gototopgototop

УДК 343

Совершенствование деятельности органов внутренних дел по пресечению компьютерной преступности в Российской Федерации

Волоковая Анастасия Сергеевна – студент магистратуры Российского государственного социального университета.

Аннотация: В настоящее время проблеме киберпреступности уделяется все больше внимания, что неудивительно с учётом роста ее во всём мире. Появляются новые виды компьютерных преступлений, наблюдается стремительное проникновение информационных технологий в общеуголовную преступность.

В рамках статьи изучаются возможности совершенствования деятельности органов внутренних дел по пресечению компьютерной преступности в Российской Федерации.

Ключевые слова: Компьютерная преступность, безопасность, информационные технологии, киберпреступность.

Сегодня проблема защиты граждан, их прав и свобод от преступных посягательств с использованием новых информационных технологий стоит как никогда остро.

Информационное пространство не имеет границ, и поэтому ни одно государство самостоятельно не может решить проблемы обеспечения его безопасности. МВД России неоднократно выступало с предложениями, направленными на развитие и совершенствование информационного обмена в области противодействия преступлениям в сфере информационных технологий.

Российские инициативы в том или ином виде фигурируют и реализуются в форматах таких международных организаций, как ООН, «Группа восьми», ЕС, ОБ СЕ, Совет Европы, АТ ЭС, ШОС, ОД КБ, СНГ [4].

Речь идет об организации расследований киберпреступлений с обязательным направлением оперативной информации в страну местонахождения правонарушителя в целях возбуждения уголовного дела и скорейшего осуждения преступников, а также о противодействии анонимности пользователей в информационно- телекоммуникационом пространстве.

В настоящий момент происходят изменения в российской законодательной базе, регулирующей данную область. Наиболее заметные изменения внесены в Уголовный кодекс (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2]).

С целью ограждения детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию, вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция) [3].

Принятые новеллы ещё на этапе их подготовки вызвали волну недовольств в Интернет - СМИ и со стороны крупных российских ИТ-компаний. Согласно принятому закону, в ряд нормативных актов вносятся положения, главной идеей которых является создание единого реестра запрещённых Интернет-ресурсов и блокирование доступа к ним. В реестр вносятся ссылки на страницы или доменные имена, содержащие материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних, пропагандой употребления и изготовления наркотиков, способами и призывами к совершению самоубийства. Параллельно с процессом нововведений в законодательные основы регулирования информационного пространства эволюционирует и преступность.

Для противодействия преступлениям в сфере информационных технологий в структуре МВД России уже более 14 лет функционирует специальное подразделение — Управление «К».

Основными направлениями деятельности Управления являются:

  1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере компьютерной информации, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
  2. Проведение поисково-аналитических мероприятий в сети «Интернет».
  3. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сети Интернет и Интернет сетях, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
  4. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сетях проводной и сотовой связи, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
  5. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом РЭС и СТС, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
  6. Профилактическая работа по предупреждению совершения преступлений.

Говоря про деятельность Управления «К», необходимо отметить, что подразделение занимается не только борьбой с уже совершенными преступлениями, но и уделяет большое внимание профилактике противоправных деяний и защите граждан от мошенничества в ИТ-сфере.

К сожалению, свободный доступ к любой информации приводит к тому, что пользователь может легко стать жертвой мошенников. Чаше всего опасности подвергаются дети по своей наивности и незнанию простейших правил безопасности в виртуальном пространстве.

В связи с этим повышенного внимания требует проблема бесконтрольного доступа детей и подростков к информационным и развлекательным сетевым ресурсам, среди которых могут скрываться мошеннические, вредоносные или порнографические сайты. В рамках комплексной кампании запущена школьная образовательная программа «Уроки безопасного Интернета», в ходе которой сотрудники Управления в доступной игровой форме объясняют ученикам 3 и 4 классов правила безопасности использования Интернета и те угрозы, с которыми они могут столкнуться в социальных сетях, на форумах и сайтах.

В России правоохранительными органами накоплен довольно большой опыт борьбы с мошенничеством в сфере компьютерных преступлений, в том числе это касается и высоких технологий.

Регулярно из разных регионов нашей большой страны поступают сообщения о том, что был задержан преступник или преступная группа. Справедливо будет отметить, что как раз-таки именно в регионах накапливается практика борьбы с данным видом преступлений.

Стоит отметить, что, к большому сожалению, на сегодняшний день существует ряд проблем, которые остаются не решенными. Они требуют особого внимания, и соответствующего решения.

Например, уже долгие годы идет борьба между создателями вредоностных программ и создателями антивирусного программного обеспечения, и последние все же существенно отстают. Именно благодаря этому преступники легко и просто внедряют вирусы, тем самым похищают важную информацию у жертв.

Также преступники очень активно пользуются всяческими манипулятивными средствами, которым практически невозможно противостоять.

Хоть это и не утешительно, но стоит признать, что законодательство существенно отстает и не успевает за развитием различных технологий, и как итог отсутствие или нечеткость формулировок тех или иных противоправных действий позволяет разваливать дела в суде несмотря на то, что доказательств больше чем достаточно.

В нашей стране это в первую очередь относится к двум статьям: 272 и 273 УК РФ [1]. Так, например, под эти статьи не подпадает использование средств администрирования бот-сетей, что в некоторых других странах является отягчающим обстоятельством. Кроме того, наказание по ним, несмотря на недавнее ужесточение, все же остается довольно мягким. Вне УК РФ до сих пор остается рассылка спама. В итоге удалось привлечь к ответственности лишь одного спамера, и то потому, что тот по совместительству оказался еще и педофилом.

Также очень важной проблемой остается проблема определения юрисдикции, в частности на практике практически всегда невозможно определить под юрисдикцию какого региона подпадает преступление. Преступники работают оперативно, причем украсть деньги со счетов они могут в одном городе, и практически сразу могут снять их в другом. Таким образом, пока их пытаются обнаружить, они успешно заметают следы и уходят от правосудия.

Положение нагнетает и благодушие судей, слишком часто российские кибермошенники получают условные сроки, хотя идет речь о многомиллионных кражах. Конечно, такое наказание мало кого будет удерживать от совершения аналогичных преступлений.

И все же дело сдвигается с мертвой точки. Появилась практика привлечения преступников по общеуголовным статьям, таким как кража и мошенничество. Это позволило назначить весомые сроки наказания.

Подводя итоги второй главы, отметим, что в настоящее время Министерством внутренних дел, ведется разработка ряда законопроектов, призванных сформировать эффективный нормативно-правовой механизм реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности в целом и борьбы с информационной преступностью в частности. Регулярно проводятся конференции, совещания и семинары, посвященные данной проблематике.

Однако, до сих пор так и не выработана стройная система взаимодействия правоохранительных органов, других государственных структур, а также общественных и коммерческих организаций в данной области.

Создание именно такой системы, охватывающей все вопросы, от нормативно-правовых до организационных, позволит эффективно противодействовать любым вызовам и угрозам в информационной сфере.

Список литературы

  1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)//«Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// «Парламентская газета», N 126-127, 03.08.2006.
  3. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»// «Парламентская газета», N 1-2, 14-20.01.2011.
  4. Криминалистическая характеристика компьютерных преступлений [Электронный ресурс] // Центр исследования проблем компьютерной преступности. URL: http://www.irbis.vegu.ru/repos/5055/HTML/69.htm (дата обращения 08.01.2018).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк