Пространственная модель современного города

Сокович Неманя – студент магистратуры кафедры Архитектуры и градостроительства Инженерного факультета Российского университет дружбы народов.

Афшар Нима – студент магистратуры кафедры Архитектуры и градостроительства Инженерного факультета Российского университет дружбы народов.

Аннотация: В статье анализируются проблемы и принципы процесса строительства современных городов, учитывая экономические развития.

Ключевые слова: Город, комфорт, инфраструктура, городская среда.

В мире третьего тысячелетия практически во всех городах все более актуальными становятся задачи создания максимально комфортной инфраструктурной и экономической среды, потому что города участвуют в глобальной конкуренции, за людей, за наиболее квалифицированные и креативные кадры. Следовательно, необходимо регулирование пространственного и социально-экономического развития городов и агломераций и в условиях структурных изменений посткризисной экономики с учетом возрастающей конкуренции между городами.

Как показывает отечественная и мировая практика управление городами относится к сфере исключительной компетенции органов государственной и муниципальной власти и представляет собой проблему в разной степени характерную для всех городов мира.

Следовательно, все более актуальными перед властями города становятся задачи комплексного пространственного анализа городской среды, экономической структуры, транспортной и социальной инфраструктуры, результаты которого должны учитываться при стратегическом и пространственном планировании городского развития.

Пространственная модель современного города должна строиться исходя из принципа полицентричности, который определяет конкурентоспособность города и его устройства характерного для ХХI века. Эта основа его модели в пространстве обеспечивает пространственное «расширение» города. На практике можно видеть, как в Новой Москве формируются перспективные социальные и экономические оазисы, создающие новые рабочие места и разгружающие столицу нашей Родины Город Герой Москву. Это стало возможным благодаря основной полицентричной модели развития столицы России, предполагающей интенсивное развитие ее окраин. Также сегодня происходит создание новых городов-спутников обеспечивающих все возможности расширения границ мегаполиса. Таким образом, существует ряд очевидных аргументов, которые служат обоснованием определенной стратегии пространственного развития крупного города, направленной на

снижение территориальных диспропорций и на формирование полицентричной модели городского развития.

Чтобы обеспечить одновременное соответствие принципу полицентричности и принципу эффективности инвестиций, которые более эффективны в случае действия агломерационных эффектов, целесообразно уделять особое внимание развитию и повышению конкурентоспособности нестоличных городов и агломераций.

Второй исходный пункт заключается в концепции современного комфортного города, что предполагает равнозначный доступ жителей города к инфраструктуре и преимуществам инженерного благоустройства. Примером комплексного подхода к созданию комфортной городской среды является город Чебоксары, который, по мнению экспертов, является в настоящее время планируемым на основе многофункционального развития социально активных территорий. Микрорайоны в городе проектируются для многофункционального обеспечения жителей в радиусе пешеходной доступности до: магазинов, парков, библиотек, учреждений развлечения, отделов полиции и.т.д., что дает возможность жителям без использования транспорта и передвижений на длительные дистанции жить в комфортном окружении. При расположении объектов обслуживания и мест приложения труда на расстоянии пешеходной доступности улицы становятся социальными пространствами, а не только традиционными направлениями движений людей и товаров.

Можно констатировать, что пространственная модель современного города тесно связана c понятием «качество жизни». Это проявляется в возможности жителей использовать преимущества урбанизированной территории, а жизнеспособность города во многом зависит от возможности граждан участвовать в принятии тех или иных планировочных решений.

Пространственная модель современного города учитывает материальный фактор, который является определяющим моментом в скорости экономического роста города. Важным является количество и качество капитала вложенного в развитие городского пространства.

Концепция территориального капитала предполагает, что одинаковые инвестиции в разных регионах приведут к разным результатам, как на городском уровне, так и на уровне государства. Конкурентоспособность, достигнутая благодаря особенностям оптимально выбранной для развития пространственной модели современного города, эффективности инфраструктуры и услуг, приносит пользу всей местной экономике.

Полицентричная модель города обеспечивает ряд положительных эффектов. Происходит эффект выравнивания цен на офисные помещения, жилье и арендные ставки сдаваемых помещении, что снижает издержки малого бизнеса. Помимо этого повышается общий уровень и культура потребления населением тех или иных услуг и товаров, повышается конкуренция территорий внутри города. Это влечет за собой более тесное сотрудничество бизнеса и местных органов власти, заинтересованных в более эффективном совместном развитии собственных территорий, что может выражаться в различных сферах и общем уровне благоустройства территории. Все это ведет к увеличению эффективности малого и среднего бизнеса, особенно, ориентированного на конечного потребителя.

Полицентричное развитие городской среды препятствует возникновению экономически отсталых, и как следствие, социально и экономически депрессивных территорий. Модель полицентричного развития города подразумевает создание достаточного количества мест приложения труда в непосредственной близости от жителей территории, а так же создание всей необходимой социальной инфраструктуры, инфраструктуры бытового комфорта и досуга в пешеходной доступности или в пределах транспортного района (для крупных объектов инфраструктуры). Данная модель положительно влияет на общий показатель комфорта города для жителей и потенциальных мигрантов, в таких аспектах, как экология городской среды, уровень загруженности транспортной инфраструктуры, уровень и степень развития общественного транспорта, степень развития социальной инфраструктуры, тесное взаимодействие бизнеса и местных властей, общественная безопасность и общий уровень культуры жителей города.

По материалам статьи можно сделать вывод, что при формировании пространственной модели современного города необходимо

придерживаться важного принципа пространственной стратегии, а именно принципа полицентричности на всех уровнях планирования и организации его развития. Необходимо отметить, что при стратегическом и градостроительном планировании крупного города, являющегося центром агломерации, необходимо предусмотреть преобразование пространственной модели города в направлении полицентричности. Это способствует повышению конкурентоспособности города, созданию благоприятных условий для экономического развития, повышению комфортности

проживания, более полному использованию человеческого и

креативного потенциала города. Для этого мониторинг, анализ и вариантное планирование территории города следует осуществлять с использованием современных информационно-аналитических технологий, позволяющих проводить многомерный анализ данных с пространственным расширением.

Список литературы

  1. Муниципальное экономическое развитие. Муниципальные экономические программы городов Нижний Новгород, Саратов, Чебоксары, Ярославль. М.: Фонд «Институт экономики города», 2015. – 383 с.
  2. Перцик Е.П. География городов (геоурбанистика). М.: Приор, 2015.-344 с.
  3. Размещение производительных сил. Лекции. М.: Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, 2016. -274 с.
  4. Проблемы развития агломераций России./Колл. авт. — М.: КРАСАНД, 2009.-352 с.
  5. Самые привлекательные для бизнеса города России. http://rating.rbc.ru/articles/2010/11/16/33048061_tbl.shtml?2010/11/16/33048020
  6. Территориальное планирование и региональное развитие. Монография / Под общ. ред. Е.Л. Аношкиной. — СПб: НПК РОСТ, 2010. - 356 с.
  7. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление. М.: Инфра-М, 2015. - 416 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: