УДК 620.9

Современные информационные технологии как средство повышения эффективности образовательного пространства вуза

Юдина Наталья Анатольевна – кандидат химических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются методы обучения студентов вузов и их эффективность с использованием современных информационных технологий.

Ключевые слова: Интерактивное обучение, информационные технологии, молодёжная среда.

В ХХI веке цивилизация развивается по пути информационных технологий, с переходом на которые изменяются и требования не только к качеству, но и количеству усвоенных знаний. Современное общество ставит перед высшей школой задачу подготовки специалиста владеющего современными информационными технологиями. Решение данной задачи осуществляется через поиск методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности самореализации личности. В настоящее время научно-техническая революция выдвинула на передний план проблему внедрения информационных технологий в образовательный процесс. При этом компьютеризация процесса обучения сталкивается с рядом проблем, которые, с одной стороны, связаны с неиспользованными возможностями информационных технологий, а с другой - несоответствием структуры традиционных учебных курсов возможностям компьютера. Современное образование столкнулось с проблемой самообразования. Скорость в обучении не позволяет использовать традиционные формы изложения материала, и создает необходимость перехода к интенсивно-информационному обучению, это связано с неиспользованными возможностями информационных технологий и несоответствием структуры традиционных учебных курсов возможностям компьютера. Одним из инструментов решения данной проблемы является внедрение в образовательную среду современных программных средств обучения.

Нами были определены основные этапы разработки информационных интерактивных заданий для дисциплин социогуманитарного профиля. Для создания интерактивных заданий были проанализированы следующие социальные сервисы, которые можно интегрировать в образовательный портал интернет-сайта Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) (http://www.kgeu.ru/). В КГЭУ интернет-сайт активно используется как преподавателями, студентами, так и абитуриентами вуза. Портал открытого образования КГЭУ (http://lms.kgeu.ru/), который использует технологии электронной обучающей среды «Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда». Система MOODLE в вузе была внедрена в 2014 году. И портал открытой страницы (паблик) в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/ EconomicPlanetTatarstan). В рамках внеаудиторной работы преподаватели создали тематическую группу в социальной сети (https://vk.com/ekonomicplanettatarstan). Дополнительно с 2015 года преподаватели КГЭУ получили возможность расширить методику оценивания работы студентов с подключением к электронной базе бально-рейтинговой системы университета (ЭБ БРС КГЭУ). Можно выделить следующие преимущества информационных технологий использования сети: - привычная среда для студентов (знакомый Интерфейс и контент); - разнообразие форм коммуникации (форумы, группы, чаты). Информационные технологии обладают широкими возможностями, которые позволяют адаптировать их для учебных целей. Например, можно выкладывать учебные видеоролики, кинокартины, фотографии, документы, аудиозаписи. Комментарии в тематических группах в социальных сетях дают большие возможности совместной работы. Наибольшее количество функций предоставляет социальная сеть ВКонтакте. Согласно последним данным количество пользователей сетевых компьютерных технологий увеличилось в конце 2016 года до 93%. В «молодёжной аудитории» этот показатель сейчас составляет 99%, а среди россиян в возрасте 45-50 лет – 86%. В десятку крупнейших медиа-холдингов России по охвату аудитории вошли четыре интернет- компании: «ВКонтакте» (86%), «Одноклассники» (75%), Facebook (58%) и Google+ (31%) [1, С. 68-71]. Группы по интересам в социальных сетях – это действенный метод руководства внеаудиторной работой, студенты независимо устанавливают для себя режим подготовки творческих материалов (контент). Электронная база БРС КГЭУ доступна и преподавателям, и студентам через регистрацию в личном кабинете. Данная новинка предоставляет возможность преподавателям учитывать в БРС студента ка к учебную, так и внеучебную работу в течение семестра, поощряя студента дополнительными баллами. Использование электронной базы мотивирует студента быть активнее в период обучения, так как любая форма работы зачитывается при итоговой аттестации по курсу дисциплины [2, С. 183-189]. Кроме внутри вузовских сервисов, возможно, создавать интерактивные задания в сервисе Learningapps.org, который является приложением Web 2.0 для поддержки образовательных процессов в учебных заведениях разных типов. Для создания заданий по дисциплине «Экономика производства» выбрали сервис Learning.apps. У него понятный интерфейс, есть возможность работать на русском языке, а так же быстро и легко можно интегрировать в образовательный портал КГЭУ. Примеры интерактивных заданий, которые будут в нем выполнены: «Заполнить пропуски», «Заполнить таблицу», «Классификация», «Викторина с вводом текста» ‒ для темы «Основные понятия экономики производства. В результате ожидается, что интерактивные задания, разработанные с помощью специального программного обеспечения с учетом структуры конкретного занятия, позволят улучшить способ подачи материала, ускорить усвоение материала, отслеживать полученные знания, разнообразить методы контроля знаний, повысить интерес к дисциплине [3, С. 89-90; 4; 5].

Таким образом, умение студентов гуманитарных и технических специальностей эффективно использовать интерактивные технологии в учебном процессе – это залог их успеха в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, обучение работе с интерактивными технологиями – это важное направление в подготовке квалифицированных специалистов вузов.

Список литературы

  1. Гарова Н. Информационно-образовательные технологии в повышении качества обучения студентов вуза // Учитель. 2007. № 3. – С. 89-90.
  2. Матушанский Г.У. Образовательные маршруты в системе непрерывного профессионального образования преподавателя высшей школы / Г. У. Матушанский, А. Г. Фролов, Э. М. Бурцева. – Казань: Казанский гос. энергетический ун-т, 2008. – 159 с.
  3. Сластенин В.А. Педагогическое образование: вызовы XXI века. – М.: Издательство «Ремдер», 2010. – 48 с.
  4. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2020 года [Электронный ресурс] http://minsvyaz.ru/ru/documents/4084/ (Дата обращения: 25.02.2018).
  5. Обучение в течение всей жизни – есть ли такая концепция в России? [Электронный ресурс]: https://lifelonglearningrussia.wordpress.com (дата обращения: 28.02.2018).

Интересная статья? Поделись ей с другими: