"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 376.37

Коррекционная работа при нарушениях произношения сонорных звуков у детей дошкольного возраста с дислалией

Байкова Наталья Викторовна – студент Смоленского государственного университета.

Меженцева Галина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается проблема нарушений произношения сонорных звуков у детей дошкольного возраста с дислалией. Отражается необходимость поэтапной и последовательной системы логопедической работы, выбор оптимального подхода в коррекционно-логопедической работе в зависимости от вида нарушения звукопроизношения. Описываются разнообразные приемы постановки сонорных звуков. В ходе логопедической работы звуки предлагается ставить по подражанию, от правильной артикуляции, от опорных звуков, в некоторых случаях – с помощью механического способа.

Ключевые слова: Дислалия, нарушения звукопроизношения, сонорные звуки, автоматизация звуков, дифференциация звуков, коррекционно-логопедическая работа.

Наиболее распространенным речевым нарушением у дошкольников является нарушение звукопроизношения. Дефекты звукопроизношения при дислалии считаются наименее сложными и сравнительно легко устранимыми нарушениями речи, но и в отношении этой формы речевой патологии наблюдаются некоторые изменения. Среди фонетических и фонетико-фонематических нарушений чаще встречаются нарушения сонорных звуков [л], [л'], [р], [р'], реже [j].

Для коррекции нарушений звукопроизношения необходима поэтапная и последовательная система логопедической работы.

Логопед должен определить уровень неправильного произношения звуков для того, чтобы подобрать более эффективные методы коррекционной работы. Представим эти уровни.

I уровень – ребенок демонстрирует неумение произносить звук самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, повторять по образцу.

II уровень – наблюдается правильное произнесение звука изолированно, но присутствует искажение или пропуск во всех словах и во фразовой речи, то есть звук не автоматизирован.

III уровень – ребенок правильно произносит звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но смешивает его с другим в речевом потоке, близким по артикуляции или звучанию.

При первом уровне неправильного произношения звука требуется постановка звука, при втором уровне – автоматизация, при третьем уровне –дифференциация с другим звуком.

Проанализировав логопедическую литературу, можно сделать вывод о том, что существуют разные мнения о том, сколько этапов включает в себя коррекция звукопроизношения. М.Е. Хватцев выделяет четыре этапа [4], О.В. Правдина – три этапа [2], Ф.Ф. Рау – два этапа [3].

Система работы по формированию фонетической стороны речи включает в себя несколько этапов:

  1. подготовительный;
  2. этап постановки отсутствующих звуков;
  3. этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь;
  4. этап дифференциации звуков [5, с. 30].

Виды нарушений произношения сонорных звуков [л], [л’], [р], [р’], [j] у детей старшего дошкольного возраста требуют оптимального подхода в коррекционно-логопедической работе.

Приемы постановки звуков [р] – [р’]

Правильного произношения звука [р] можно достичь с помощью приема по подражанию: остановить лошадку – «тр», «др», завести моторчик; порычать, как тигр, лев, собачка; пострелять из пулемета.

От опорных звуков: от [з] в верхней артикуляции; от сочетания [дз] с шариковым зондом; от сочетания [дзынь] пальчиком играем на «балалайке»; от [ц]. Тренировка в прищелкивании и присасывании языка к нёбу. Затем, не отрывая язык от нёба, отодвинуть его слегка внутрь по нёбу и быстро произнести звук [ц]. При правильном ротовом выдохе этот прием приводит к образованию глухого звука [р]; от звука [ж] [дж] – проглаживание языком по твердому нёбу к резцам с правильным выдохом; от [ды-ды-ды] – стучание по альвеолам; от [за] (зззза) [1, с. 100].

Постановка звуков [р] – [р’] при длительном произнесении выше описанных звуков может осуществляться и механическим путем с помощью зонда, также для вызывания колебательных движений кончика рекомендуется использовать палец ребенка, научив его делать «болтушечку».

Примы постановки звуков [л] – [л’]

Недостатки произношения звука [л] достаточно легко исправить, используя прием по подражанию: исполнить песенку самолетика; изобразить, как бормочет индюк; как гудит пароход.

От правильной артикуляции: отдергивание кончика языка от верхних резцов (язык обжегся); пососать конфетку; прикусить кончик языка, а затем открывать и закрывать челюсть, не убирая языка с нижних резцов, при этом петь гласный звук [а]: «ла-ла-ла»; «охотник идет по болоту»  произносить [д-д-д] и ударять по щекам, получается [дл] [1, с. 102].

Звук [л] можно поставить от базового звука [ы]: слегка прикусить кончик языка и длительно произносить звук [ы], слышится [л]; также от опорного звука [у]: губы вытянуть вперед, длительно произносить [у], затем просунуть кончик языка между вытянутыми губами; от [а]: положив язык на нижние резцы, пропеть звук [а], одновременно поднимая и опуская нижнюю челюсть; качая язычок между верхними и нижними резцами, длительно произносить звук [а].

При замене [л] на [в] рекомендуется пальцами держать нижнюю губу, затормаживая ее движение.

При альвеолярном произношении звука следует использовать механический способ: положить палочку (соломинку, карандаш) поперечно на спинку языка, а кончиком языка достать резцы.

При постановке звука [j] ребенку предлагается произносить сочетания [иа-иа-иа], постепенно ускоряя темп, или протягивая фонему [и]. В том случае, если при использовании выше описанного приема не удается у ребенка выработать правильное произношение звука [j], можно воспользоваться механическим способом постановки [j] от звука [з]. Ребенку предлагается произнести слог «за», протягивая согласный звук, и нажимают шпателем на самую переднюю часть языка, в результате этого получается что-то среднее между з'а и ж'а. Затем необходимо шпатель продвигать несколько глубже пока не послышится четкое . Таким же образом из «аза» получается, аjа. При подобной работе из сочетаний «зо, зу, зе, азо, азе» получаются слоги jo(e), jу(ю), jэ(е), аё, аю, ае.

Далее следует проводить автоматизацию звука в слогах, словах, чистоговорках, в предложениях, скороговорках, стихах, связной речи, то есть выработать умение употреблять в самостоятельных высказываниях поставленный звук.

Этап дифференциации каждого из сонорных звуков наступает только тогда, когда хорошо отработано произношение данного звука. На этом этапе необходимо научить детей дошкольного возраста различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Таким образом, логопедическая работа по коррекции нарушений произношения не только сонорных звуков, но и других звуков – это сложный и длительный процесс, организованный своевременно и грамотно.

Список литературы

  1. Козырева О.А. Логопедические технологии. Ростов н/Д: Феникс, 2018. 192 с.
  2. Правдина О.В. Логопедия. М.: Просвещение, 1973. 272 с.
  3. Рау Ф. Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. 181 с.
  4. Хватцев М.Е. Логопедия. В двух книгах. Книга 1. М.: Владос, 2009, 272 с.
  5. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. М.: Аркти, 2003. 240 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: