурным и межнациональным особенностям, уважение и сотрудничество;
- коммуникативная, то есть устная и письменная коммуникация на различных языках, включая различные языки программирования, навыки коммуникаций, этика общения;
- социально-информационная, то есть анализ и восприятие социальной информации сквозь призму критического здравомыслия, владение и использование в различных ситуациях информационных технологий, понимание схемы человек – компьютер;
- когнитивная, также называемая персональной, то есть потребность в духовном саморазвитии и реализация этой потребности (самообразование, усовершенствование, личностный рост);
- межкультурная, включающая в себя и межнациональную также.
- специальная, включающие в себя навыки, необходимые для достаточной компетентности в профессиональной сфере, самостоятельность в этой деятельности, адекватная оценка своих действий.
В основе большинства современных моделей, представленных зарубежными учеными, лежит понятие «ключевые компетенции», которое было введено в научных ибиход в начале 90-х годов Международной организацией труда и трактуется, как общая способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий. Считается, что ключевые компетенции выполняют три функции:
- помогают обучающимся учиться;
- позволяют работникам фирм, предприятий быть более гибкими и соответствовать запросам работодателей;
- помогают быть более успешными в дальнейшей жизни[5].
Профессиональные компетенции представляют собой потенциал и прошлый опыт человека, позволяющие ему быть успешным в профессиональной деятельности. Это не только умение, это внутренняя предрасположенность к тому, чтобы действовать в своей трудовой сфере целесообразно и согласно требованиям выполняемой задачи. Эти компетенции формируются в процессе изучения дисциплины специализации, факультативов и дополнительного образования.
Список литературы
- Урунбасарова Э.А. Инновационные направления в системе высшего образования Республики Казахстан. – Алматы: Бастау, 2017
- Варакина Е.А. Формирование экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации. Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.п.н. – Оренбург, 2009
- Жилкина Е.А. Формирование производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки. Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.п.н. – Магнитогорск, 2007
- Пузиенко Ю.В. Формирование экономической компетентности студентов. Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.п.н. – Оренбург, 2007
- Урунбасарова Э.А. Инновационные направления в системе высшего образования Республики Казахстан. – Алматы: Бастау, 2017 г.
- Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. - М.: Рус. яз., 1992 г.
- Башкаева Э. Х. Формирование профессионально значимых качеств будущего инженера в процессе учебной деятельности. Автореф. . канд.пед.наук. - Ставрополь, 2002 г.
- Архипова Е. И. Формирование иноязычного лексикона специалиста в интегративном обучении иностранному языку и дисциплинам профессиональной направленности: монография. // Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Ижевский гос. технический ун-т». - Ижевск, 2011 г.
- Звягинцева Е.П., Мухортова Е.А. Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». Том 6. № 1. — Иваново: Ивановский гос. химико-технологический университет, 2015 г.
- Башкарева А.С. Формирование компетенциий будущих экономистов у студентов вузов. Cборник трудов Международной научно практической конференции «Природные ресурсы в XXI веке: экономика, управление и инновации». – Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет.