gototopgototop

УДК 339.31

Инновации в сфере транспорта

Фам Минь Чи – магистрант факультета Дорожного транспорта Вьетнамской народной полицейской академии.

Чан Ван Выонг – магистрант факультета Дорожного транспорта Вьетнамской народной полицейской академии.

Хоанг Тхи Бич – магистрант факультета Дорожного транспорта Вьетнамской народной полицейской академии.

Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие инновации, в том числе на транспорте; оценена роль государства в поддержке инновационной деятельности в сфере транспорта; определена классификация проблем в сфере транспорта, рассмотрены инновационные решения в сфере общественного транспорта России; выявлены основные инновационные идеи в сфере транспорта, которые в ближайшем будущем найдут свое отражение при реальном использовании транспорта; также рассмотрены некоторые инновационные решения в сфере грузоперевозок, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Ключевые слова: Инновации, транспорт, экологический эффект, мобильное приложение, инновационные решения, сотрудничество, электробусы, инвестиции, прибыль.

Введение

Эффективность национальной экономики, экономический рост, устойчивость развития вертикально - интегрированных систем, территориальных комплексов и внешнеэкономической деятельности во многом определяется функционированием транспорта.

С одной стороны, эта отрасль отражает уровень развития национальной экономики и ее конкурентоспособность, а с другой – уровень экономической безопасности страны.

Вопросам изучения инновационных процессов посвящены работы уче­ных: В.М.Аньшина, И.В.Афонина, И.Т.Балабанова, А.В.Васильева, В.М.Власовой, А.И.Гаврилова, А.Г.Городнова, Е.А.Горбашко, В.Я.Горфинкеля, Д.А.Ендовицкого, И.В.Журавковой, П.Н.Завлина, А.Е.Карлика, В.М.Коновалова, Г.Д.Ковалева, Э.И.Крылова, С.Н.Коменденко, Н.П.Масленниковой, Ю.П.Морозова, В.Г.Медынского, Л.Н.Оголевой, Л.Г.Скамай, А.Б.Титова, Т.Н.Трифиловой, С.А.Филина, Р.А.Фатхутдинова, В.А.Швандара, В.Е.Шукшунова и других.

Основные проблемные моменты процесса внедрения инноваций в сфере транспорта были предметом изучения многих ученых, в том числе Лужновой Н. В., Карелина Н. В., Сураевой М.О.. Ими изучалось понятие и классификация инноваций, определялись основные направления внедрения инноваций на предприятиях транспорта, обосновывалась важность маркетинговых инноваций в повышении эффективности деятельности предприятий транспорта.

Целью настоящей статьи является определение основных инновационных аспектов в сфере различных видов транспорта и определение их роли для развития государства.

Итак, инновация - это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный результат. Инновация представляет собой использование научных достижений с целью получения экономического, социального или экологического эффекта.

Инновации - это внедренные новшества, обладающие рядом полезных свойств, которые обеспечат высокую эффективность результатов в различных сферах деятельности [2].

В настоящее время активно продвигаются инновационные решения и достижения в области обслуживания и эксплуатации транспорта, оригинальные инфраструктурные и технические разработки, направленные на совершенствование пассажирских перевозок.

Министерство транспорта Российской Федерации поддерживает инициативы, направленные на укрепление дальнейшего взаимного сотрудничества, развитие транспортных коридоров, инновационных контейнерных и высокоскоростных сообщений, создание эффективных и оперативных логистических систем [5].

Всё это, в итоге, будет способствовать повышению конкурентоспособности российской транспортной системы на региональных и мировых транспортных рынках, а также активной реализации новых инициатив и проектов, поддержанных на самом высоком государственном и международном уровне.

Сферой внедрения инноваций может быть общественный транспорт - одна из важнейших экономических отраслей.

К одному из новшеств на транспорте можно отнести электробусы, которые в ближайшее время планируется запустить в столице нашего государства.

Электробусы в России – транспорт, относящийся пока к категории экзотики. Массовому внедрению этой эко техники препятствуют стартовые расходы и срок окупаемости оборудования, который значительно выше по сравнению с традиционными автобусами. Все это дополняется сложной экономической ситуацией в стране.

Первый российский электробус появился в начале прошлого века. Омнибусы, созданные по проекту инженера Романова, развозили жителей Санкт-Петербурга по десятку маршрутов. В дальнейшем, популярность этого направления сошла на нет, основными видами общественного транспорта на долгие десятилетия стали троллейбусы, автобусы и трамваи [7].

Очередной виток интереса к машинам с электродвигателем случился в начале века нынешнего. Экологическое состояние планеты, наконец, заставило мировую общественность обратить на эти вопросы серьезное внимание. Не остались в стороне от процесса и российские власти. Пионером класса электробусов в России стала модель НефАЗ-52992, выпущенная в 2012 году. За пять лет эксплуатации оборудования оно вполне доказало свою эффективность.

Сегодня электробусы используются в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске.

Станет ли машина, функционирующая за счет батарей, одним из основных видов общественного транспорта в нашей стране, наверняка сказать не может никто. Прошли только тестовые испытания оборудования. Пока неизвестны эксплуатационные характеристики техники, затраты на обслуживание и ремонт. Эти данные будут доступны только через несколько лет испытаний. Кроме того, российский электробус должен доказать свою эффективность в регионах с разными климатическими условиями.

Специалисты считают, что серьезной помехой развитию отрасли станет высокая цена ключевых комплектующих. Например, замена литий-ионного аккумулятора может потребоваться уже через пару лет пользования, а эти расходы несопоставимы даже с капитальным ремонтом автобуса. Несмотря на экономичность эксплуатации, процесс окупаемости затянется надолго.

Что касается экологии, то практика показывает, что эти вопросы выходят на первый план только в чрезвычайных ситуациях. Решение о массовом внедрении техники, безопасной для окружающей среды, может быть принято лишь в случае существенного улучшения экономической ситуации в стране или резкого снижения цен на этот продукт на мировых рынках.

Еще одной инновацией в сфере транспорта можно считать инновационное мобильное приложение «Ситикард», работающее с несколькими виртуальными транспортными картами, размещенными на NFC сим-карте и позволяющими оплачивать проезд мобильным телефоном.

Введенный способ оплаты дает целый ряд преимуществ пассажирам. Можно пользоваться той же картой, которой оплачиваются ежедневные покупки; нет необходимости каждый раз искать наличные для оплаты проезда или испытывать затруднения, когда у кондуктора нет сдачи. Гостям любого города также удобно пользоваться новой для них инфраструктурой: они просто оплачивают проезд бесконтактной банковской картой. Кроме того, при оплате банковской картой можно сэкономить: стоимость одной поездки дешевле, чем при оплате наличными.

Банковские карты все активнее вытесняют из обращения наличные деньги. Вместе с тем, их функционал и сфера применения с каждым годом расширяется. Использование банковской карты для оплаты проезда – это удобное, экономичное и универсальное решение.

Инновацией можно считать и мобильное приложение транспортной карты, которое в том числе позволяет записать в смартфон транспортную карту любого региона, удаленно пополнять ее баланс, отслеживать баланс карты, историю операций пополнения карты и следить за количеством совершенных поездок.

Приложение «Транспортная карта» – это удобный инструмент получения оперативной справочной информации, касающейся используемых транспортных карт и (или) специальных видов транспортной карты (социальная карта, карта школьника, карта студента и т.д.). С помощью данного приложения доступны такие данные, как текущий баланс, срок действия, история пополнений и поездок.

Основными инновационными идеями в сфере транспорта можно считать следующие:

Во-первых, проект по улучшению существующей системы навигации в метро. По указанному проекту текстовые указатели в метро должны быть заменены на цветные. Кроме того, проект предполагает запуск мобильного приложения и размещение на станциях метро устройств, считывающих специальные метки. При составлении маршрута пассажиры должны указать в приложении начальную и конечную точку поездки, а на пересадочных станциях прикладывать смартфоны или планшеты к специальным считывателям. После этого приложение будет цветом подсказывать, как перейти на нужную станцию другой линии метро.

Кроме того, в проекте планируется расширить функционал мобильного приложения «Метро Москвы» за счет добавления функции обратной связи между пассажирами и сотрудниками метрополитена. Рассматривается возможность геймефицировать мобильное приложение: добавить квесты и задания для пассажиров, за выполнение которых они будут получать скидки на проезд, эксклюзивную сувенирную продукцию и другие интересные призы.

Данную инновацию в случае ее одобрения можно в дальнейшем использовать во всех метрополитенах страны.

Также сегодня в проекте имеется идея, суть которой заключается в создании чат-бота, который может быть интегрирован в социальные сети и в приложение «Метро Москвы». Одной из основных функций чат-бота станет помощь в составлении маршрута таким образом, чтобы пользователь мог избежать наиболее загруженных точек метро. Предложенные маршруты можно будет сохранить в приложении, так они будут доступны даже без подключения к интернету.

Также активно внедряются инновации и в другие отрасли транспорта, например, грузоперевозки.

На сегодняшний день онлайн сервис iSales-это самый удобный способ заказа контейнерной перевозки в России. Факт постоянно растущего числа заказов онлайн это подтверждает. На сегодняшний день в iSales зарегистрировано более 7000 пользователей, и их число ежедневно растет.

Сама революционность этой идеи состояла в том, чтобы клиент не просто самостоятельно заказывал перевозку, но и управлял ею. С помощью платформы iSales абсолютно любой человек, даже не связанный по роду своей профессиональной деятельности с транспортом вообще, может самостоятельно рассчитать стоимость и заказать перевозку груза в контейнерах. И всё это - онлайн, с любого устройства, подключённого к интернету. Оплата за перевозку также доступна онлайн.

С 2017 года появилась и мобильная версия iSales, теперь приложение доступно для смартфонов на платформах iOS и Android. Выпуск мобильного приложения для платформы Windows Mobile запланировано на 2018 год.

Всё это сделано для удобства клиентов: теперь информацию о передвижении контейнера, о его прибытии или задержках можно получать непосредственно на любимый гаджет - смартфон, планшет или смарт - часы. С 2017 года в iSales появилась возможность отслеживать груз прямо по карте.

В пределах 2018 планируется запустить полное информирование клиента о статусе заказа. В случае, если в процессе выполнения заказа возникли какие-то задержки, в том числе и по вине клиента (например, нужна какая-то дополнительная информация на таможне), то система незамедлительно будет об этом уведомлять. Будут показываться задержки в пути [3].

Особе внимание необходимо уделить инновациям в сфере железнодорожного транспорта. Примером таких нововведений можно считать высокоскоростные магистрали.

Для Российской Федерации с ее огромными территориями роль высокоскоростных магистралей (ВСМ) трудно переоценить, так как они, с одной стороны, в полном объеме отвечают требованиям современной глобальной экономики, а с другой - ведут к положительным эффектам масштаба и росту региональных экономик [1].

В настоящее время самой прибыльной системой ВСМ в мире является японская система. Она ежегодно дает экономию времени в пути порядка 400 млн часов, что соответствует 500 млрд йен. За последние 47 лет на высокоскоростных магистралях Японии не было ни одной аварии, а максимальные задержки составили всего 41 секунду [8].

Инновациями в сфере автомобильного транспорта можно считать использование экосистемы «Интернет вещей» (Internet of Things, IoT) для сбора, передачи и формирования данных о состоянии автомобильных шин, эксплуатируемых на транспортных средствах, в реальном времени как на смартфоны или бортовые компьютеры владельцев транспортных средств, так и в централизованные облачные ресурсы ГИБДД с целью выявления несоответствия режимов эксплуатации автомобильных шин и оперативного принятия мер по устранению дорожно-транспортных происшествий.

Транспорт и производство остаются лидирующими отраслями по инвестициям в Интернет вещей благодаря большому количеству установленных конечных устройств и востребованности решений по управлению транспортными средствами, мониторингу транспорта и управлению производственными активами [4].

Внедрение и продвижение вышеуказанных инноваций в сфере транспорта возможны благодаря повышению эффективности общественного производства, нормальному функционированию экономики.

Результатами их внедрения будут обеспечение базовых условий жизни и деятельности всего общества, рациональное распределение по территории страны производственных сил, сельского хозяйства, торговли и других отраслей хозяйства.

Выводы:

Таким образом, в результате изучения инноваций в сфере транспорта определены ее основные характеристики, выявлены некоторые примеры и определена их роль и значение в развитии государства.

Инновации целесообразно использовать в транспортной сфере в таких направлениях, как:

  • разработка транспортных средств (приводных систем, материалов, дизайна и т.д.);
  • создание и развитие инфраструктуры (строительство новых дорожных сетей, оптимизация пропускной способности дорог, а также использование передовых информационных и коммуникационных технологий и т.д.);
  • реализация транспортных услуг;
  • развитие рационального хозяйствования в результате лучшего планирования использования транспортных средств, улучшения доступа к информации (что крайне актуально, в первую очередь, для городской среды), а также повышения эффективности перевозок (при необходимости за счет использования разного вида транспорта).

Список литературы

  1. Инновационный транспортно-логистический проект «ВСМ Екатеринбург - Челябинск»: агломерационные риски и эффекты: Журнал «Инновационный транспорт», выпуск № 4 (26) – 2017 – с. 3-6
  2. Лужнова Н. В., Карелин Н. В. К вопросу о внедрении инноваций в сфере общественного пассажирского транспорта // Молодой ученый. - 2016. - № 7. - С. 887-890.
  3. Онлайн сервис iSales расширяет функционал: Научно-технический журнал «Инновации транспорта», выпуск № 2 (28) – 2017 – с. 33-36
  4. Расходы на интернет вещей в РФ вырастут до 9 млрд. // Вести экономика. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/91471.
  5. СНГ - пространство для развития экономического и делового взаимодействия: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tass.ru/pmef-2017/articles/4291664.
  6. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2012. - 448 с.
  7. Электробусы в России: новости производства: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://delonovosti.ru/business/3861-elektrobusy-v-rossii.html.
  8. Why high speed rail? // Gridlines. - 2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.pwc.com/structure.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк