gototopgototop

УДК 159.922

Комплекс чувств человека, испытываемых в детстве

Овдун Дмитрий Александрович – студент Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Федосеенков Александр Владимирович – кандидат философских наук, доцент кафедры Философии и социально-гуманитарных наук Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается процесс чувственного развития человека ребенка с рождения и до юношеских лет. Описаны самые первые чувства, которые испытывает малыш при рождении, затем возраст до года, от трех до семи лет и младший школьный возраст. Сделаны выводы о влиянии окружающего мира на развитие и становление малыша.

Ключевые слова: Чувства, ребенок, любовь, семья, общество.

Чувствами называются эмоциональные процессы, возникающие в результате взаимодействия с окружающим миром. Духовный мир ребенка формируется еще в утробе матери. Он чувствует, в каком она сегодня настроении, радостна или расстроена, спокойна или переживает. Более того, ребенок очень четко распознает все эмоции матери, и в дальнейшем будет копировать их через своё поведение. Именно поэтому в стрессовых ситуациях будущим мамам советуют класть руку на живот и разговаривать с малышом, чтобы предотвратить чувство страха и беспокойства у него [1].

Первые сильные эмоции человек испытывает при рождении. Если их сравнить с эмоциями взрослого, то это похоже на землетрясение или пожар. Особенно это касается малышей, появившихся на свет путем естественных родов. Для них это первый урок взаимодействия с окружающим миром. Затем ребенка прикладывают к материнской груди, чтобы он успокоился и мирно уснул [1,2]. В таком случае он испытает тепло, радость и удовлетворение.

Далее ребенок растет и развивается, круг его интересов становится шире, появляются новые чувства. Кроха испытывает радость при виде мамы или услышав ее голос, она вселяет в него чувство уверенности и безопасности. Малыши используют плач, если их что-то беспокоит или они хотят привлечь внимание взрослых. Если ребенку не хватает родительского внимания и любви, то после года такие капризы могут переходить в целые истерики. В этом возрасте им особо важен тесный эмоциональный контакт с обоими родителями, важно чувствовать себя любимым. Поэтому истерики являются своеобразной психологической защитой [1,3].

В период от 3 до 7 лет для маленького человека открывается целый мир чувств и эмоций. Дети как губки впитывают поведение своих родителей и тут же транслируют его обратно. Они отлично понимают, что именно влияет на родителей, что их впечатляет, заставляет ими восхищаться. Если взрослые на этом этапе не будут обращать на ребенка никакого внимания, то у него могут развиваться отрицательные эмоции: страхи, усталость, апатия, отчаяние, стеснительность, скука и др. Появлению таких эмоций способствует отсутствие положительных [4]. Ребенку необходимо испытывать радость, восторг и удовольствие, чтобы вырасти эмоционально здоровым.

Чувства и эмоции ребенка являются результатом общения с социумом. Малыш быстрее всего учится тому, что позволяет манипулировать родителями и близкими, не различая плохое и хорошее. Очень хорошо в детях развиваются чувства любви, патриотизма, благодарности, дружбы, привязанности. Благодаря общению с другими людьми, ребенок испытывает чувства восхищения, печали, зависти, гордости, а также формируется воля. Как отмечают некоторые психологи, в школьном возрасте у ребенка формируется шаблонность [5]. Она является следствием отношений в семье, воспитания, примера самих родителей. Если кто-то из близких постоянно жалуется на работу, коллег, определенную несправедливость, то и дети в итоге будут завистливыми, капризными и недовольными. Если же взрослые радуются успехам своего ребенка, умеют восхищаться простым вещам, то и сам малыш будет расти с благоприятным позитивным настроем [4-6].

Особое внимание хочется уделить такому аспекту, как физические наказания. Очень часто они не показывают той эффективности, которую от них ожидают. Если ребенок испытывает физическую боль, то у него возникает злоба, обида и чувство мести. Он боится наказания за свои плохие поступки, стараясь их скрыть. Из-за этого многие дети начинают врать взрослым. Если к таким наказаниям прибегают всё чаще, то у ребенка не только появляется чувство тревоги, но теряется авторитет взрослого. Последствиями могут быть заболевания не только нервной системы, но и аллергия, заикание, головные боли. Обида на родителей может жить в человеке всю оставшуюся жизнь [7].

В нашем обществе участились случаи развода. Довольно часто дети воспринимают это как трагедию и рухнувшие надежды. В дошкольном возрасте они часто считают, что виноваты в этом они. Тогда малыш становится замкнутым, тревожным, неуверенным в себе [8]. Идеальным вариантом будет развод без громких скандалов в присутствии ребенка и возможность в дальнейшем видеться с обоими родителями. Бывают случаи, когда ребенок выплескивает свою злобу на родителя, с которым он остался, сам того не желая. Важно, чтобы ребенок мог с кем-то поделиться своими переживаниями, чтобы его поняли и услышали. В противном же случае это может привести к замкнутости, депрессии и чувству безысходности [9].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что самым главным условием для воспитания духовно здорового ребенка является постоянная забота, внимание и любовь со стороны родителей и близких. Лишь создав приятный микроклимат в семье, можно вырастить доброго, отзывчивого и любящего человека.

Список литературы

  1. Колмановский А.Э., Сиромаха О.В. Dнимание к чувствам ребенка как средство воспитания творческой личности // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. –№ 3-5. – С. 53-58.
  2. Менчинская Н.А. Развитие чувств у ребенка // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 5. – С. 8-14.
  3. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. Пособие // Ростов н/Д, РГСУ. – 2005. – 60 с.
  4. Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности «калифорнийской идеологии»//Интернет-журнал «Науковедение». – 2012. – №4 – С. 216
  5. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект // автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  6. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация // Строительство - 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
  7. Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2015. – Т. 33. – № 14 (211). – С. 28-33.
  8. Федосеенков А.В. Философия и сказка // Сборник научных трудов. – 2015.
  9. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности // Ростов-на-Дону. – 2014. – С. 138.

Печать