УДК 364

Дистанционное обучение в отечественном высшем образовании

Козелков Олег Владимирович – заведующий кафедрой Приборостроения и мехатроники Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются основные особенности дистанционного обучения у студентов отечественных вузов. Анализируются специфические особенности современной отечественной образовательной системы и ее перспективы.

Ключевые слова: Дистанционное обучение, высшее образование, образовательные технологии.

Учебный процесс в современных вузах немыслим без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами информационных технологий и Интернета. Современная мировая модель образования формируется в первую очередь через дальнейшее развитие электронного обучения e-Learning (по определению специалистов ЮНЕЕСКО, это обучение с помощью интернета и мультимедиа). По Закону об образовании в РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ под электронным обучением понимается – организация образовательной деятельности с применением информационных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на отдалении) взаимодействии обучающихся и преподавателей. В последние десятилетия в России дистанционные образовательные технологии получили широкое применение. Министерство образования и науки РФ разработало специальное направление и научно-методическую программу на становление дистанционного образования. Дистанционное обучение получило широкое распространение с развитием компьютерных телекоммуникаций. Глобальная сеть Интернет используется в системе дистанционного обучения (СДО), и мотивирует обучающихся на постоянный диалог с преподавателем. При дистанционном обучении взаимодействие между студентом и преподавателем возникает через электронную почту, телеконференцию, диалоги в режиме онлайн и т.д., т.е. без обеспечения их непосредственной встречи и соответственно при самостоятельном освоение материала по выбранному курсу. В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых, нельзя получить дистанционный курс, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного очного обучения. Необходимо провести анализ формы дистанционного обучения, которая находится наиболее близко по характеристикам и некоторым организационным моментам к заочному обучению, и расширить её возможности. Исторически сложилось, что в России богатый опыт заочного обучения, возможности дистанционного обучения и заочного во многом совпадают. К возможностям СДО можно отнести необходимость постоянного доступа к источникам информации – компьютер и выход в Интернет. В Российских вузах часто применяют дистанционные технологии (ДОТ) в образовательном процессе заочной формы обучения и в смешанных (комбинированных). В практике используются две организационных формы в системе ДО: студенты лично получают задание, записанное на электронных носителях информации и студенты получают информацию с использованием электронной почты или сети Интернет. Важно, что использование информационных технологий предъявляет новые требования к профессиональным качествам преподавателей, что предусматривает не только овладение необходимыми знаниями, но и накопление личного опыта их практического применения [1, С. 197-200].

Процесс обучения с использованием смешанных ДОТ предусматривает самостоятельное изучение учебного материала под руководством преподавателя курса. В период самостоятельного изучения выбранных дисциплин обучающийся может консультироваться с преподавателями с использованием электронной почты, кроме того студенты получают организационно-методическую поддержку в использовании как сетевой, так и кейс-технологии при изучении дисциплин с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР). ЭОР – это совокупность программных средств, информационных, технических, нормативных и методических материалов, электронных изданий, аудио и видео, иллюстративные материалы и каталоги электронных библиотек в сети Интернет. ЭОР подразделяется на: мультимедийные, программные, изобразительные, аудио и текстовые продукты; электронные аналоги печатных изданий. В рамках учебного процесса ЭОР могут объединяться в электронный учебный курс – это тематически завершенный, структурированный преподавателем учебный материал, который через Интернет или на электронных носителях поставляется обучающемуся. ЭОР соответствует обычному курсу и содержит весь необходимый для самостоятельного обучения материал и тестовые задания для контроля полученных знаний по заданной теме [2].

Важно вести контроль процесса обучения, который включает автоматическое формирование ведомостей успеваемости, контроль посещаемости занятий (активности студента в системе), и возможность формирования графика продления сессии [1, С. 300-304]. Дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением ИКТ. Современное дистанционное обучение является одним из наиболее активно развивающихся направлений в образовании. Имеющиеся возможности аппаратно-программного обеспечения современных компьютеров и Web-серверов разрешают разрабатывать интерактивные программы для приобретения образования посредством глобальной сети. Базируясь на Интернет, дистанционное обучение расширяет свой потенциал и рассматривается как перспективная система обучения, выступающая как синтез технологий конкретного обучения, телевидения и международной сети Интернет. ДО не только способствует интенсификации распространения знаний для широкого круга потенциальных обучаемых, но и активно формирует рыночную среду обучения из потенциальных потребителей новых знаний и технологий [3, С. 27-28; 4, С. 70-83].

Таким образом, дистанционная форма обучения позволяет разнообразить учебные занятия, сделать их более познавательными и полезными, а также способствует массовому распространению образования, делая его доступным.

Список литературы

  1. Сайфутдинова Г. Б. Педагогические условия формирования у будущих инженеров-энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социогуманитарного направления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11 (65). Ч. II. С. 197-200.
  2. Волков А. Е., Ливанов Д. В., Фурсенко А. А. / Высшее образование: повестка 2008-2016 // Российское образование: тенденции и вызовы: сб. статей и аналитических докл. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. – 400 с.
  3. Горбунова В. А. Открытый городской форум «Современная модель информационного пространства образовательного учреждения» // Методист. 2009. № 9. – С. 27-28.
  4. Фрумин И. Д. Современные тенденции в политике информатизации образования / И. Д. Фрумин, К. Б. Васильев / Вопросы образования. 2005. № 3. – С. 70-83.

Интересная статья? Поделись ей с другими: