gototopgototop

Банковский комплаенс как защита банка от репутационных рисков

Утегенова Олеся Сергеевна – студент магистратуры Высшей школы государственного аудита (факультет) Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Аннотация: В связи с неблагополучной ситуацией во внешней политике, отмыванием денежных средств, финансированием терроризма, иностранные банки вынуждены ужесточать свои процедуры проверок происхождения капитала. Практика ужесточения требований охватила всю банковскую систему. Банковские организации выдвигают определенные требования клиентам для избежания репутационных рисков. В данной статье обозначены основные требования банков на международном уровне, а также проведен анализ деятельности комплаенс-служб.

Ключевые слова: Банковский комплаенс, комплаенс-служба, внутренний контроль, отмывание денежных средств, противодействие финансированию терроризма.

С недавнего времени, в сфере регулирования и надзора банковской деятельности и финансовых рынков России наблюдаются изменения, которые значительно изменили силу и характер регуляторного воздействия на участников рынка. Мегарегулятор, созданный на базе нормативных актов Банка России сосредоточил полномочия по надзору за всеми сегментами финансового рынка страны. Также, параллельно с формированием данного института, в банковской сфере активно реализуется политика сокращения числа действующих кредитных организаций, поддерживаемая на высшем государственном уровне, и прежде всего за счет банков, деятельность которых не соответствует требованиям законодательства. Особое внимание регулятора привлекают те банки, которые нарушают законодательство в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, а также вовлеченные в совершение сомнительных операций в крупных объемах.

В связи с этим, справедливо отметить, что банки ужесточают свои правила проверок, и банковский комплаенс неспроста становится более сложно проходить. Банки стали более внимательно смотреть на происхождение денежных средств клиентов. Как следствие, даже в классических оффшорах становится более сложно использовать типичный инструмент международного налогового планирования – номинальных бенефициаров, обеспечивающие реальным собственникам гарантированную конфиденциальность на протяжении десятилетий. Бесспорно, не исключается возможность случаев, когда с банком можно договориться или же обойти его правила, но надо осознавать последствия таких действий. До недавних пор, когда происхождение денежных денег вызывало сомнения у банков, то клиенту закрывали счет и требовали забрать деньги. На сегодняшний день, в данном случае деньги могут быть заморожены, что подтверждается практикой банковских организаций многих стран. Замороженные счета можно только после соответствующего решения компетентного суда, то есть после доказывания легальности их происхождения. Ужесточение процедур проверок счетов нерезидентов иностранными банками связаны с обменом налоговой информации в рамках единого стандарта ОЭСР. Европейские банки с особой осмотрительностью оценивают налоговый статус клиента, особенно это касается российских резидентов, несмотря на присоединение России к договору. И такая практика ужесточения правил и требований охватила всю международную банковскую систему. Таким образом, банковские подразделения, ответственные за банковский комплаенс, требуют полный пакет документов для избежания репутационных рисков, так как банкам грозят огромные штрафы за неправильное предоставление информации. И, к сожалению, Россия на сегодняшний день является «страной повышенного риска». Все российские активы проходят большое количество процедур перепроверок.

Сами требования иностранных банков можно разделить на два вида:

1) Происхождение денежных средств. Клиент обязан представить документальное свидетельство законности происхождения своих денежных средств, и банк вправе запросить справки о доходах, чтобы быть уверенным в реальности заработанных средств, и в том, что они сопоставимы с теми суммами, которые хранятся на счете. Данная проблема актуальна особенно для российских клиентов, так как у большинства возникают затруднения с подобными свидетельствами. Стоит отметить, что в последнее время появляются и чёрные списки контрагентов: то есть, если в истории клиента имеется взаимодействие с такой структурой, пройти внутреннюю проверку банка достаточно сложнее. Имеются и нестандартные случаи, например, если клиент является гражданином России и резидентом — нон-домицилем Великобритании. В таком случае, в банках наступает конфликт процедур: резиденты Великобритании обязаны действовать по британскому законодательству, а граждане Российской Федерации — через российское. Необходимо отметить, что российские налогоплательщики чаще всего используют сложные схемы, например, цепочки оффшорных компаний, номинальных владельцев и руководителей, переброски средств между счетами без документов, и проведение аудита, в таком случае, остается и на сегодняшний день слабым местом.

Блокируя счет, банк просит клиента вывести средства на добровольной основе и прекратить сотрудничество с ним, если клиент не может подтвердить происхождение денежных средств. Так как, с юридической точки зрения, банки не имеют право налагать ограничения на распоряжения денежными средствами и блокировать счета. Подобные ограничительные меры применяются только после решения уполномоченных органов.

2) Вторым видом требований банков является - подтверждение налогового резидентства. В данном случае, банки проверяют у клиентов наличие права проживания в стране, то есть производят идентификацию клиента, запрашивая свидетельство о месте проживания и свидетельство о резидентстве. Часто банковская комплаенс-служба запрашивает два независимых свидетельства налогового резидентства и места проживания. В иностранных банках большинства юрисдикций необходим документ от специализированного работника по налогам, подтверждающий, что клиент является налоговым резидентом страны проживания.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что для гарантированного прохождения проверок комплаенс-служб в международном банке, клиенту надо создать комплаенс – историю для ее соответствия законодательным актам, с которыми клиент идентифицируется, а все осуществляемые транзакции проверяются по международным нормам об отмывании денег. И стоит отметить, что вся подготовка необходимых документов для комплаенс-досье, грамотный консалтинг, проведенные профессиональным специалистом, сократят время прохождения процедуры, а так же снизят дополнительные риски.

Что касается российского законодательства, то внедрение отечественной комплаенс-системы регулируется двумя основными актами Банка России:

  • Положением № 242 «Об организации управления риском в кредитных организациях»;
  • Положением № 06-29 «О внутреннем контроле профессионального участника РЦБ».

Говоря об ответственности, некоторые специалисты уверены, что комплаенсом в любом кредитном учреждении должна заниматься служба безопасности. Международные стандарты допускают многоуровневую модель, то есть распределение комплаенс-функций между разными подразделениями банка. Так же, согласно рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору, ответственность за внедрение системы в целом должен нести один конкретный человек – сотрудник высокого статуса, который входит в орган управления кредитным учреждением.

Организациям и компаниям необходимо помнить одно обстоятельство: субъектам разрешено все, что не запрещено законом. Если требования уполномоченных органов выходят за рамки предоставленных им полномочий, компания может составить отказ от выполнения незаконных указаний, и данное обстоятельство стоит помнить и при разработке системы комплаенс-контроля. Организация также может обжаловать в вышестоящем органе и в суде любые требования, действия и решения органов государственной власти, если они затрагивают ее права.

На сегодняшний день, комплаенс-культура все больше изучается, совершенствуется и переходит в разряд того, что можно измерить, определить, изменить в лучшую сторону. Но также стоит отметить, что в России развитию комплаенс-контроля существенным образом препятствует ментальность населения, которая ориентирована на обход норм закона или правил вместо их исполнения. Таким образом, количество компаний, считающие своим приоритетом соблюдение требований законодательства и внутренних процедур, довольно невелико, и значительную их долю составляют компании с участием иностранного капитала, являющиеся носителями корпоративной культуры материнских структур. Тем не менее, международные стандарты и нормативные акты российских регулирующих органов позволяют хозяйствующим субъектам применять формы организации комплаенс-функции в зависимости от уровня зрелости их систем внутреннего контроля, квалификации персонала, характера и масштаба совершаемых операций при условии соблюдения ряда принципов, включающих особый статус комплаенс-службы в организации, ее независимость и достаточность ресурсов.

Список литературы

  1. Амброжевич О. Комплаенс. С ним или без него / О. Амброжевич // Вестник НАУ-ФОР. — 2011. — № 9. — С. 54-60.;
  2. Андреева Н. С. Регламенты внутреннего контроля и внутреннего аудита: что общего и в чем различия? [Электронный ресурс] / Н. С. Андреева // Внутренний контроль в кредитной организации. — 2014. — № 3. — Режим доступа [электронный ресурс]: http://lexandbusiness.ru/view-article. php?id=5119.
  3. Крохина Ю.А. Развитие государственного аудита в России и зарубежных странах. Гос. аудит. Право. Экономика —2012— с. 48-50;
  4. Пугинский Б.И., Семёнкина Н.А. Правовая работа. Учебник. 2-е издание. М. Зерцало-М — 2019 — с. 15 ;
  5. Макеев Р. Постановка систем внутреннего контроля, Из-во Вершина, 2008 г.
  6. Богданович И.С., Соболева О.А. Место внутреннего контроля в системе управления предприятием и форма его организации // Вестник Псковского государственного университета — 2014 ;
  7. Игошина Ю.А. Система внутреннего контроля как элемент управленческого учета // Вестник НГИЭИ, —2014 ;
  8. Нагоев А.Б., Сижажева С.С., Аппоева Ж.А. Роль внутреннего контроля в деятельности организаций // Фундаментальные исследования, 2014, № 9(10), [электронный ресурс], https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?i..
  9. Никита Е.С. Сущность и значение внутреннего контроля в управлении организацией // Сибирский торгово-экономический журнал, 2009// [электронный ресурс]https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-znachen.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк