УДК 338.24

Налоговое администрирование в системе экономических отношений

Турдалы Жулдыз Нуржанкызы – докторант PhD Университета Адам / БФЭА.

Аннотация: В статье определено место и обоснована роль налогового администрирования в системе экономических отношений. Исследована экономическая среда в рамках организации налогового администрирования. Установлено, что в современных условиях развития экономики налоговое администрирование выступает важнейшим регулятором экономических отношений и источником финансирования государственных программ развития.

Ключевые слова: Экономические отношения, налоговая система, налогообложение, администрирование, организационные отношения, налоговая культура, экономическая среда.

В условиях углубления экономических реформ роль налогового администрирования существенно возросла, видоизменилась и усложнилась.

Современные теории и практика не дают полного представления о налоговом администрировании как едином механизме реализации возложенных на государство функций посредством различных инструментов экономической политики. Это связано с тем, что в данной сфере переплетаются сложные и многообразные интересы всех участников экономических отношений. Причем формы и методы налогового администрирования применяются с учетом социальных и экономических реалий, а их трансформация, как правило, является результатом масштабных экономических исследований.

Определение места и роли налогового администрирования в системе экономических отношений обусловлена еще и тем, что данная категория не только финансовая, правовая и социальная, но прежде всего экономическая.

Не случайно учеными и практиками достаточно часто рассматривается взаимообусловленность таких категорий как: «экономические отношения – финансовые отношения – налоговые отношения»; «экономическая политика – финансовая политика – налоговая политика»; «экономическая система – финансовая система – налоговая система» [1, с.119].

От продуманности и адекватности налогового администрирования зависит эффективность деятельности основных звеньев экономики и удовлетворение потребностей государства и общества. Налоговое администрирование не только является потенциальным резервом для дальнейшего снижения налоговой нагрузки, но и необходимо в целях обеспечения равенства конкурентного режима для добросовестных налогоплательщиков. Снижение налогового бремени является важнейшим средством увеличения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и диверсификации экономики. Данная доктрина ведет к росту реального платежеспособного спроса населения и его расходов на приобретение товаров и услуг, к росту доходов предпринимателей, стимулирует инвестиции.

Налоговое администрирование опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействуют на производителей товаров, работ и услуг, уплачивающих налоги. Налоговые санкции в рамках налогового администрирования, с одной стороны, служат инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, а с другой стороны, косвенно нацеливают налогоплательщиков на использование более эффективных форм хозяйствования. Их действенность определяется эффективностью работы контролирующих налоговых органов. Кроме того, посредством установления размера уплачиваемых налогов, применения льгот и санкций государство в лице налоговых органов воздействует на экономическое поведение хозяйствующих субъектов, которые находятся под постоянным контролем налогового администрирования, стремясь создать равные условия всем участникам общественного воспроизводства [2, с.61].

Это позволяет сделать вывод о том, что налоговое администрирование отражает интересы как налогоплательщиков, так и государства. Данные интересы в целом совпадают и связаны с национальной и экономической безопасностью, экономическим ростом, обеспечением конкурентоспособности производства, ориентацией его на инвестиционно–инновационное развитие, обеспечивающее сокращение издержек производства и обращения товаров. В совокупности достижение баланса интересов позволяет укрепить экономическую мощь государства.

Но следует учесть и обратную сторону влияния налогового администрирования на систему экономических отношений, поскольку чрезмерное давление может привести к несостоятельности и банкротству хозяйствующих субъектов, что в свою очередь, сократит количество налогоплательщиков и уменьшит налогооблагаемую базу. В свою очередь, соразмерное использование государством механизмов налогового администрирования влияет на устойчивое развитие предпринимательства, стимулирует рост количества юридических и физических лиц. Это позитивно отражается на бюджетах всех уровней в части их наполняемости, и как следствие, повышается уровень экономического развития страны [3, с.257].

Методы налогового администрирования в системе экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования рыночной среды [4, с.61].

В конечном итоге, через уплаченные налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и благами необходимыми для их удовлетворения, обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств.

В рамках налогового администрирования доведение до сознания налогоплательщиков ценовой и обменной сущности уплаты налогов является одним из направлений формирования налоговой культуры. Налогоплательщики должны знать, что неуплата налогов равнозначна воровству, а представители государственной власти понимать, что величина установленных ими налогов должна хотя бы примерно соответствовать объему и качеству действительно оказанных услуг и экономическими отношениями уже нужно управлять рыночными методами.

Следует отметить, что налоговое администрирование необходимо рассматривать не только с фискальной позиции, но и стимулирующей, что является актуальным на современном этапе развитии экономики Республики Казахстан. Стимулирующая позиция налогового администрирования отражает ее особое значение в экономических отношениях, которая постоянно должна повышаться. Место и роль стимулирующего содержания налогового администрирования можно определить через связи с другими элементами экономических отношений, через совокупность мероприятий и методов их взаимодействия, направленных на совершенствование всего процесса общественного воспроизводства и укрепление экономической целостности государства.

Налоговое администрирование осуществляется в рамках определенной сложившейся и трансформируемой среды. Совокупность экономических отношений, возникающих в рамках установленных границ и правил формируют экономическую среду в налоговом администрировании (рис.1).

Примечание: составлено автором

Рисунок 1. Экономическая среда в налоговом администрировании.

Как видно, на рисунке 1 значение налогового администрирования в системе экономических отношений во многом определено структурой субъектов, объектов, целями, задачами, принципами их взаимодействия. Налоговое администрирование состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, каждый из которых может быть представлен в виде системы или подсистемы. Соответственно, налоговое администрирование можно отнести к сложной динамической системе, состоящей из управляющей (субъекта) и управляемой системы (объекта).

На основе проведенного исследования можно прийти к выводу, что отношения в налоговом администрировании складываются в организационном и экономическом направлении.

Экономические отношения опосредуют само движение денежных средств от налогоплательщика к государству, то есть в экономическом смысле они выражают собой взимание, уплату налога или исполнение налогового обязательства.

Организационные отношения возникают в связи с формированием и функционированием системы налоговых органов, их контрольной и иной деятельности, установлением и применением процедур государства в налоговой сфере.

Влияние налогового администрирования на экономические отношения очень весомо и определяет жизнеспособность многих сфер. Отсюда следует, что налоговое администрирование в системе экономических отношений будет играть положительную роль только тогда, когда она устойчива и постоянно развивается. Устойчивость означает прочность связей между процессами самого налогового администрирования, а также между всеми участниками экономических отношений. При нарушении устойчивости и при недостаточной развитости налоговое админи-стрирование может явиться угрозой экономической безопасности государства.

Не следует забывать, что в процессе организации налогового администрирования возможно столкновение интересов государства, налоговых органов и налогоплательщиков.

Приоритеты налогового администрирования в настоящее время обусловлены тем, что налоговое администрирование выступает в роли своеобразного посредника между налоговым законодательством и реальным восприятием налоговых норм со стороны субъектов этих отношений. Информация о наиболее проблемных зонах и несовершенствах проявляется именно на этапе организации налогового администрирования в процессе реализации его форм и методов, действий налоговых органов [5, с.478]. Это позволяет заключить, что необходимо развивать и совершенствовать те стороны налогового администрирования, которые могут способствовать взаимоувязке противоречивых интересов участников данного процесса и совершенствованию налогового законодательства в соответствии с имеющимися условиями институциональной среды.

Современный этап налогового администрирования в Республике Казахстан должен основываться на процессах гармонизации и демократизации экономических отношений, что предполагает активное участие налогоплательщиков в формировании нового типа отношений.

Таким образом, в развитии экономики налоговое администрирование сохраняет свое значение как важнейший регулятор экономических отношений и источник финансирования программ экономического и социального развития. Однако, когда в качестве приоритетного направления государства определяется необходимость стабилизации производства и возобновления экономического роста как основы повышения благосостояния населения и активизации социальной политики роль налогового администрирования не может ограничиваться мобилизацией необходимых финансовых средств для обеспечения пороговых значений основных социально–экономических показателей. Налоговое администрирование должно выступать в качестве экономического регулятора оптимальных пропорций общественного производства, структурной перестройки и стимулом развития «новой экономики». Такое превращение возможно, если принципы, методы и формы, направления налогового администрирования удается органически увязать с интересами различных субъектов экономических отношений.

Список литературы

  1. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: монография / И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванов, Б.Х. Алиев, М.К. Аристархова, ред.: И.А. Майбуров, ред.: Ю.Б. Иванов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 376 с.
  2. Калашникова И.В. Налоговый механизм и его влияние на экономику Российской Федерации / И.В. Калашникова, С.А. Малинин, С.В. Резвушкин // Инновационная наука.– 2015.– № 10–2.– С.59–63
  3. Хочуев В.А. Налоговое администрирование как особый инструмент обеспечения экономической безопасности [Текст] / В.А. Хочуев // Научные ведомости белгородского государственного университета, серия: история, политология, экономика, информатика. – Том. 56. – №9 – 2009. – С.254.–258
  4. Алиева Ж.М. Организация налогового администрирования и роль налоговых органов в экономическом развитии региона // Научный альманах.–2016. – №2–1(16), С.56–62
  5. Доштаева Е.Д. Методы эффективности налогообложения // Экономика и социум.– 2013. – №3(9).– С.478–483