"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 371.3:821.512.156

Вклад Ташыма Байжиева в становление науки Манасоведения

Садыкбек кызы Жайнагул – кандидат филологических наук, и.о. доцента кафедры Психолого-педагогических и гуманитарных дисциплин Кыргызского госдарственного унивнрситета имени И Арабаева.

Аннотация: В данной статье ведется речь о фольклористической деятельности Ташыма Байжиева, первого руководителя научного сектора “Фольклор и эпос “Манас” филиала академии наук СССР в Кыргызстане в 1940 г, а также о гипотезе ученого по вопросам возникновения, становления эпоса в данном контексте и о его весомом вкладе в науку Манасоведения.

Ключевые слова: Манасоведение, кочевой народ, фольклор, язык, наука, эпос, вариант, идеология, манасчи, эпика.

Любое направление науки берет истоки, возникает согласно требованиям своего времени, общества, его потребностям. Становлению науки Манасоведения как и всем другим наукам, способствовали требования общества, времени, и поскольку эпос “Манас” – это целый эпический мир, воспроизведенный языком поэзии, который заключает в себе , впитал в себя всю внутреннюю сущность, культуру, бесценные духовные традиции, художественное искусство, историю, понятия о духовном, о вселенной кыргызского народа и который испокон веков служил раскрытию духовного мира, духовной культуры, драгоценных ценностей, мировоззрения нашей нации, поэтомуон стал основным объектом исследования науки Манасоведения, и не будет ошибкой утверждение, что именно все это обусловило его становление как отдельной науки.

Следовательно, наука Манасоведение на основе различных исторических источников исследует исторический путь народа определяя основы и опоры, историю и жизненные установки нации, раскрывая силу и могущество искусства слова кыргызского народа.

К примеру, манасоведы всегда особо подчеркивали факт того, что эпос “Манас” являясь духовной ценностью одного народа, одной нации, в той же мере является духовным достоянием принадлежащим всему человечеству. Следовательно “Манас” – это древний эпос возникщий из общего духовного наследия всего человечества.

В свое время мировое значение эпоса “Манас” особо подчеркивали не только кыргызские ученые, но и другие выдающиеся ученые советского союза (СССР). Например, известный монголовед, профессор В. Л. Котцич, в своем письме адресованном академику С. А. Козину по поводу его подготовленной к печати монгольской трилогии «Сокровенное сказание-Гесериаде-Жангариадалар» о Манасе говорит следующее: “Например: турки о всех своих героических поступках писали на каменных памятниках, а у уйгуров, впоследствии занявщих их место, до сих пор сохранилась поэма об Огуз кагане, а кыргызы, пришедщие после них, создали самое великое сказание о храбром Манасе, его сыне и внуке и народ хранит его в своей памяти. Данное мнение Котцича академик Козин включил в свое вступление, которое он написал к монгольским эпосам. С. А. Козин в своем письме, адресованном нам, подчеркивает особое место, которое занимает эпос “Манас” среди других народных эпических произведений. Один из выдающихся фольклористов, член-корреспондент Академии наук СССР В. М. Жирмунский заявляет, что: “Кыргызский эпос по своему несоразмерно большому объему стоит выше всех эпосных памятников”.

По этому поводу обратим внимание на статью Ташыма Байжиева опубликованную в 1940 году в журнале “Советский Кыргызстан” под заголовком “Манас”: “Эпос “Манас” – это имеющая мировое значение произведение, которое по своему объему стоит выше всех эпосов других стран и это не какая-то выдуманная легенда, а эпос повествующий об исторической истине, которая возникла на основе пережитых трагедий и побед кыргызского народа.”

Таким образом, ученый Т. Байжиев дал меткое определение содержанию “Манаса”, вытекающим из него этико-философским установкам мирового значения, а также имеющим особую важность идеям независимости нации, воспитательному значению этих идей, вечным идеям пробуждающих доблесть, патриотические чувства народа [1, С. 115-116].

Как известно, подобные мысли высказывал также и известный историк Александр Натанович Бернштам. К примеру А.Н. Бернштам писал: “Мы можем прийти к такому заключению опираясь на имеющуюся информацию. Во первых, эпос “Манас” является не только высшим памятником художественного искусства, но также это неповторимая историческая повесть повествующая о битве кыргызских племен за независимость,древний этап которой охватывает 820-847 гг. Во вторых, на основании эпического “Манаса” стоит конкретный исторический образ руководителя кыргызского народа в 820-840х годах.” [2, с. 152]

Судя по этой статье возникает предположение, что Т. Байжиев пришел к своему вышеуказанному доводу по писаниям А. Н. Бернштама. Однако на самом деле он изложил свою данную мысль в 1946 году. А Т. Байжиев свои предположения о возникновении эпоса “Манас” написал на 6 лет раньше А. Н. Бернштама и мы считаем,что первичность данной мысли принадлежит кыргызскому манасоведу.

Схожее мнение в 50х годах написала и М. И. Богданова. Но будет справедливо особо подчеркнуть, что данную мысль одним из первых высказал Т. Байжиев и это будет справедливым восстановлением исторической справедливости. Правдивость мнения Т. Байжиева также потверждают следующие слова академика Болота Юнусалиева: “Сказание “Манас”, развивавщееся выдающимся мастерством, ставщее нескончаемой казной образных слов, и в сегодняшнее время играет весомую роль в обогашении нашего современного литературного языка” [3, с. 36].

Если подытожить, научно-исследовательская статья “Манас” Т. Байжиева является содержательным, серьезным трудом, где сказанию дано определение как театральному, языковому, этнографическому источнику, где впервые предпринят экскурс к его историческим основам, эпохе возникновения, пути становления художественной формы. Данная статья имеет ценность тем, что указал будущим манасоведам несколько тематических путей для исследований и заложил основу для проведения исследовательских работ по этим направлениям. Невозможно не пронализировать еще один аспект фольклористической деятельности Т. Байжиева. В интересах нашей исторической памяти, для уточнения истории нашей культуры перед наукой Манасоведения стоит обязательство восстановить некоторые неизвестные факты.

В статье Т. Байжиева под названием “Семетейге” кириш сөз” содержится информация о том, что уже к 1948 году только по эпосу “Семетей” в фонд сектора под его руководством было собрано по варианту С.Каралаева – 210 тыс., по варианту Молдобасана Мусулманкулова – 35 тыс., по варианту Жакшылыка Сарыкова – 67 тыс., по варианту Шапака Рысмендиева – 45 тыс., по варианту Акмата Рысмендиева – 30 тыс., по варианту Багыша Сазанова– 105 тыс., по варианту Тоголока Молдо – 40 тыс., по варианту Жаңыбая Кожекова – 100 тыс., по варианту Алмабека Тойчубекова – 25 тыс. строк. В то время в фонде сектора имелись 14 вариантов эпоса “Семетей”. Т. Байжиев был хорошо ознакомлен со всеми из тех вариантов. Это можно назвать своего рода героизмом. Он в своей статье под названием ““Семетейге” кириш сөз” пишет: “На сегодняшнее время в кыргызском филиале Академии наук СССР имеется 14 вариантов эпоса “Семетей”[4, С. 221-223].

В сегодняшнее время история доказала, что труд первого манасоведа Ташыма Байжиева, который в свое время проделал огромную работу по становлению как научного сектора “Манас”, по становлению науки Манасоведения, по сбору трилогии “Манас” с уст народа, по упорядочиванию, по подготовке к печати текстов эпоса, по распространению эпоса народу, по передаче молодому поколению, должен быть оценен по достоинству и необходимо начать исследования по его литературному наследию.

Список литературы

  1. Садыкбек кызы Жайна. Жизнь и научнолитературное творчество Ташима Байжиева в историко-культурном и идеологическом контексте времени – Бишкек. – 2015 - С. 115-116.
  2. Бернштам.А. Эпоха возникновения киргизского эпоса “Манас”// А. Бернштам – Фрунзе: КИРФАН – 1941 – с. 152
  3. Юнусалиев Б., Введение. В книге: «Манас» // Б.Юнусалиев – Казань – 1958. – с. 36.
  4. Т.Байжиев. Введение. «Семетейге» кириш сөз» //Т.Байжиев.- Бишкек: Седеп. – 2003. С. 221-223.