gototopgototop

УДК 620.9

Основа оптимизации профессионального развития преподавателя высшей школы

Юдина Наталья Анатольевна – кандидат химических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос непрерывного образования преподавателей высшей школы как неотъемлемой части профессиональной деятельности в условиях формирования компьютерной и информационной грамотности в обществе в целях оптимизации профессионального развития.

Ключевые слова: Непрерывное образование, повышение квалификации, переподготовка, компетентносный подход.

Основополагающие аспекты концепции устойчивого развития цивилизации требуют педагогического обеспечения новой роли образования. ХХI век – век глобализации и информатизации. Экономические и социальные преобразования, происходящие во всем мире, способствуют информационные и телекоммуникационные процессы, которые являются основными жизнеутверждающими компонентами современного существования. Объектом воздействия информационных коммуникативных технологий (ИКТ) является человек и его профессиональная деятельность. В настоящее время ИКТ неотъемлемая часть профессиональной деятельности, что затрагивает цели и направления развития образования в целом. Информатизация способствует изменению структуры образования: его содержания, взаимоотношений участников, документов, регулирующих образовательный процесс, это вносит новые реалии в деятельность преподавателя высшей школы. Существующая модель университетского образования меняется, сохраняя преподавателя как транслятора знаний. Однако другим обстоятельством, является недостаточное владение информационными технологиями, далеко не все преподаватели увлечены инновациями. В создавшихся условиях формирование компьютерной и информационной грамотности в сфере использования новых технологий, необходимое условие дальнейшего образовательной эволюции. В 2015 году приказом Минтруда России утвержден профессиональный стандарт в соответствии, с которым для педагогических работников в сфере высшего образования, дополнительного профессионального образования (профессор, доцент, преподаватель, ассистент), обязательна профессиональная переподготовка. Именно безотлагательный характер требуемых изменений фокусирует внимание российской общественности на системе высшего образования, которое в последнее время интенсивно реформируется, сопровождаемое интересом исследователей к проблемам высшей школы [1, С. 113-119; 2, С. 16-20].

Закономерным следствием сложившейся ситуации является широкая разработанность различных аспектов непрерывного образования преподавателя высшей школы как субъекта педагогической деятельности [3]. При этом разработчиками учитывался зарубежный опыт, гармонизации системы образования, прежде всего, стран Европы, правительства которых в 1999 году подписали Болонскую декларацию (Совместная декларация министров образования Европы, г. Болонья). В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, что с одной стороны, предоставило новые возможности модернизации образования, с другой – породило изменения в системе повышения квалификации отечественных педагогов, которую уже нельзя рассматривать вне тенденций формирования мирового образовательного пространства. Для российских педагогов повышение квалификации понятие не новое, дополнительному профессиональному образования посвящена статья 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 76 Закона дополнительное профессиональное образование способствует профессиональному развитию человека, обеспечению соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Квалификация работника – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (ст. 2 Закона). При этом существует Программа повышения квалификации, она направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. А также Программа профессиональной переподготовки, которая в свою очередь направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Педагогическая категория непрерывного образования органически связана с понятиями «профессиональное самосознание», «творческое саморазвитие». Непрерывное образование в своей основе предполагает новые возможности для личности со сложившимися взглядами на свою профессиональную деятельность, сформировавшимися самосознанием и динамичным творческим саморазвитием. В оценке компетентности преподавателя вуза исследователи считают, что необходимо делать акцент, прежде всего, на активности личности, на готовности к постоянному профессионально-личностному росту, на сформированности его индивидуальной профессионально-личностной позиции [4, С. 40].

В настоящее время система дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы содержит институты, центры и факультеты подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов. В последние годы прослеживается тенденция увеличения их числа, номенклатуры направлений и контингента. Дополнительное профессиональное образование можно получить как очно, так и дистанционно. В России в настоящее время популярность дистанционного образования растет. Важной составляющей современного образования продолжает оставаться высокий профессионализм преподавателей, что представляет конкурентное преимущество в условиях возрастания рынка образовательных услуг [5, С. 197-200].

Таким образом, на наш взгляд основная цель непрерывного образования преподавателя высшей школы – это необходимостью реализации профессионально-педагогических функций в русле современных тенденций и технологий.

Список литературы

  1. Андреев А. Существовал ли «русский путь» развития университетов? / А. Андреев // Высшее образование в России. 2008, №7. – С. 113-119.
  2. Вербицкий А., Жукова И. Кросс-культурные контексты в контекстном обучении // Высшее образование в России. 2007. №4. – С. 16-20.
  3. Матушанский Г.У. Образовательные маршруты в системе непрерывного профессионального образования преподавателя высшей школы / Г. У. Матушанский, А. Г. Фролов, Э. М. Бурцева. – Казань: Казанский гос. энергетический ун-т, 2008. – 159 с.
  4. Сайфутдинова Г. Б. Педагогические условия формирования у будущих инженеров-энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социогуманитарного направления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11 (65). Ч. II. – С. 197-200.
  5. Сластенин В.А. Педагогическое образование: вызовы XXI века. – М.: Издательство «Ремдер», 2010. – 48 с.

Печать