"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

О проблемах Российского образования в условиях глобализации

Кузнецов Геннадий Тарасович – кандидат биологических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и естественнонаучных дисциплин Ставропольского государственного педагогического института.

Аннотация: В статье рассмативается ситуация, сложившаяся в Российском образовании после вхождения в Болонское соглашение. Влияние глобализации на общий уровень развития образования и образованности людей в целом.

Ключевые слова: Образование, глобализация, ЕГЭ, педагогика, психология, психика, онтогенез.

В 1990-е годы в России появились разные авторские школы. Это было прорывом даже на мировом уровне.Такого количества интересных школ со своими программами, подходами, уникальной образовательной средой не было нигде в мире. Звучали фамилии замечательных педагогов- новаторов Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, И. П. Волков, С. Н. Лысенкова и много-много других педагогов личностей и творцов.

Но дальше мы включились в Болонскую конвенцию. В 1999 году министрами 29 стран было подписано Болонское соглашение о формирование общеевропейской образовательной кредит-системы. Пытаясь соответствовать международным стандартам в 2003 году Россия присоединилась к этому соглашению. С 2003 по 2010 года в нашей стране шел активный процесс реформирования высшей школы. С 2011года наша система образования полностью перешла на Болонскую систему, отдав дань глобализации. И это, однозначно, не плацдарм для творческих личностей.

Во-первых, отметим ускоряющиеся темпы глобализации. Во-вторых, информатизация и высокие темпаы развития ее технологий. В-третьих, информатизация, в свою очередь, способствует развитию сетевых организаций международного социального пространства в целом, в том числе и в России. Идет процесс перехода к информационному обществу. А это обуславливает интеграцию личности в мировые коммуникационные сети, что, конечно, отражается на всех социальных структурах и, следовательно, на сфере образовании тоже.

Образование - это область деятельности наиболее чувствительная к информационным процессам. Кроме того, оно несет в себе конкретные культурные и национальные особенности. В условиях глобализации страдает национальное, нивелируется разнообразие. С одной стороны мы имеем возможность быстрого и доступного распространения и обмена информации, с другой -теряем особенное и отличительное. Теряем палитру подходов к многоплановому виденью природы и отношений. Теряем индивиальное, личностное, особенное, и со всем этим наши авторские школы и учителей-новаторов. Где они? Ничего не слышно. Потерялись среди бескрайнего бумаготворческого документоведения, необходимого для соответствия стандартам.

В связи с этим учителя в школе, и преподаватели ВУЗов находятся в ситуации тяжелого стресса и систематической перегрузки. Родители слушают СМИ о необыкновенных преимуществах глобализации и информатизации и не понимают проблем школы, выдвигая со своей стороны дополнительные требования к педагогам. Между семьей и школой назревают свои противоречия. Родители в советской школе были ее помощниками. Современная школа превращена в сферу услуг, а потому и требования к ней изменились.

Но психолого-педагогический процесс имеет свои объективные закономерности и не может зависеть от чьих-либо фантазий. В результате часть участников информационного пространства вообще выпадают из его развивающего поля. Это связано с особенностями формирования личности вида «homo sapiens», отражающимися в законах онтогенеза и, соответственно, во всем психолого-педагогическом процессе. Психическая материя не существует сама по себе. Она существует только в развитии и запрограммирована на это развитие с момента рождения и в течение всей жизни человека. Психика есть результат сложных взаимодействий генотипа с социальной средой. Глобализация с ее быстрым и доступным распространением информации блокирует интеллектуальное развитие, оно становится необязательным. Компьютер и интернет заменяют собственную мыслительную деятельность. Возникникает новый условный рефлекс: вопрос учителя – ответ из интернета. Интернет вместо помощника становится врагом развития людей. Возникает новое явление, а именно: информационный паразитизм. Это новая педагогическая проблема, и она создает огромную обеспокоенность за будущее человечества в целом.

В качестве примера, приведем результаты проверочного диктанта , проведенного на первом курсе факультета журналистики МГУ осенью 2017 года доцентом кафедры стилистики русского языка Анастасией Николаевой. По ее словам, обычно с таким диктантом не справлялись 3—4 человека. Но результаты 2017 года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 выпускников со 100 баллами ЕГЭ, сделали в среднем по 24—25 ошибок. Практически в каждом слове по 3—4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение. Например, написаны слова: «рыца, врочи, поциэнт». Они обозначают, соответственно: рыться, врачи, пациент. Это не единичные примеры. Примеров много. Эти перлы написаны студентами из элитных групп. Преподаватель возмущена и называет данный набор студентов «инопланетянами». Эти проявления имеют место не только в русском языке, а и в истории, когда студенты, выпускники с высокими баллами аттестата считают К. Маркса и Ф. Энгельса древнегреческими философами, не говорим о географии, химии, математике и физике – там такая же ситуация, преподаватели в панике. Анализируя причины сложившегося, становится понятно, что глобализация, информатизация и введение ЕГЭ вместо всплеска образованности способствовали снижению ее общего уровня.

Процитирую Директора Форума Третьего мира, профессора Самира Амина: «Страны периферии никогда не смогут никого догнать, они не смогут сравняться с центром, с развитыми странами, потому что они постоянно оказываются в положении, когда они вынуждены удовлетворять потребности капиталистической глобализации». Капиталистическая глобализация – это однополярный мир с гегемонией доминирующих установок ведущих капиталистических стран с их вечной конкуренцией и борьбой за рынки сбыта. Мы отказались от идеи коммунизма. Это сложно. Это более высокая ступень развития цивилизации, основанная на принципах солидарности, но не конкуренции между народами на глобальном уровне.

Современная педагогика заявлена как педагогика гуманизма. Ее целью является формирование человека будущего, человека с целостным видением мира и себя неотъемлемой частью в нем. Частью, но не гегемоном. Такой подход отражает гуманистическую парадигму современного образования, утверждающую приоритеты гуманизма во взаимодействиях человека и природы, человека и общества, человека и человека. Воспитание всегда отражало запросы общества. Соответствует ли гуманистическая парадигма современному мироустройству? Миру, в котором отношения построены на конкуренции и гонке вооружений, где люди продолжают бороться за место под солнцем, и где идет истребление природы. Миру, в котором человек не востребован как личность, где он элемент бизнеса.

Город Солнца - город мечта философов - утопистов и писателей фантастов. Человечество так и не готово к построению гармоничного мироустройства на глобальном уровне. Более того, утверждающаяся глобализация однополярного мира с его возвышением базовых потребностей снижает общий уровень развития общества. В связи с включением в Болонскую систему мы разрушили сложившуюся десятилетиями систему обучения, не сделав новую эффективной у себя. Это не может не вызывать тревогу у педагогов всех уровней образования.

Список литературы

  1. Коменский Я. А. Великая дидактика. // Изд-во «Педагогика». – 1988 г.
  2. Кастельс М. «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» // пер. с англ. М. ГУ ВШЭ. – 2000.
  3. Липшиц Б. С. Основные глобализационные тенденции в развитии образования. – Краснодар. – 2006 г.
  4. Школьное поле экспериментов. «Русский репортер».