"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки
Рябин Никита Романович – студент Российской таможенной академии.
Аннотация: В данной статье сравнивается порядок производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации и в Республике Беларусь. Сравнение проводится на основании анализа нормативных правовых актов этих двух стран.
Ключевые слова: Производство по делам об административных правонарушениях, нормативный правовой акт, стадии производства, сроки, постановление, жалоба, исполнение.
Россия и Республика Беларусь, согласно двустороннему договору от 8 декабря 1999 года "О создании Союзного государства", являются Союзным государством, целью которого является создание единого экономического пространства и формирование единой правовой системы демократического государства. Так же надо отметить, что и Россия и Беларусь входят в ЕАЭС.
Но несмотря на столь близкие отношения между странами, в их законодательстве присутствуют заметные отличия. Задачей является сравнение порядка производства по делам об административных нарушениях в этих странах.
Прежде всего следует определить в каких нормативных правовых актах определены порядки производства по делам об административных правонарушениях в этих странах. В Российской Федерации составы административных правонарушений и сам порядок производства представлены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. В Республике Беларусь составы административных правонарушений перечислены Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года № 194-З, а сам порядок производства дел об административных правонарушениях изложен в отдельном нормативном правовом акте - Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Сразу же видно первое отличие - разные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок производства по делам об административных правонарушениях.
В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрено 18 глав, содержащих составы административных правонарушений в различных областях жизни общества, в то время как в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях представлено 17 глав.
Что касается стадий производства по делам об административных правонарушениях, и в России, и в Республике Беларусь они идентичны:
Перейдём к сравнению каждой стадии производства по делам об административных правонарушениях в отдельности.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, согласно Процессуально-исполнительному кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях являются:
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в России являются:
Исходя из этого мы видим - законодательство Российской Федерации имеет более исчерпывающий список оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.
В рамках возбуждения дела об административном правонарушении может быть проведено административное расследование. В российском законодательстве существует прямое указание на административное расследование в ст 28.7 КоАП РФ, а также регламентирован срок для расследования - 1 месяц. В то время как в белорусском законодательстве прямого указания на расследование нет, однако, все действия, присущие расследованию изложены в главе Процессуально-исполнительного Кодекса Республики Беларусь, посвященной подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении. При этом, согласно статье 10.1 данного Кодекса, действия по назначению экспертизы приостанавливают срок подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении. Стоит отметить, что в отличии от российского законодательства в белорусском определен срок подготовки дела к рассмотрению: по общим правилам - 15 дней, по делам об административных таможенных правонарушениях - 2 месяца со дня начала административного процесса. В России указан общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении, содержащий в себе также и подготовку дела к рассмотрению: 15 дней, если дело рассматривается должностным лицом и 2 месяца, если дело рассматривается судом.
В Республике Беларусь срок рассмотрения дела об административном правонарушении составляет 15 дней со дня получения судьёй, должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела, в то время как в России установлены иные сроки, указанные выше.
По результатам рассмотрения в Беларуси выносятся следующие постановления:
В то время как в России выносятся следующие постановления:
На обжалование постановления по делу об административном правонарушении в Республике Беларусь устанавливается срок 10 суток со дня объявления постановления, а лицо, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшее при рассмотрении дела может обжаловать его в течение 10 суток со дня получения копии постановления. В Российской Федерации на обжалование установлен срок в 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Надо сказать, что в Беларуси более четко определено время начала течения срока на обжалования, со дня объявления постановления, а в Российской Федерации порой вызывает затруднение отследить начало течения срока на обжалование, в случаях, если постановление доставляется почтой. В Беларуси жалоба рассматривается в месячный срок независимо от органа, уполномоченного на ее рассмотрение, со дня ее поступления. В России же установлены несколько иные сроки: 10 дней, если дело рассматривается должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу и 2 месяца, если жалоба рассматривается судом.
В Республике Беларусь суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении могут принять одно из следующих решений:
В России принимается одно из решений:
В Беларуси, постановление, вынесенное по итогам рассмотрения жалобы вступает в силу сразу же после его вынесения, в то время как в России к вступлению в силу решения по жалобе установлен срок в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что порядок производства по делам об административных правонарушениях в России и в Беларуси весьма схож. Усматриваются незначительные различия, связанные со сроками и с органами, уполномоченными вести производство по делам об административных правонарушениях, видами решений по делу и основаниями возбуждения дела. Но в целом, производство имеет одинаковые стадии и преследует одну цель. Можно сказать, что законодательство России и Беларуси в этой части очень близки и, в принципе, стремится к унификации. Хочется так же отметить, что страны должны стремиться к унификации в первую очередь отношений в области таможенного дела. Так как и Российская Федерация и Республика Беларусь входят в Евразийский экономический союз, а это значит, что на их территории действует единый Таможенный кодекс ЕАЭС, который устанавливает единую таможенную политику стран-участниц. Следовательно нужно и унифицировать порядок производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, а так же ввести единые санкции за нарушение таможенного законодательства, в том числе за совершение административных правонарушений.
Список литературы