УДК 372.874

Развитие ассоциативно-образного мышления подростков на занятиях изобразительной деятельностью в детской школе искусств

Мулызева Анна Борисовна – кандидат культурологии, магистрант кафедры Живописи и художественного образования Института изобразительного и декоративно-прикладного искусства Тольяттинского государственного университета; педагог дополнительного образования детской школы искусств № 11 г. Самары.

Аннотация: Важнейшей задачей подготовки начинающих художников, формированию их творческого восприятия, художественно-эстетического вкуса является развитие ассоциативно-образного мышления как одного из главных инструментов художественно-познавательной деятельности, позволяющего оценить и воспринять выразительные возможности изобразительного искусства, сформировать целостные представления о художественной культуре. В статье представлены основные этапы работы над эскизами к композиции по методу сравнений, ассоциаций и трансформаций, применяемому на занятиях изобразительной деятельностью в детской школе искусств №11 г. Самары.

Ключевые слова: Ассоциативно-образное мышление, познавательная активность, метод ассоциаций, сравнений и трансформаций, художественная деятельность.

На современном этапе становления общества, в век глобализации и информатизации, когда возрастает роль научно-технического прогресса, повышается значение умственного труда, одной из главных задач системы образования является развитие мыслительной деятельности учащихся. Сегодня в отечественной педагогике много внимания уделяется формированию рационального мышления школьников, а образному мышлению отводится, как правило, незначительная роль в учебном процессе. Однако огромное влияние на становление духовного развития личности человека оказывает именно образное мышление.

Воспитание ассоциативно-образного мышления – важнейший аспект повышения качества подготовки юного художника, так как позволяет средствами ассоциативных связей обогатить образную палитру произведения, глубже выразить художественные представления, шире раскрыть содержание изобразительного искусства, активизировать творческое воображение и фантазию детей. Ученые определяют ассоциативно-образное мышление как содержательный аспект художественного мышления, образующий интеграцию двух его типов – образного и ассоциативного [6]. А.В. Вырезкова полагает, что становление образного мышления и художественного воображения детей – одна из приоритетных задач обучения творческой личности, чутко реагирующей на внешнюю среду и получающей оттуда продуктивные образы [2]. Одно из наиболее точных определений ассоциативно-образного мышления, выражает И.Г. Дымова, считая это явление генетически обусловленным, универсальным механизмом «целостного восприятия и отражения объектов познания посредством художественных образов, связанных между собой по принципу ассоциирования (соотнесения, сопоставления, уподобления и пр.) и несущих определенную смысловую нагрузку в художественной системе произведения» [4, с.10]. Ассоциативно-образное мышление обладает своими внутренними характеристиками, которые обусловлены целым рядом причин. Справедливо утверждать, что мышление − процесс, направленный на решение различных задач и получение определенных ответов. Оно предполагает, по мнению В.В. Давыдова, «активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование и дополнение». [3, с. 137]. Образное мышление – одно из важных составляющих разума человека искусства – художника, архитектора, дизайнера, и т. д., позволяющее ему творчески мыслить и проводить абстрагирование. Необходимо развивать такое мышление средствами различных художественно-практических методов.

Один из методов, применяемых в педагогической практике – метод ассоциаций, сравнений и трансформаций. В широком смысле слова, ассоциация – это образ, возникающий в сознании людей в период воздействия какого-либо внешнего раздражителя – звука, запаха, мелодии и т.д.. В памяти художника ассоциативные образы формируются в течение всей его жизни, помогая решать многие поставленные задачи. Метод ассоциаций, сравнений и трансформаций нацелен на поиск различных сюжетов, имеющих отношение к теме произведения.

При обучении изобразительной деятельности детей в качестве исходных данных выступает определенное задание, предложенное педагогом, которое должно обрести художественно-образную форму выражения. Это требует от учеников анализа составляющих такое задание элементов, их преобразование и дополнение, наделение смысловыми характеристиками и интеграцию предложенных и вновь привнесённых компонентов в единство образа. Подростки с интересом воспринимают эту работу, так как детей этого возраста отличает гибкость мышления и легкость ассоциирования. Следует учитывать, что ассоциативность – мощный катализатор поиска новых образов, идей и смыслов. Образность и ассоциативность мышления позволяют достичь единства разнородных компонентов и целостность внешней формы, которую обретает конечный продукт изобразительной деятельности учащихся. Цель данного исследования – разработать методы развития ассоциативно-образного мышления в процессе обучения юных художников детской школы искусств.

Занятия изобразительной деятельностью активно воздействуют на подростков, дают им чёткое представление о комплексной системе взаимодействия искусства и окружающей жизни. Учебный процесс сочетается с серьёзной мыслительной деятельностью, творческим поиском. В нём применяются инновационные подходы: метод проектов, индивидуальная самостоятельная работа, метод сравнений, образных ассоциаций, и т.д. Основа таких занятий – воспитание у детей художественной культуры средствами художественно-эстетического познания (изучение окружающего мира через переживание, художественное восприятие, ассоциативно-образное мышление, анализ произведений искусства).

Подросткам предлагается выполнить композицию с фантастическими архитектурными объектами, для создания которой необходимо освоить новые методы и приёмы. Большой интерес для ребят представляют собой задания на ассоциации, сравнения и трансформации природных форм при создании эскизов к такой композиции. Во время творческой деятельности при реализации художественного замысла возникают различные ассоциации, связанные с получением новых образов и мотивов. Великое многообразие живой и неживой природы представляет неиссякаемый источник вдохновения для человека-творца. Только исследуя природу, люди познают ее совершенство. Основателем, так называемого, бионического стиля в архитектуре и использования природных форм в строительстве стал Антонио Гауди. Шедевры великого мастера дали толчок к развитию подобного направления. Справедливо утверждение О.В. Воличенко, что «в архитектуре имитировались не только закономерности космологического мироустройства, находившие выражение в отвлеченных геометрических формах, но копировались и внешние природные формы, главным образом с изобразительно-декоративными целями» [1]. Подбор материала, увиденных или неожиданно всплывших в сознании художника образов в период осмысления и разработки эскизов, способен подтолкнуть к нестандартным решениям. [5,с. 128].

Для примера можно проследить стадии работы над эскизами природных форм и их графическую трансформацию в архитектурные объекты на изобразительном отделении в детской школе искусств №11 г. Самары. В эксперименте приняла участие группа из 10 человек в возрасте 13-14 лет. Рассмотрим поэтапный процесс трансформации природного источника в архитектурный объект на основе метода сравнений, ассоциаций и трансформаций:

  • Первый этап. Выбираются необходимые, наиболее интересные, по мнению автора будущей композиции, первоисточники – природные формы. Учащиеся, работая с природными формами, выявляют их характерные особенности: пластическую организацию, ритмическое построение, узоры источника, фактуру поверхности формы, эмоциональное воздействие природной формы на зрителя, колористическую гамму. После тщательного подбора материала делаются зарисовки различными художественными материалами с применением классических и необычных изобразительных техник, среди которых – монотипия, граттаж, масляные пастельные мелки, акварель и т.д. Дети создают несколько вариантов зарисовок природных форм. Затем начинается продумывание эскизов, выражающих движение мысли от замысла к исполнению.
  • Второй этап. Прорисовка эскизов, в которых декоративная переработка природных объектов заключаются в следующем: постепенно утрируется и обобщается форма, выявляются детали, определяется и конкретизируется контур, добавляется рисунок орнамента, объемная форма трансформируется в плоскостную, изменяется её конструктивное решение, выполняются различные по цветовой гамме эскизы на один сюжет и т.д. Главное помнить, что мотивы природы нельзя копировать, они трансформируются в соответствии с ассоциативными образами, которые появляются у юных художников и трактуются абстрактно. Однако в эскизах, созданных по ассоциациям с природными объектами, должна прослеживаться аналогия с первоисточником. В конце второго этапа проходит просмотр работ учащихся, их произведения анализируются и обсуждаются в коллективе. Педагог в качестве тьютора направляет учеников, разъясняет недочёты и ошибки.
  • Третий, завершающий этап. Эскизы, выполненные на предыдущем этапе, совершенствуются, природные формы в них трансформируются в обобщенные стилизованные художественные образы. Художественно-творческая деятельность продвигается в направлении конкретизации замысла и идеи композиции, её содержательного наполнения. Произведения учеников прорабатываются и детализируются, достигают определённой стадии законченности, ведь наличие грамотно выполненного эскиза – это половина сделанной работы. Главная задача третьего этапа – сохранить образно-ассоциативные связи с природным первоисточником вдохновения. После выполнения эскизов все работы учеников размещаются на выставку для презентации и обсуждения, при этом юные художники должны обосновать художественно-образную концепцию своих произведений.

Резюмируя всё вышесказанное, можно сделать вывод, что метод образных ассоциаций, сравнений и трансформаций – одна из важных ступеней обучения подростков. Ассоциативно-образное мышление способствует созданию целостного произведения, гармонии форм живой природы и архитектуры. Используя этот метод, можно вести поиск новых замыслов и сюжетов в определённых условиях с учетом доступных средств и материалов и остановиться в будущем на одной из идей. Формирование образного мышления на начальном этапе обучения изобразительной деятельности поможет ученикам намного эффективнее находить более интересные композиционные решения.

Список литературы

  1. Воличенко О.В. Взаимное тяготение и противоречие природных и архитектурных форм (эволюционный аспект) // Архитектон: известия вузов. №35, 2011 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://archvuz.ru/2011_3/6 (дата обращения: 25.03.2018)
  2. Вырезкова А. В. Сравнение метода ассоциации и бионического метода в проектировании // Строительство и архитектура. Архитектурные решения объектов строительства и реконструкции. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_KAND_2016/Stroitelstvo/1_206298.doc.htm. (дата обращения: 05.03.2018)
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  4. Дымова В.В. Развитие ассоциативно-образного мышления студентов музыкальных училищ в процессе музыкальной подготовки : автореф. … канд. пед. наук. Челябинск, 2003. 22 с.
  5. Левин И.Л. Выполнение ассоциативных архитектурно-графических композиций в контексте креативной парадигмы образования // Педагогика искусства. Институт художественного образования и культурологи, РАО (Москва). – 2014. С. 127-135.
  6. Цыннова В.В. Ассоциативно-образное мышление как творческий компонент профессиональной деятельности специалистов художественно-графического профиля // Грани познания: электронный научно-образовательный научно-образовательный журнал ВГСПУ. – 2012. – № 5 (19). С. 8-11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grani.vspu.ru/files/publics/1355994207.pdf (дата обращения: 27.03.2018).

Интересная статья? Поделись ей с другими: