gototopgototop

"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Основные направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Каитов Азнаур Магометович – магистрант Высшей школы государственного аудита (факультета) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Аннотация: В статье представлен анализ правовых основ государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Автором рассмотрены основы государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, формы ее осуществления. В статье сделаны выводы об основных проблемах в сфере правового регулирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: Малое предпринимательство, среднее предпринимательство, государственная поддержка, субъекты.

Развитие малого и среднего предпринимательства (далее - МиСП) является важнейшим фактором политической и экономической стабильности, благодаря которому раскрывается предпринимательский потенциал населения, повышается внутренний спрос, растут налоговые поступления, формируются рабочие места, происходит диверсификация экономики, развивается конкуренция и снижается зависимость от сырьевого экспорта.

Но чтобы говорить о развитии МиСП и его поддержке важным для начала является понимание того, что это такое и что является «субъектом малого и среднего предпринимательства», выявление критериев и показателей, определяющих сущность МиСП.

Нормативный подход к определению понятия МиСП подразумевает его рассмотрение через систему норм, закрепленных в п. 1 ст. 3 и ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (далее - Закон №209-ФЗ). В Законе не приведено отдельного понятия для МиСП, дается общее понятие через перечень отдельных хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), отнесенных к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям [3].

Отдельные понятия малого, среднего предприятия, микропредприятия не закреплены в Законе №209-ФЗ, вместе с тем они являются основными в сфере правового регулирования МиСП. Поэтому если закрепить данные понятия в ст. 3 Закона №209-ФЗ, то это будет иметь практическое значение для характеристики регулируемых отношений в сфере предпринимательской деятельности [9, с. 13]. Кроме того, предполагаемый отсылочный способ изложения данных норм поможет отслеживать те изменения, которые вносятся законодателем в содержание условий отнесения субъектов к малому, среднему или микропредприятию.

Определение понятия субъектов МиСП в Закона № 209-ФЗ неудачно дается через использование терминов «хозяйствующий субъект» и «предприятие».

Понятие «хозяйствующий субъект» легализовано в Федеральном законе «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ [2]. В его содержание помимо субъектов предпринимательской деятельности включены и субъекты профессиональной деятельности (п. 5 ст. 4).

В соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятие рассматривается как объект права, представляющий собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности [1].

Применение термина «предприятие» к субъектам МиСП является условным, поскольку современное гражданское законодательство понятие «предприятие» прямо не связывает с той или иной организационно-правовой формой коммерческой или некоммерческой организации, поэтому можно сделать вывод, что любое образование (со статусом юридического лица либо без него), осуществляющее предпринимательскую деятельность, представляет собой предприятие [6, С.17-21].

В литературе вносится предложение исключить термины «хозяйствующий субъект» и «предприятие» из законодательной дефиниции, сформулировав ее в следующей редакции: субъекты МиСП - юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям Закона №209-ФЗ [8, с. 460].

Частью 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ установлено, что субъекты МиСП могут иметь разные организационно-правовые формы: хозяйственные общества; хозяйственные партнерства; производственные кооперативы; потребительские кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства; индивидуальные предприниматели.

Изучение состояния и развития института МиСП предполагает необходимость рассмотрения критериев отнесения к таким предприятиям (ст. 4 Закона № 209-ФЗ). Базовыми критериями, на основании которых происходит выделение субъектов МиСП, являются: структура уставного капитала; среднесписочная численность работников; объем выручки от реализации товаров, работ и услуг или балансовая стоимость активов.

В Законе № 209-ФЗ отсутствует определение понятия «категории субъектов малого и среднего предпринимательства», хотя этот термин используется в названии и содержании ст. 4 данного закона. Понятие «категории субъектов малого и среднего предпринимательства» может быть сформулировано следующим образом: «это определенные виды предпринимательства, характеризующиеся масштабами деятельности по критериям (условиям), установленным законодательством, и составом хозяйствующих субъектов». Определение данного понятия должно быть внесено в ст. 3 Закона № 209-ФЗ.

Чтобы хозяйствующий субъект получил статус малого или среднего предприятия со всеми предусмотренными льготами и преимуществами, он должен удовлетворять ряду условий. Как было указано, они приведены в ст. 4 Закона №209-ФЗ. Но данные требования периодически меняются, сокращая или увеличивая список соответствующих требованиям субъектов. Так, новые изменения внесены Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 313-ФЗ [4]. Положения, касающиеся обновления этих требований, вступили в силу с 1 декабря 2018 г.

Сведения о субъекте МиСП вносятся в единый реестр субъектов МиСП, а сам субъект получает право на соответствующую государственную поддержку. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 209-ФЗ такие реестры ведут федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления, а также корпорация развития МиСП, ее дочерние общества, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МиСП.

Важно учитывать, что принадлежность субъекта предпринимательской деятельности к той или иной категории не является неизменной: в силу ч. 4 ст. 4 Закона №209-ФЗ при превышении предельных значений критериев численности работников и объема выручки в течение трех лет подряд категория субъекта МиСП подлежит изменению.

Деятельность субъектов МиСП во многом зависит непосредственно от проводимой государственной политики в области поддержки развития этого вида предпринимательства.

Разностороннюю поддержку МиСП со стороны государства регламентируют различные нормативные правовые акты. Меры по оказанию государственной поддержки МиСП предусмотрены на федеральном, региональном и местном уровнях. В основу этих мер на любом из уровней положены: соответствующий закон (федеральный, субъекта, муниципального образования), который устанавливает нормативно-правовую базу создания, функционирования и развития субъекта МиСП; соответствующая программа поддержки.

Основным нормативным документом, определяющим общие положения в области государственной поддержки и развития МиСП в Российской Федерации, устанавливающим формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов МиСП, является Закон №209-ФЗ.

Государственная политика, проводимая в области поддержки МиСП в Российской Федерации, является частью социально-экономической политики и представляет собой совокупность правых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

С момента принятия и вступления в силу Закона № 209-ФЗ в Российской Федерации начала активно развиваться система финансовой поддержки МиСП. Фундаментом для нее послужила ст. 17 Закона № 209-ФЗ, в которой закреплены виды и источники финансовой поддержки МиСП. Внедрение названной нормы повлекло принятие ряда нормативных правовых актов.

В соответствии со ст. 17 Закона № 209-ФЗ финансовая поддержка из региональных и муниципальных бюджетов может оказываться субъектам МиСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МиСП, в таких формах, как: субсидии, бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные гарантии.

Предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов МиСП предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий, что в свою очередь подразумевает предоставление местным бюджетам субсидий из бюджетов субъектов РФ на поддержку субъектов МиСП. При этом, как установлено в ч. 4 ст. 14 Закона № 209-ФЗ, финансовая поддержка не может оказываться субъектам МиСП, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Полномочиями на установление порядка предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку субъектов МиСП наделено Правительство РФ. В соответствии с Правилами распределения и предоставления субсидий [5] субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта РФ, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки МиСП. При этом эти мероприятия должны быть направлены на: обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МиСП; повышение конкурентоспособности МиСП; увеличение количества субъектов МиСП; обеспечение занятости населения; увеличение производимых субъектами МиСП товаров (работ, услуг).

Успешное развитие МиСП - это гарантия устойчивого наращивания налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, прежде всего в региональные и местные бюджеты. Государство должно активно поддерживать и стимулировать развитие малого и среднего бизнеса путем упрощения процедур ведения предпринимательской деятельности, разработки механизмов для легализации теневых предпринимателей и создания благоприятного инвестиционного климата [7, С. 28-32].

В России необходимо создавать для субъектов МиСП условия, которые способствовали бы интенсивному развитию их деятельности. Достижение этого возможно, прежде всего, за счет создания стабильной экономики. Данное свидетельствует о существовании «замкнутого круга» взаимозависимых факторов: стабилизация отечественной экономики во многом зависит от деятельности субъектов МиСП, вместе с тем данная деятельность не будет успешной, пока в России не будет стабильной экономики.

Следовательно, для улучшения социально-экономической ситуации в стране необходимо «разорвать» данный «порочный круг». Осуществить это возможно, в частности, за счет оптимизации форм и способов государственной поддержки субъектов МиСП. Именно поэтому закрепленные в законодательстве формы поддержки должны постоянно совершенствоваться, а также дополняться новыми видами.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
  2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.
  3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 31. - Ст. 4006.
  4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 3 августа 2018 г. № 313-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 32 (часть I). - Ст. 5106.
  5. Постановление Правительства РФ «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году» от 30 декабря 2014 г. № 1605 (ред. от 25.05.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 2. - Ст. 508.
  6. Белых В.С., Звездина Т.М. Субъекты малого и среднего предпринимательства: понятие, признаки, критерии // Журнал предпринимательского и корпоративного права. - 2016. - № 2. - С. 17 - 21.
  7. Лукашова А.С. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере торговли // Юрист. - 2017. - № 22. - С. 28 - 32.
  8. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Отв. ред. И.В. Ершова. - М.: Юриспруденция, 2014. - 460 с.
  9. Степин А.Б. Понятие малого и среднего предпринимательства в законодательстве России // Юрист. - 2018. - № 9. - С. 12 - 18.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк