"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки
УДК 376.37
Коррекционная работа при нарушениях произношения сонорных звуков у детей дошкольного возраста с дислалией
Байкова Наталья Викторовна – студент Смоленского государственного университета.
Меженцева Галина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент Смоленского государственного университета.
Аннотация: В статье рассматривается проблема нарушений произношения сонорных звуков у детей дошкольного возраста с дислалией. Отражается необходимость поэтапной и последовательной системы логопедической работы, выбор оптимального подхода в коррекционно-логопедической работе в зависимости от вида нарушения звукопроизношения. Описываются разнообразные приемы постановки сонорных звуков. В ходе логопедической работы звуки предлагается ставить по подражанию, от правильной артикуляции, от опорных звуков, в некоторых случаях – с помощью механического способа.
Ключевые слова: Дислалия, нарушения звукопроизношения, сонорные звуки, автоматизация звуков, дифференциация звуков, коррекционно-логопедическая работа.
Наиболее распространенным речевым нарушением у дошкольников является нарушение звукопроизношения. Дефекты звукопроизношения при дислалии считаются наименее сложными и сравнительно легко устранимыми нарушениями речи, но и в отношении этой формы речевой патологии наблюдаются некоторые изменения. Среди фонетических и фонетико-фонематических нарушений чаще встречаются нарушения сонорных звуков [л], [л'], [р], [р'], реже [j].
Для коррекции нарушений звукопроизношения необходима поэтапная и последовательная система логопедической работы.
Логопед должен определить уровень неправильного произношения звуков для того, чтобы подобрать более эффективные методы коррекционной работы. Представим эти уровни.
I уровень – ребенок демонстрирует неумение произносить звук самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, повторять по образцу.
II уровень – наблюдается правильное произнесение звука изолированно, но присутствует искажение или пропуск во всех словах и во фразовой речи, то есть звук не автоматизирован.
III уровень – ребенок правильно произносит звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но смешивает его с другим в речевом потоке, близким по артикуляции или звучанию.
При первом уровне неправильного произношения звука требуется постановка звука, при втором уровне – автоматизация, при третьем уровне –дифференциация с другим звуком.
Проанализировав логопедическую литературу, можно сделать вывод о том, что существуют разные мнения о том, сколько этапов включает в себя коррекция звукопроизношения. М.Е. Хватцев выделяет четыре этапа [4], О.В. Правдина – три этапа [2], Ф.Ф. Рау – два этапа [3].
Система работы по формированию фонетической стороны речи включает в себя несколько этапов:
- подготовительный;
- этап постановки отсутствующих звуков;
- этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь;
- этап дифференциации звуков [5, с. 30].
Виды нарушений произношения сонорных звуков [л], [л’], [р], [р’], [j] у детей старшего дошкольного возраста требуют оптимального подхода в коррекционно-логопедической работе.
Приемы постановки звуков [р] – [р’]
Правильного произношения звука [р] можно достичь с помощью приема по подражанию: остановить лошадку – «тр», «др», завести моторчик; порычать, как тигр, лев, собачка; пострелять из пулемета.
От опорных звуков: от [з] в верхней артикуляции; от сочетания [дз] с шариковым зондом; от сочетания [дзынь] пальчиком играем на «балалайке»; от [ц]. Тренировка в прищелкивании и присасывании языка к нёбу. Затем, не отрывая язык от нёба, отодвинуть его слегка внутрь по нёбу и быстро произнести звук [ц]. При правильном ротовом выдохе этот прием приводит к образованию глухого звука [р]; от звука [ж] [дж] – проглаживание языком по твердому нёбу к резцам с правильным выдохом; от [ды-ды-ды] – стучание по альвеолам; от [за] (зззза) [1, с. 100].
Постановка звуков [р] – [р’] при длительном произнесении выше описанных звуков может осуществляться и механическим путем с помощью зонда, также для вызывания колебательных движений кончика рекомендуется использовать палец ребенка, научив его делать «болтушечку».
Примы постановки звуков [л] – [л’]
Недостатки произношения звука [л] достаточно легко исправить, используя прием по подражанию: исполнить песенку самолетика; изобразить, как бормочет индюк; как гудит пароход.
От правильной артикуляции: отдергивание кончика языка от верхних резцов (язык обжегся); пососать конфетку; прикусить кончик языка, а затем открывать и закрывать челюсть, не убирая языка с нижних резцов, при этом петь гласный звук [а]: «ла-ла-ла»; «охотник идет по болоту» произносить [д-д-д] и ударять по щекам, получается [дл] [1, с. 102].
Звук [л] можно поставить от базового звука [ы]: слегка прикусить кончик языка и длительно произносить звук [ы], слышится [л]; также от опорного звука [у]: губы вытянуть вперед, длительно произносить [у], затем просунуть кончик языка между вытянутыми губами; от [а]: положив язык на нижние резцы, пропеть звук [а], одновременно поднимая и опуская нижнюю челюсть; качая язычок между верхними и нижними резцами, длительно произносить звук [а].
При замене [л] на [в] рекомендуется пальцами держать нижнюю губу, затормаживая ее движение.
При альвеолярном произношении звука следует использовать механический способ: положить палочку (соломинку, карандаш) поперечно на спинку языка, а кончиком языка достать резцы.
При постановке звука [j] ребенку предлагается произносить сочетания [иа-иа-иа], постепенно ускоряя темп, или протягивая фонему [и]. В том случае, если при использовании выше описанного приема не удается у ребенка выработать правильное произношение звука [j], можно воспользоваться механическим способом постановки [j] от звука [з]. Ребенку предлагается произнести слог «за», протягивая согласный звук, и нажимают шпателем на самую переднюю часть языка, в результате этого получается что-то среднее между з'а и ж'а. Затем необходимо шпатель продвигать несколько глубже пока не послышится четкое jо. Таким же образом из «аза» получается, аjа. При подобной работе из сочетаний «зо, зу, зе, азо, азе» получаются слоги jo(e), jу(ю), jэ(е), аё, аю, ае.
Далее следует проводить автоматизацию звука в слогах, словах, чистоговорках, в предложениях, скороговорках, стихах, связной речи, то есть выработать умение употреблять в самостоятельных высказываниях поставленный звук.
Этап дифференциации каждого из сонорных звуков наступает только тогда, когда хорошо отработано произношение данного звука. На этом этапе необходимо научить детей дошкольного возраста различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Таким образом, логопедическая работа по коррекции нарушений произношения не только сонорных звуков, но и других звуков – это сложный и длительный процесс, организованный своевременно и грамотно.
Список литературы
- Козырева О.А. Логопедические технологии. Ростов н/Д: Феникс, 2018. 192 с.
- Правдина О.В. Логопедия. М.: Просвещение, 1973. 272 с.
- Рау Ф. Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. 181 с.
- Хватцев М.Е. Логопедия. В двух книгах. Книга 1. М.: Владос, 2009, 272 с.
- Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. М.: Аркти, 2003. 240 с.