"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Методическое обеспечение и особенности преподавания учебного задания «Составление сборочного чертежа» при выполнении его в графическом редакторе «Autocad 2019»

Васильева Карина Вениаминовна – старший преподаватель кафедры Транспортно-технологических средств и оборудования лесного комплекса Мытищинского филиала Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.

Аннотация: Рассмотрено методическое обеспечение и особенности преподавания учебного задания «Составление сборочного чертежа» при выполнении его в графическом редакторе AutoCAD 2019.

Ключевые слова: Инженерная графика, технологии проектирования, трехмерное моделирование, твердотельная модель, деталь, изделие.

Переход на качественно новое содержание обучения в высшей школе обусловлен развитием компьютерных технологий и применение их практически во всех сферах деятельности людей. Профессиональной инженерной компетентностью является графическая грамотность специалистов, их графическая культура.

С появлением новых технологий проектирования подход к решению задач по инженерной графике изменился. Еще совсем недавно при чтении дисциплины «Инженерная графика» компьютер использовался в качестве электронного кульмана, т.е. велось объяснение традиционного чертежного проектирования.

Практически все задания курса «Инженерная графика» представляют собой относительно сложные объекты. Буквально с первых заданий по курсу можно оценить преимущества технологий трехмерного твердотельного моделирования. Каждый объект задания «Составление сборочного чертежа» имеет сложную пространственную конфигурацию. Даже очень «сильным» студентам не сразу удается правильно отобразить ортогональные проекции на чертежах деталей. Появилась необходимость использования новых электронных инструментов, которые позволят очень легко получить чертежные проекции по построенным в модельном пространстве трехмерным объектам.

Создав с помощью определенных команд трехмерного моделирования сложную твердотельную модель, студент может специальными командами выбрать нужные для чертежа проекции изделия, а также выполнить разрезы и сечения (рис.1).

Затем остается только оформить чертеж, проставив с помощью определенных команд размеры и необходимые обозначения. В результате правильных команд получается рабочий чертеж детали, поэтому такая технология особенно удобна для геометрически сложных элементов.

Рисунок 1. Пространственная модель и чертеж детали.

Явное отличие твердотельного моделирования от двумерного черчения – это создание точной трехмерной компьютерной модели проектируемого изделия или детали. Графические возможности современных компьютеров позволяют отображать эти модели с высокой степенью реалистичности, что увеличивает их наглядность. Большинство студентов мыслит трехмерными образами. Реализовать этот образ в плоских проекциях достаточно сложно. Твердотельное моделирование – более естественный способ показать устройство детали или изделия. Если рассматривать изометрические виды, то традиционное построение – дело непростое, но зато из трехмерной модели получить такие виды можно всего за несколько секунд.

При объемном моделировании очень удобно создавать сборки из большого количества трехмерных моделей. Студент получает возможность создать полную электронную модель всего изделия или сборочных единиц (рис.2).

Рисунок 2. Трехмерная сборка изделия.

По такой электронной трехмерной сборке можно оформить сборочный чертеж узла или всего изделия (рис.3).

Рисунок 3. Сборочный чертеж.

В качестве преимущества, помимо исключения из процесса проектирования ручного черчения, можно выделить то, что студент может увидеть и проверить собираемость изделия, а также легко составить спецификацию на сборку.

Внедрение новой технологии проектирования должно помочь студентам ВУЗов применить знания, полученные при изучении дисциплин базового курса, для выполнения курсовых, проектно–конструкторских работ и дипломных проектов.

Список литературы

  1. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений // М.: Издат. центр «Академия», 2002. 224 с.
  2. Ройтман И. А. Методика преподавания черчения // М.: ВЛАДОС, 2002. 240 с.