"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Исследование коммуникативных барьеров гиперактивных учащихся: результаты эксперимента

Шкрылева Юлия Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Математики и математического моделирования Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М. И. Платова.

Аннотация: В статье рассмотрены результаты констатирующего экспериментального исследования, посвященного диагностике коммуникативных барьеров у особой группы лиц – гиперактивных подростков. Показано, что гиперактивным учащимся приходится сталкиваться с комплексными коммуникативными трудностями в обучении, причем на их количественную и качественную характеристику напрямую влияет степень выраженности гиперактивности.

Ключевые слова: Гиперактивность, коммуникативный барьер, коммуникация, трудности общения, дефицит внимания.

В психолого-педагогической науке гиперактивность учащихся трактуется как пограничное состояние, лежащее на стыке нормального и отклоняющегося развития, «картину которого определяют неуместная, несоответствующая ситуации избыточная активность, дефицит внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, сопутствующие нарушениями поведения, трудности обучения, слабая успеваемость, заниженная самооценка» [1]. Несмотря на вышеперечисленные «проблемные зоны» коммуникативного развития, гиперактивные подростки все же подлежат обучению в общеобразовательной школе наряду с остальными учащимися. Дискуссионным продолжает также оставаться вопрос об особенностях коммуникативных барьеров, с которыми приходится сталкиваться данной группе респондентов.

Исследование, проведенное нами на базе 6-9 классов учащихся общеобразовательных учреждений г. Новочеркасска Ростовской области свидетельствует, что гиперактивные подростки испытывают комплексные коммуникативные трудности и барьеры взаимодействия. В констатирующем этапе эксперимента приняли участие 584 учащихся в возрасте от 12 до 15 лет, среди которых нами диагностировано 152 подростка с признаками гиперактивности, а также сформированы две экспериментальные группы: 57 человек со слабо выраженной гиперактивностью (1 эк. гр.) и 52 человека – с умеренной (2 эк. гр.). Контрольную группу составили 60 учащихся с нормативными показателями по шкале «гиперактивность».

С целью диагностики коммуникативных барьеров у респондентов контрольной и экспериментальных групп нами была использована методика «Саморегуляция и успешность межличностного общения», предполагающая оценку и самооценку умений и навыков контактного общения по 7 шкалам: Э – экспрессия, Са – саморегуляция, Аг – агрессивность, Нк – некоммуникабельность, Уд – удовлетворенность общением, Не – невротизация, К – потенциальная конфликтность. [2]

Количественные измерения этих коммуникативно-личностных характеристик в контрольной и 1, 2 экспериментальной группах на констатирующем этапе исследования позволили обнаружить заниженные показатели по шкале саморегуляция (5,73; 4,7) в сравнении с контрольной группой (6,4). Гиперактивные учащиеся, как со слабой, так и с умеренной степенью выраженности гиперактивности не способны контролировать свои эмоции и состояния в поведении и общении, так как у них ослаблены регуляторные механизмы психической деятельности. Обнаружены статистические различия по шкале «экспрессия» в экспериментальных и контрольной группах, что подтверждает результаты наблюдений. Гиперактивным подросткам свойственна чрезмерная невербальная активность, выраженная в интенсивной жестикуляции, однако она носит нецеленаправленный, невыразительный характер, не соответствующий ситуации общения. Невербальные трудности выражены у исследуемой группы в систематических передвижениях во время общения, которые вызывают недоумение и непонимание со стороны собеседника и делают гиперактивного подростка трудным партнером общения. Результаты констатации фиксируют у учащихся с умеренной тяжестью гиперактивности высокие показатели по шкале «невротизация» (8,5, Uэмп=674), что обусловлено, с одной стороны, симптомами гиперактивности, с другой – неудовлетворенностью общением, слабостью социальных связей, повышенной конфликтностью. Зафиксированы статистически значимые различия по шкалам «агрессивность» (7,3; 8,7), «некоммуникабельность» (8,7; 8,9), «повышенная конфликтность» (7,9; 8,11) в экспериментальных группах. Склонность к агрессивным реакциям выражается у подростков в словесных реакциях, угрозах, что приводит к постоянным конфликтам в общении. Для учащихся с гиперподвижностью характерна слабость социальных связей, неумение выстраивать позитивные взаимоотношения в результате непредсказуемости и непоследовательности в поведении. Подростки 2 группы в большей мере подвержены повышенной возбудимости, невротизации, а также депрессии.

Таблица 1. Количественные измерения коммуникативно-личностных характеристик в контрольной и 1,2 экспериментальной группах.

Шкалы

Э

Са

Аг

Нк

Уд

Не

К

1 э.гр

6,4

5,73

7,3

8,7

4,3

6,8

7,9

2 э.гр.

5,5

4,7

8,7

9,2

2,6

8,5

9,6

К.гр.

7,9

6,4

6,61

7,2

5,2

6,1

7,1


Важным представляется то, что у подростов 1 и 2 экспериментальных групп выявлены статистически значимые различия в большинстве показателей коммуникативно-личностных характеристик учащихся со слабой и умеренной гиперактивностью (p≤0,01). Последнее подтверждает правомерность разделения выборки на подгруппы (Таблица 1).

Выяснено, что для учащихся 2 экспериментальной группы характерны более заниженные показатели саморегуляции (4,7), удовлетворенности общением (2,6), в сравнении с 1 экспериментальной группой, а также завышенные показатели по шкалам агрессивность (8,7), невротизация (8,5), потенциальная конфликтность (9,6).

На базе рассматриваемой диагностической методики у экспериментальных и контрольной групп исследованы следующие типы отношения к окружающим: манипулятивный, партнерский и авторитарный стили.

Из результатов статистической обработки данных выяснено, что у подростков контрольной группы характеристики стиля общения в целом сбалансированы [Таблица 2]. Однако, для подростков 1 и 2 экспериментальных групп характерны в большей мере авторитарные и манипулятивные тенденции в поведении в сравнении с контрольной группой учащихся.

Таблица 2. Количественные показатели преобладающих стилей общения в 1 и 2 экспериментальных группах в сравнении с контрольной.

Стили общения

Партнерский

Манипулятивный

Авторитарный

К.гр.

32,7%

30,6%

36,7%

1 э.гр.

20,1%

40,7%

39,2%

2 э.гр.

12,8%

36,9%

50,3%


Однако 1 экспериментальная группа подростков демонстрирует преимущественно манипулятивные тенденции во взаимодействии (40,7%; φ=2,32, p=0,01), а учащиеся 2 экспериментальной группы – авторитарные (50,3%; φ=3,01, p≤0,01).

Для учащихся двух групп выборок характерно, с одной стороны, умение склонить другого учащегося делать так, как считает нужным манипулятор, стремясь добиться своей цели любой ценой, невзирая на последствия, подчинить своему влиянию собеседника.

С другой стороны, у гиперактивных учащихся, преимущественно 2 группы, прослеживаются авторитарные тенденции в коммуникативном взаимодействии, выраженные в стремлении доминировать, что характерно проявляется во взаимоотношениях со сверстниками. Однако лидерские намерения проявляются не конструктивностью взаимодействия, неуступчивостью и жесткостью в общении.

Результаты констатации позволяют сделать вывод о том, что первичным барьером коммуникации выступает гиперактивность ученика-подростка, вторичными предстают различные поведенческие расстройства - агрессивное и оппозиционное поведение, неконструктивный стиль взаимодействия, низкий уровень саморегуляции в общении, экспрессивно-речевые трудности. некоммуникабельность, а также общая неудовлетворенность процессом коммуникации.

Список литературы

  1. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте / Н.Н. Заваденко. М.: Изд-во «Академия», 2005. 256с.
  2. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Дисс. ... д-ра психол. наук / В.Н. Куницына. СПб., 1991. 358с.
  3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. СПб.: Изд-во «Речь», 2007. 186 с.