"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки
Копту Лучия Ивановна – студент Тихоокеанского государственного университета.
Серебрякова Татьяна Александровна – кандидат экономических наук, доцент Тихоокеанского государственного университета.
Аннотация: Возрастающая сложность современных автоматизированных систем управления и повышение требовательности к ним обуславливает применение эффективных технологий создания и сопровождения АС в течение всего жизненного цикла. Такие технологии, базирующиеся на методологиях подготовки информационных систем и соответствующих комплексах интегрированных инструментальных средств, а также ориентированные на поддержку полного жизненного цикла АС или его базовых этапов, получили название CASE-технологий и CASE-средств.
Ключевые слова: CASE-технологии, CASE-средства, информационная система, программное обеспечение.
САSЕ-технология (Computer Aided system Engineering) представляет собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем и поддерживается комплексом взаимосвязанных средств автоматизации, охватывающих весь ЖЦИС [2].
CASE-технология представляет собой методологию проектирования информационных систем (ИС), а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех этапах разработки и сопровождения ИС, разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями пользователей. САSЕ-технологии – специальные графические средства для изображения различного вида моделей. Проектные материалы, подготовленные в САSЕ-технологии, служат заданием программистам, а программирование сводится к кодированию, если не предусмотрена автоматическая кодогенерация.
САSЕ-технология — программный комплекс, автоматизирующий весь технологический процесс анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных программных систем [1].
Основное достоинство САSЕ-технологии — поддержка коллективной работы над проектом за счет возможности работы в локальной сети разработчиков, экспорта/импорта любых фрагментов проекта͵ организационного управления проектом.
Все современные CASE-средства можно классифицировать по типам и категориям. Классификация по типам отражает функциональную ориентацию CASE-средств на те или иные процессы жизненного цикла. Классификация по категориям определяет степень интегрированности по выполняемым функциям и включает отдельные локальные средства, решающие не-большие автономные задачи (tools), набор частично интегрированных средств, охватывающих большинство этапов жизненного цикла информационных систем (toolkit) и полностью интегрированные средства, поддерживающие весь жизненный цикл информационных систем и связанные общим репозиторием. Помимо этого, CASE-средства можно классифицировать по применяемым методологиям и моделям систем и баз данных БД, степени интегрированности с системами управления баз данных СУБД доступным платформам. На рисунке 1 наглядно представлена классификация CASE-средств.
Рисунок 1. Классификация CASE-средств.
Процесс внедрения CASE-средств состоит из следующих этапов:Определение потребностей в CASE-средствах представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Схема определения потребностей в CASE-средствах.
Еще до начала внедрения CASE-средств метрическая оценка должна начинаться с реальной оценки текущего состояния среды и поддерживать процедуры постоянного накопления данных [5].
Период, в течение которого выполняется количественная оценка воздействия, оказываемого внедрением CASE-средств, является весьма значимой величиной с точки зрения определения степени успешности перехода. Некоторые организации, успешно внедрившие в конечном счете CASE-средства, столкнулись с кратковременными негативными эффектами в начале процесса. Другие, успешно начав, недооценили долговременные затраты на сопровождение и обучение [3]. Таким образом, чтобы преодолеть любые негативные эффекты на начальном этапе, а также смоделировать будущие долговременные затраты, наиболее приемлемый временной интервал для оценки степени успешности внедрения должен быть достаточно большим. С другой стороны, данный интервал должен соответствовать целям организации и ожидаемым результатам.
Итогом данного этапа является внедрение CASE-средств в повседневную практику организации, при этом больше не требуется какого-либо специального планирования. Кроме того, поддержка CASE-средств включается в план текущей поддержки ПО в данной организации.
Список литературы