"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Особенности подготовки студентов к экзаменам для получения сертификатов TOEFL и IELTS

Бараник Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Иностранных языков Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности получения международного признанного сертификата, подтверждающего уровень владения английским языком (IELTS), представлена его структура. В соответствии с этой структурой предлагается подбирать задания для студентов во время занятий. Вниманию читателей предлагаются учебные пособия для подготовки к IELTS.

Ключевые слова: Иностранный язык; высшее юридическое образование; профессионально-ориентированное обучение.

Россия в XXI веке стремится максимально интегрироваться в мировую экономику, добиться соответствия основных показателей развития стандартам высокоразвитых стран Европейского Сообщества, и знание иностранных языков и, прежде всего, английского играет в этом процессе далеко не последнюю роль. Дело не только в развитии туризма, современных коммуникационных систем и Интернета. Все большая прозрачность границ позволяет получать дополнительное образование в других странах [1, c.98].

В наши дни идет реформа системы высшего образования, общество и государство повышают требования к уровню подготовленности выпускников вузов. В результате необходимо также оптимизировать систему обучения иностранным языкам в непрофильных учебных заведениях, искать способы повышения интереса к учебе и тем самым улучшать качество подготовки по иностранным языкам в высшей школе в целом.

В этих изменившихся социально-экономических условиях задача высшей школы состоит в том, чтобы помочь своим выпускникам стать как можно лучше подготовленными к все более жестким условиям современной жизни. Поэтому во многих вузах осуществляется подготовка к получению международно-признанных сертификатов, подтверждающих уровень владения английским языком, без которого невозможно получение образования за рубежом.

Если еще несколько лет назад одним из самых широко известных экзаменов был TOEFL (Test of English as a Foreign language), то теперь все большую популярность приобретает IELTS (International English Language Testing System). С каждым годом количество сдавших этот экзамен вырастает приблизительно на 30%, и в настоящее время он принимается на базе центров Британского совета в 106 странах, в том числе Москве и Санкт-Петербурге.

Система тестирования IELTS была разработана в Кембридже в 1990 году для проверки практического владения всеми языковыми навыками. Соответственно тест состоит из 4 разделов (для сравнения, в TOEFL отсутствует устное собеседование) и рассчитан на 2 часа 45 минут.

Существует 2 разновидности IELTS – Academic module и General Training module. Первая предназначена для тех, кто собирается продолжить обучение в высших учебных заведениях, где языковые требования очень высокие (например, медицина или юриспруденция). Вторую предпочитают те, кто хочет эмигрировать в англоязычные страны или выбрал практическую профессию (повар и пр.).

Результаты Academic module признают все высшие учебные заведения Великобритании, Австралии и Новой Зеландии и большая часть вузов США и Канады. Содержание экзамена, направленное на проверку именно практических навыков владения языком, а также система проверки результатов, исключающая малейшие шансы подтасовки, увеличивают популярность теста.

Коммуникативная направленность всех 4 разделов теста позволяет осуществлять подготовку к его сдаче в рамках профессионально-ориентированного обучения в неязыковом вузе. Так, в разделе Listening (аудирование) необходимо за 40 минут ответить на 40 вопросов, сгруппированных в 4 блока. Два из них (диалог и монолог) посвящены обсуждению таких бытовых проблем как подготовка к поездке за город, планирование путешествия в другие страны, посещение кафе, театра и кинотеатра, празднование дня рождения и т.д., а 3 и 4 так или иначе касаются обучения, причем сложность заданий возрастает с каждой частью. Во втором разделе Reading (чтение), который рассчитан на 60 минут, и так же включает 40 вопросов, предлагается три текста, взятые из газет и журналов объемом 1500-2000 слов, причем один из них, как правило, включает диаграммы, таблицы или графики. Предтекстовые и послетекстовые задания могут представлять собой резюме с пропущенными словами или систему упражнений на основе множественного выбора. В разделе Academic Writing (письмо) в первом задании предлагается прокомментировать представленную таблицу, иллюстрацию или диаграмму (минимум 150 слов). При этом оценивается способность экзаменуемого сопоставлять данные, описывать разные стадии одного процесса или события, объяснить принцип работы чего-либо. Второе задание представляет собой написание эссе или доклада на заданную тему (минимум 200 слов), причем оценивается умение излагать и защищать свою точку зрения, анализировать свидетельства, мнения, сопоставления и делать выводы. Целью последнего раздела Speaking (говорение), представляющего собой 10-15 минутную беседу с экзаменатором, является проверка навыков владения монологической и диалогической устной речью, что также укладывается в рамки коммуникативного подхода к преподаванию английского языка в неязыковом вузе [2, c.313].

Включение в программу обучения специализированных учебников таких как Passport to IELTS, Insight into IELTS, Complete IELTS и др. позволяет усилить мотивацию студентов, повысить интерес к занятиям, а, следовательно, их эффективность.

Список литературы

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Аркти-Глосса, 2000. – с. 165.
  2. Литвинова С.А. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе // Материалы пятой ежегодной международной конференции, посвященной 50-летию Российского университета дружбы народов (Москва, 12 апреля 2010 г.). – Москва, 2010. – С. 312-314.

Интересная статья? Поделись ей с другими: