"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 371.311.1

Систематичность организации самостоятельной работы младших школьников

Шамырканова Надира Бейшенбековна – аспирант Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

Аннотация: Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Проведение самостоятельной работы на уроке способствует развитию у учащихся самостоятельного поиска новых решений задач; даёт возможность использовать имеющиеся знания и навыки на практике. Младший школьный возраст - один из важнейших этапов в жизни ребенка, который во многом определяет его дальнейшее развитие и занятия школьников самостоятельной исследовательской деятельностью являются приоритетом начального школьного возраста.

Ключевые слова: Самостоятельность, самостоятельная работа, познание, активность, развитие, интерес, ученик, учитель, младший школьный возраст, организация.

Воспитание, развитие и формирование личности ребёнка происходит каждый день и очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность ребенка стала содержательной, разнообразной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений.

Ученый И. Бекбоев утверждал, что в данное время во многих школах обучение в основном проходит с иллюстрациями и репродуктивными методами. При таком обучении школьники получают знание, умение и навыки несколько раз: при чтении книг, когда учитель объясняет материал и при самостоятельной работе [2, с. 145].

С точки зрения ученого А.Алимбекова, самостоятельная работа – это самостоятельная работа школьников проведенная за присмотром учителя в специально отведенное время [1, с. 163].

Организуя самостоятельную работу младших школьников нужно исключить домашние задания, увеличить время выполнения работы, чаще предлагать творческие задания и задания на выбор.

По своей природе дети являются исследователями. Всем детям характерно неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Для того, чтобы развить детскую любознательность, познавательную активность и инициативность, потребность самостоятельно познать окружающий мир, нужно создать педагогическое условие, развивающее образовательную среду, стимулирующую активные формы познания: наблюдение, опыты, исследования, обсуждение разных мнений и пр.

Поняв острую необходимость организации в начальной школе системы самостоятельных работ по каждому предмету, было разработано система самостоятельных работ.

Первое – самостоятельные работы, подготавливающие к восприятию нового материала. В ходе самостоятельной работы ученики повторяют и обобщают понятия, правила, с которыми будут сопоставлены новые знания, отрабатывают приемы анализа материала; закрепляют знания и навыки, на основе которых объясняют новый материал.

Второе – самостоятельная работа в процессе изучения нового материала. Нельзя давать материал ученикам в готовом виде. Нужно, чтобы ученики самостоятельно исследовали, делали вывод, ставили гипотезу. После самостоятельном исследии материала учениками по содержанию, по новой информации, нужно дать правила изучаемого материала. Так как при самостоятельном изучении ученики осознанно воспринят материал, запомнят больше информации, чем при выучивании.

Третье – самостоятельные работы на этапе закрепления полученных знаний. Этот этап состоит из образовательной, развивающей и воспитательной свойств.

  1. Образовательное – самостоятельно изучая материал ученики закрепляют знание по пройденной теме.
  2. Развивающее – ученики учаться применять полученное знание в жизни, находить новую информацию.
  3. Воспитательное – работав самостоятельно, ученики учатся свободно высказывать свое мнение.

Организуя таким образом самостоятельную работу младших школьников, можно дать учащимся достаточно прочные знания и умения, активизировать деятельность детей и на следующем этапе можно предложить им задачи творческого характера. Совершенствовав содержания, методики обучения в начальной школе у школьников формируется способность самостоятельно овладевать знаниями, также у них воспитывается потребность в постоянном самообразовании.

Никто не сомневается, в средстве воспитания самостоятельности на уроках – самостоятельной работы учащихся. Однако возможность такого известного метода обучения, к сожалению, реализуется педагогами не в полной мере.

Обычно учителя используют самостоятельную работу при закреплении и контроле учебного материла. Ее можно использовать, преследуя различные дидактические задачи. Она может быть этапом усвоения новых знаний. Ребенок, работая самостоятельно, изучая новый материал, активизирует свое мышление, он становиться активным участником приобретения знаний, умений и навыков.

Учитель перед введением нового материала и перед закреплением его, должен актуализировать опорные знания и умения. Данной работе характерно воспроизводящий и реконструктивно-вариативное свойство.

При реконструктивно-вариативной работе, ученики выполняют различные преобразования, обобщения, опираясь на ранее приобретенные знания и умения. Здесь ученики не только воспроизводят отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. На этой основе знания углубляются, сфера их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление учащихся достигает уровня продуктивной деятельности.

По мнению К. Дубанаева, самостоятельность определяется в соответствии общей особенностью нервной системы и восприятии начальной и последующей информации каждого ученика. Способность, интерес учеников к разным предметам, к той или иной деятельности разная. Следовательно, развитие, формирование каждого ученика особенный, не смотря на одинаковое подчинение правилам [3, с. 163].

На уроке «Родиноведения» можно использовать проблемные ситуации, это активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает их творческую способность. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема – это противоречие. Именно противоречие является движущей силой обучения между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития.

Важность самостоятельной работы школьников, с точки зрения воспитательной и чисто дидактической, не подлежит никакому сомнению. Если ученик пассивен и не проявляет самостоятельности в учебно-воспитательном процессе, то знания его будут формальны и, как правило, не реализуется. Слабым звеном системы образования является ориентация на усвоение формальных знаний и недостаточное внимание на развитие интеллекта и активности мышления. Основное место имеет самостоятельная работа школьников в реализации новых целей образования. Именно такой вид учебной деятельности является существенным условием развития познавательной активности и самостоятельности детей в обучении.

Организованные таким образом самостоятельные работы помогают вооружить учащихся достаточно прочными знаниями и умениями, активизируют деятельность детей и позволяют предлагать учащимся задачи творческого характера.

Творческие самостоятельные работы играют особую роль в системе самостоятельной деятельности школьников. При такой деятельности учащиеся получают принципиально новые для них знания, закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний. С точки зрения психологов, умственная деятельность школьников при решении проблемных творческих задач во многом соответствует умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческих личностей.

Эффективным условие, обеспечивающее интенсивное развитие творческих способностей школьников – это планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

  1. познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности – внимания, памяти, мышления, воображения;
  2. задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на активизацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
  3. система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Пoстрoeниe прoцeccа oбучeния, oриeнтиpованный на рaзвитиe познавательных процессов и самостоятельности, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Он активно участвует в каждом шаге обучения, принимая учебную задачу, анализируя способы её решения, выдвигая гипотезы и определяя причины ошибок. У школьников развиваются критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

Предоставив возможность ученикам работать в системе альтернативных образцов, можно привлечь самостоятельность и инициативность младших школьников как проявления личностно-ориентированного обучения. Таким образом, учащиеся получают возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности.

Особенностью профессиональной подготовки учителя в организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников является не только умение организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, но и в совершенном владении методами научного исследования (умение формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.).

Занимаясь исследовательской работой дети первым делом реализуют свои возможности, сближаются с родителями, так как этот вид деятельности в начальной школе предполагает помощь родителей, во вторых повышают свою самооценку, ну и при подготовке детей, конечно же, важна помощь учителя.

Самостоятельная работа значительно влияет на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Правильно организованная и систематически проводимая самостоятельная работа, с использованием различных методов, способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. Ну а в сочетании самостоятельной работы на уроках с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.

Список литературы

  1. Алимбеков А.А. Жогорку билим берүүнү реформалоо шартында студенттердин өз алдынча иштөө ишмердүүлүгүн өнүктүрүүнүн актуалдуу проблемалары // Вестник Иссик-Кульского университета. – 2014. – №38.
  2. Бекбоев И.Б. Инсанга багыттап окутуу технологиясынын теориялык жана практикалык маселелери. – Б.: Бийиктик, 2011 – 340.
  3. Дубанаева, К. Жогорку окуу жайларда студенттердин өз алдынча иштерин дифференцирлеп уюштуруунун дидактикалык шарттары [Текст]: пед. илим. канд. дис. // К. Дубанаева – Ош, 2016. –187 б.
  4. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576.

Интересная статья? Поделись ей с другими: