gototopgototop

"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 343

Исторический аспект развития и реформирования пенитенциарной системы в Российской Федерации

Мамытова Алия Байсаловна – кандидат юридических наук, доцент кафедры Уголовного права и криминологии Юридического факультета Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына.

Аннотация: Автор в данной статье раскрывает основные этапы становления, развития и реформирования пенитенциарной системы Российской Федерации. Проведен исторический анализ и сравнение нормативно-правовых источников и актов, предусматривающих наказания, виды и способы их исполнения в период с X по XX веков. Резюмируя вышеизложенный материал, автор уделает внимание современным проблемам, связанным с исполнением наказаний, делает свои выводы и предложения.

Ключевые слова: Пенитенциарная система, тюремное дело, виды наказаний, тюрьмы, уголовно-правовая политика, исторический анализ, исправительно-трудовое законодательство, реформирование, законодательная практика, формирование правового государства.

В последнее время в России происходит реформирование уголовно-исполнительной системы, создаются и разрабатываются новые проекты законов о новых видах наказаний и эффективных способах их применения в практической деятельности. Они основаны на гуманизации уголовно-исполнительной системы и корректировке уголовной политики в целом. Наиболее актуальными являются предложения по изменению системы исправительных учреждений, по отбыванию наказаний различными категориями осужденных в одном исправительном учреждении только в условиях раздельного содержания, учитывая общественную опасность и число судимостей при дальнейшей дифференциации условий отбывания наказания.

В основе развития и формирования правовой государственной системы, основных отраслей законодательства, правовых основ, а также направлений его деятельности, является политика, выражающая принципы, стратегию и основные направления целей, ставящих перед государством властные и политические структуры, представляющие это государство, а также формы достижения общественно-социальных целей.

Одним из таких направлений государственной деятельности, является политика в сфере борьбы с преступностью. В ней сконцентрированы принципы, цели, стратегия, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она выражает интересы граждан России и обеспечивает защиту их законных прав и интересов от преступных посягательств.

Политика в сфере борьбы с преступностью, определяется деятельностью государства, органов представителей власти и управления по предупреждению, пресечению и профилактике преступлений; реализация гражданской ответственности лиц, совершивших преступные деяния; исполнению в отношении осужденных справедливых наказаний и достижения целей наказания.

Между уголовным правом и исполнительной политикой государства, существует тесная связь, поскольку уголовное право определяет уголовно-правовые меры борьбы с преступностью: уголовную ответственность; основания наступления; дифференциацию и индивидуализацию наказания; криминализацию и декриминализацию деяний; содержание, виды, систему и цели наказаний и основания освобождения от нее. Исполнительная политика государства-иного содержания: она определяет принципы, цели, стратегию государства, методы и формы исполнения наказаний с применением к виновным средств исправления.

Тюремная наука в России на рубеже X по XX веков представляет огромный интерес для общества, раньше не было в России спроса на знания в области пенитенциарного дела, потому, что не осознавалась вся сложность, глубина и социальное значение этого вопроса. Тюрьмы в России по образному выражению Достоевского Ф.М. оставались «мертвыми домами», для которых особых пенитенциарных знаний не требовалось. Тюрьмы старого режима не преследовали исправительных целей. Они должны были держать преступников до востребования их властям, они являлись средствами устрашения для других. На воротах тюрьмы можно было написать выражение Данте: «О вы, сюда входящие оставьте надежды навсегда».

В царской России в период времени с IX по XVIII века, развитие норм права, регулировавших исполнение наказаний, процесс формирования системы наказаний, основывался на закреплении сословных привилегий во всех сферах жизни средневекового общества. В исторических документах X века, открыто провозглашались принципы неравенства различных слоев феодального общества и представителей простого народа, начиная от источников Русской правды, состоявшей из Правды Ярослава, Ярославичей, Покона вирного и урока мостников, что вошло в редакцию, так называемой «Краткой правды» [1, с.98]. Следующим правовым источником считались Судебники 1497 и 1550 г.г., которые объединяли предписания, закрепленные в Русской Правде [2, с.8].

Новый этап развития положений по уголовным наказаниям был отражен в Соборном Уложении 1649 года, которое характеризовалось устрашающими основами наказаний и их исполнений. Основными видами наказаний, как и раньше считалось - членовредительство, тюрьма, телесные наказания, смертная казнь.

В доопричное время, в XV-XVI в.в., правовая регламентация преступлений при всей своей феодальной направленности была основана на защите государства, а не личности и интересов народа. Главной целью в борьбе с преступностью являлось поддержание политической государственной стабильности и внешним ее выражением была устойчивость короны и самодержавия. Поэтому исполнительная политика того периода характеризовалась тотальной защитой государства от всяких преступных деяний.

В XV веке в уголовном законодательстве были отражены сословные принципы, как основные принципы защиты личности, которые впоследствии с трудом разрушило сформировавшееся крепостничество. В концептуальном отношении к личности, его сущность определялась христианской идеей служения Богу. Государство обязано было защищать христианина и проявлять свою заботу о нем с учетом принципов сословности. Всеобщность защиты подданных православного вероисповедания имела идеологический приоритет над сословностью, поскольку в служении самому государю, выражалось практическое служение государству и рассматривалось в то время как производное от религии, как вторичность «царства кесаря», выступающего в православном мире.

В XV-XVI в.в. доминировали телесные наказания: побои, увечья, которые постепенно эволюционировали к множественности наказаний: телесным наказаниям, штрафам, тюремному заключению. Однако, в этом многообразии все равно открыто торжествовал сословный подход, пропагандировавший абсолютное безвластие простого народа.

XVIII век привнес много изменений в состояние тюремной системы. Петр I впервые попытался кодифицировать военные правовые нормы, регулирующие государственные и военные преступления. Наказания петровских времен характеризовались особой жестокостью, телесные наказания осуществлялись самыми изощренными способами, присутствовали общественные, позорящие наказания, унижающие гражданскую честь и доброе имя человека. Основным документом, сыгравшим роль в изменении порядка уголовных наказаний, являлся Артикул воинский 1715 года. Который считался важным источником реформ о системе уголовных наказаний[3, с.11-87]. Именно в XVIII веке произошли новые преобразования в реформировании пенитенциарного законодательства, которые явились действиями и поступками правителей Российской империи - Петра I, Анны Иоановны, Елизаветы Петровны, Екатерины I, Павла I, которые по мере своего ума и возможностей трудились на благо отечества.

Екатерина II пыталась реформировать тюремное дело по пути применения гуманных принципов. Суть ее реформ состояла в том, чтобы изменить тюремное устройство в лучшую сторону и сделать содержание заключенных более сносным и «человеколюбивым». В 1775 году был принят нормативный акт для проведения губернских реформ, разработанный особой комиссией: «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», где указывалось на нецелесообразность сосредоточения в руках губернаторов всей местной судебной власти, в связи с чем, губернии увеличились вдвое, провинции были ликвидированы, а губернии стали подразделяться на уезды [4, с.52]. Согласно новой реформы, проведенной во всех губерниях пенитенциарная система была изменена следующим образом: для всех сословий были созданы 2 палаты (уголовного и гражданского судопроизводства) являвшиеся апелляционными инстанциями по отношению к нижестоящим; создан совестный суд, осуществлявший свои функции путем примирения враждующих сторон и призванный разгрузить оставшиеся суды от огромного количества скопившихся гражданских и уголовных дел. В 1782 году на основании данной реформы был принят новый правовой акт – «Устав благочиния или полицейского», который был направлен на создание нового полицейского органа – благочиния, возглавляемого обер-полицмейстером. На управе благочиния лежали в основном охранительные функции: охрана правопорядка, исполнение приказов местных администраций, исполнение приговоров местных судов, предварительное слушание по уголовным делам, осуществление правосудия по мелким кражам и мошенничествам [5, с.189-201].

Время правления Александра I в корне изменило состояние тюремного дела. Реформа 1819 года кардинально изменила систему уголовных наказаний, появились основы исправительно- трудового законодательства. В период реформ Николая I наказания разделились на два вида – уголовные и исправительные.

Изучение опыта реформирования пенитенциарной системы России во второй половине XIX - начале XX века представляет большой интерес для правоприменителя законодательной практики. В рассматриваемый период времени, не прекращаются споры ученых о задачах и целях карательной политики государства; о структуре и организации тюремного дела в России; о наказаниях и их целях, о методах воздействия на осужденных, их правах и обязанностях.

В трудах С.В. Познышева отмечалось, что тюрьмоведение «не составляет собой науки, а есть особый и быстрорастущий отдел уголовного права». Термин «пенитенциарная наука» впервые в своих ученых трудах стал употреблять именно он [3, с.211]. Тальберг Д.М. определял тюрьмоведение зарождавшейся наукой, состояние которой зависело от состояния антропологических наук, подчеркивая тот факт, что изоляция в тюрьме связана с внутренним миром заключенного, а знания в сфере психологии осужденных является базисным в тюремном вопросе. Он строго критиковал момент устрашения в наказании и считал, что идея наказания в новых условиях слабеет под влиянием новых идей исправления преступников [6, с.189]. Профессор Фойницкий И.Я. в своих дореволюционных трудах рассматривал тюрьмоведение, как отдельную отрасль в системе политико-юридических наук, которая основывается на практическом опыте карательной системы. Пенитенциарная система на его взгляд – это совокупность определенных социально-правовых институтов, воздействующих на преступность, путем влияния на нее практикуемых мер и изучение преступного поведения [7, с.233].

К началу XX века в России сформировалась тюремная политика таким образом, что в уголовном праве стали зарождаться прогрессивные тенденции развития системы уголовных наказаний и предпринимаются попытки индивидуализации и дифференциации исполнения уголовных наказаний и классификации преступников по степени общественной опасности их личности и совершенных ими деяний.

В конце XX в. произошли изменения в политической, экономической и социальной сферах жизни России, связанные с коренными преобразованиями в стране. Одновременно возникли различные социально-экономические проблемы, одна из которых - рост преступности. Чтобы снизить рост преступности, необходим комплекс целенаправленных, адекватных сложившейся обстановке подходов к борьбе с данным явлением, что напрямую связано с действенностью системы назначения и исполнения наказаний это есть перефразировано

Процесс формирования правового государства, протекающий в современной России, делает насущной потребность в изучении исторического опыта строительства правового государства, эволюции его основных институтов, в том числе и в исследовании проблем истории и теории системы назначения и исполнения наказаний.

Система исправительных учреждений как важный социальный институт является результатом длительного исторического развития. Современные проблемы функционирования исследуемой системы имеют глубокие исторические корни; реформирование пенитенциарной системы в начале XXI в. немыслимо без объективного учета опыта прошлого.

Однако накопленный к концу XX в. опыт осмысления можно считать во многом субъективным, так как в работах подавляющего большинства исследователей системы назначения и исполнения наказаний в России и за рубежом превалирует социально-политический акцент.

Таким образом, объем исследований пенитенциарных проблем в историческом плане не может быть признан достаточным. Изучение данного вопроса в широком масштабе, на длительном историческом промежутке времени дает возможность определить закономерности процесса исполнения и назначения наказаний, а также перспективы его дальнейшего развития

В данное время система пенитенциарных учреждений, содержит почти все виды наказаний и является неэффективной практически, нефункционирующей. Многие наказания не применяются в практике, поскольку устарели. Органы правосудия все еще признают лишение свободы лидером наказаний уголовно-исполнительной системы, считают его совершенной и эффективной карательной мерой, которая отвечает всем принципам правосудия и соответствует идее наказания в целом.

Необходимо отметить, что в настоящее время актуальной является проблема лиц, отбывших наказания. Cо временем эти люди возвращаются в нормальную жизнь, и тогда возникает вопрос, как государству помочь в их дальнейшей судьбе. Смогут эти лица реализовать свои возможности за тюремной оградой, либо будут пропагандировать правила преступного мира, распространяя его психологию среди нормальных граждан. Государство обязано оказывать им всяческую помощь и поддержку, исполнять конституционные обязанности, поскольку они являются членами нашего общества и полноправными гражданами. Решение этих проблем зависит от уголовно-исполнительной политики, проводящейся государством в по отношению к этим лицам.

Изложенное показывает, что система назначения и исполнения наказаний Российского государства сложна, многопланова и требует дальнейшего изучения, что обусловливает актуальность и дальнейшее решение проблем, стоящих перед современными реформаторами пенитенциарной системы России, которые схожи с проблемами второй половины XIX. Изучение опыта тюремных преобразований второй половины XIX века и ее реализации приобретает большое значение для реформирования современных исправительно-трудовых учреждений. Таким образом, актуальность данной темы обусловлена комплексом развивающихся в обществе тенденций, и имеет важное теоретическое, практическое и историко-познавательное значение.

Список литературы

  1. Полный свод законов Российской империи. Т. 14 Изд-во 1890 г., с. 98.
  2. Учреждение судебных установлений от 20 ноября 1896 года. //Российское законодательство X- XX веков. М., изд-во ИНФРА, 2001г., с.8.
  3. Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения //С.В Поздняков, М., 1915 г., с. 11.
  4. Наказ императрицы Екатерины II // История отечественного государства и права. Хрестоматия. Часть 1. Изд-во «УРГЮА». Екатеринбург, 2009 г.
  5. Шарипов Х.Р. Два века российской юстиции. (1802-2002 гг.) // Х.Р.Шарипов. Казань. Изд-во КГу, 2002 г.. с.189-201.
  6. Тальберг Д.М. Исправительные приюты и тюрьмы в России // Д.М.Тальберг. СПб., 1882 г., с.189.
  7. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб., 1889 г., с.233.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк