gototopgototop

УДК 004.04

Информационные технологии как инструмент манипулирования политическим сознанием

Мирославский Иван Русланович – студент факультета Информатики и вычислительной техники Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются современные проблемы манипулирования политическим сознанием через средства массовой информации. На примере рассмотрены современные тенденции развития политического манипулирования, путем использования информационных технологий в массовых коммуникациях.

Ключевые слова: Средства массовой информации, манипулирование, нейролингвистическое программирование, интернет, информационные технологии.

Тема массового влияния на разум через средства массовой информации (СМИ) изучается достаточно давно. Еще в середине 20-го века Йозеф Геббельс сказал знаменитую цитату: «Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней.». Уже тогда он понимал всю мощь СМИ и его влияние на разум человека и на политическое сознание в целом.

Само использование технических средств, электронных устройств в современном обществе привело к созданию нового, специфического вида политических коммуникаций. Интернет-коммуникации дают импульс к развитию гражданского общества, способствуют публичности и открытости политических процессов. В короткие сроки они обеспечивают эффективный диалог власти и общества и позволяют осуществлять взаимодействие непосредственно с целевой аудиторией. Интернет является своеобразной информационной базой, которая аккумулирует, хранит и воспроизводит неограниченное количество информации и обеспечивает быстрый доступ значительной по численности аудитории

Чаще всего манипулированием политическим сознанием называют одним словом – пропаганда. Поподробнее разобраться в этом вопросе поможет сама терминология. В современном понятии это слово означает открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в той или иной степени намеренно искаженных и вводящих в заблуждение, с целью формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандой.

Наибольшим распространением манипуляции общественным мнением является нестабильная политическая обстановка. Для достижения поставленных целей современные манипуляторы, пропагандисты используют приемы массовой психологии и поведения человека в массах. Одним из таких примеров является «спираль умолчания», чаще всего ее используют СМИ. Суть метода заключается в следующем: через средства СМИ, интернет и другие информационные технологии выдвигается информация о том, что был произведен социальный опрос граждан по интересующему политическому вопросу и результаты подаются в угодном, сфальсифицированном виде, подталкивая слушателей СМИ на то, что мнение сфальсифицированного большинства является истинным и верным. Это самый распространенный пример, который регулярно используется на практике. Данный метод безотказно работает на политическом сознании ввиду того, что человек существ социально и боязнь попасть в социальную изоляцию из-за иного мнения стоит превыше своих принципов и волей не волей он поддается мнению «большинства». В результате этого «вброса» информации спираль закручивается и по принципу сарафанного радио создается манипулятивная модель политической ситуации.

В 21 веке информационные технологии являются основным видом манипуляции политическим сознанием. Для манипуляции сознанием необходимо и достаточно выполнить ряд модификаций:

  • сфабриковать информацию;
  • исказить путем односторонней подачи;
  • отредактировать, добавив художественные элементы преувеличения;
  • интерпретировать факты с удобной стороны;
  • умолчать важную часть информации;
  • акцентировать внимание на косвенных фактах;
  • сопроводить информацию несоответствующими описанию заголовками;
  • использовать неточное цитирование, которое в отрыве от контекста меняет смысл.

В 21 веке к нам пришло новое понятие – нейролингвистическое программирование (НЛП). Это целое направление в психотерапии и практической психологии, которое основывается на технике моделирования вербального и невербального поведения людей. В современной рекламе часто можно встретить элементы НЛП, его еще называют манипулирование противоречивым зрительным рядом. При рассказе об определенном политическом событий или кандидате используется визуализация в виде видео ряда или картинок с содержанием типа: нищие люди, наркоманы, алкоголизм и т.д. Используются любые образы, вызывающие негативные эмоции и заставляющие людей запомнить именно это, ассоциируя данные образы с кандидатом или событием.

Все чаще мы можем наблюдать использование средств информационных технологий в качестве СМИ, в частности интернет. На этом этапе необходимо выделить несколько тенденций развития. К первой нужно отнести тот факт, что в электронные СМ диверсифицируются традиционные средства массовой информации. В политическую жизнь входят принципы конвергентной журналистики, означающей совмещение под одним брендом традиционных и новых каналов коммуникаций. Издание «Ведомости» выпускает как газетный вариант, так и Интернет-версию. В этой связи к профессии журналиста предъявляются новые требования, а именно: знания и умения применять информационные технологии, оперативность подачи информации. Ко второй тенденции стоит отнести тот факт, что многие интернет-СМИ были созданы создаются на волне каких-либо политических событий, в ходе предвыборных кампаний. В целом, интернет как коммуникационная площадка, позволяет создавать, изменять, распространять различного рода опросы, рейтинги, мнения экспертов и т.д. К ярким примерам можно отнести интернет-социальные опросы. Проводится некий социальный опрос о повышении тарифов ЖКХ и мнение интернет «экспертов» определяется за истину, минуя мнение пенсионеров, которые не участвовали в социальном опросе.

К новым методам информационных манипуляций стоит отнести использование демотиваторов. Это некие мотивационные плакаты, призванные создавать некое «позитивное» настроение. В современной информационной среде они обрели широкую популярность и вышли за рамки юмористических картинок, чаще всего используются в средствах массовой политической пропаганды в сети интернет. Все технологии манипуляции политическим сознанием в сети интернет чаще всего копируют методы из традиционных СМИ.

На данный момент наиболее легкий по формату общения канал коммуникаций – Twitter. Это мощный агрегат для пропаганды каких-либо политических высказываний. Хорош он тем, что информация подается маленькими порциями в виде «твитов». Данная подача информации не дает человеку сосредоточиться на проблеме и заострить внимание, потому что каждый раз приходится переключатся на новый «твит», соответственно переключаясь на новую проблему.

К другим приемам интернет-СМИ можно отнести одновременную подачу противоречивой информации, когда происходит «вброс» противоречивых фактов, либо же их часть, заставляя пользователя додумывать смысл в нужном ключе. Используя данный метод манипуляций можно добиться психологического барьера, когда человек начинает воспринимать информацию поверхностно и запоминать лишь критические ее части. Барьер уменьшает желание человека оспаривать ту или иную позицию, заставляя его становится аполитичным и воспринимать любую, поданную информацию.

Все современные информационные технологии двигают развитие новых моделей манипуляции политическим сознанием масс, где искусные методы манипуляции в СМИ будут использоваться для достижения желанных политических целей. На данный момент остро стоит сам масштаб интернет-манипуляций. Общество еще не может себе представить этот колоссальный масштаб происходящего. Политическая ситуация меняется очень быстро, благодаря информационным технологиям. Вбросы информации, фейковые новости, манипуляции на чувствах, НЛП – все эти приемы позволяют менять политическую ситуацию в целом. Принципиально – манипуляции в интернете призваны «раскачать» накаляющуюся политическую ситуацию путем использования какого-либо медиа контента, сфабрикованного нужным образом.

Список литературы

  1. Анохин М.Г. Политические технологии // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Сер. Политология. 2000. №2
  2. Борисова Г.А. Социальная деструкция: политический аспект (на примере франкфуртской школы) // Политэкс. 2006. №3.
  3. Буренко В.И. Современный политический процесс в контексте элитологии // Политика и общество. 2012. №3.
  4. Бронников И.А. Метаморфозы гражданского общества // PolitBook. 2012. №2.
  5. Воскобойников А.Э. Солидарное противостояние насилию и агрессивности // Политика и общество. 2012. №7.
  6. Головин Ю.А. Активизация деятельности современных СМИ в обеспечение информационной безопасности // Национальная безопасность / nota bene. 2012. №4.
  7. Головин Ю.А. Публичная политика как пространство легитимации власти (на примере Ярославской области) // Политика и общество. 2012. №4.
  8. Головин Ю.А., Григорьев П.В., Щенников М.А. Новые политические технологии в современной России. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009.
  9. Зазаева Н.Б. Политические коммуникации в современной России // Власть. 2012. №7.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 300 рублей для России и 500 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк