УДК 37.013.32

Применение интернет-технологий в образовании: возможности и перспективы

Юдина Наталья Анатольевна – кандидат химических наук, доцент кафедры Экономики и организации производства Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье представлены основные формы образовательной деятельности в системе высшего образования с использованием ИКТ.

Ключевые слова: Онлайн режим, социальные сети, ИКТ, вуз.

Современные возможности совершенствования образования осуществляется через широкое внедрение в процесс обучения социальных сетей и информационно и коммуникационных технологий (ИКТ).

Традиционно информационно-коммуникационные технологии рассматриваются в качестве:

  • объекта изучения;
  • средства обучения.

На сегодняшний день информационно- коммуникационные технологии (ИКТ) выступают не столько объектом изучения или средством обучения, сколько феноменом культуры информационного общества. ИКТ являются не только площадкой для обучения, но и мощным ресурсом для осуществления любой деятельности. В силу высокой стоимости коммерческих решений в области внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование все чаще используются социальные сервисы, которые можно классифицировать следующим образом: социальные сети («В контакте» и др.), сервисы коллективной работы с контентом (например, сервисы Google), вики-сайты (Википедия и т. п.) [1, С. 68-71]. Эти ресурсы являются глобальным информационно-коммуникационным пространством, где пользователи обмениваются мультимедийным контентом и т.д.

Проведенное автором исследование среди студентов дневного обучения в КГЭУ показало, что 100 процентов студентов зарегистрированы в какой-либо социальной сети, при этом 97 процентов имеют регистрацию на сайте «ВКонтакте». Сеть «ВКонтакте» стала использоваться в качестве образовательной площадки, как студентами, так и преподавателями университета. Тема использования социальных сетей в процессе обучения в вузах популярна как с точки зрения практического применения и в рамках научно-методических исследований. В ходе работы нами были выявлены формы образовательных проектов выставленные в онлайн формате. Автор статьи классифицировал официальные и образовательные проекты вуза, созданные сотрудниками и преподавателями университета в образовательных и информационных целях. Например, официальная страница вуза выполняет преимущественно информационную функцию, сведения касаются образовательного процесса – дается информация о грантах, стипендиях, расписании занятий и т. д. Неофициальные образовательные проекты вуза – часто встречающиеся группы в социальной сети ВКонтакте привязанные к странице кого-либо из преподавателей вуза. Например, на базе кафедры преподаватели могут создать портал открытой страницы [1, С. 68-71]. Почти все студентов в социальной сети ВКонтакте зарегистрированы, что освобождает от разъяснения технических аспектов. Этот метод может использоваться для любой формы научной работы необходимо продумать концепцию группы, а также вести тему в течение семестра.

Включение мультимедийных образовательных материалов, новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс позволяет: представить обучающие материалы не только в печатном, но и в графическом, звуковом, анимированном виде, что дает многим студентам реальную возможность усвоить материал на более высоком уровне; автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний студентов; автоматизировать процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий; осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения; существенно повысить интерес к дисциплинам [2, С. 86-90].

По виду деятельности образовательные online проекты выполняют непосредственно или преимущественно учебную функцию, то есть большинство информации в рамках данных проектов направлено именно на вопросы обучения. По форме организации: публичная страница (официальная страница, паблик) – аудитория подписывается как на «интересную страницу». Например, портал открытой страницы в социальной сети ВКонтакте, решает вопросы учебного характера. Студенты в группе делятся информацией о сдаче предметов, о преподавателях; размещают какие-либо просьбы, касающиеся учебных дисциплин (группа может быть открытая или закрытая). В отличие от паблика в группах состоят не подписчики, а участники группы. Два данных формата почти не отличаются друг от друга, за исключением небольших технических моментов. Но поскольку в паблике могут оставлять записи на стене сообщества только администраторы, а в группе – все участники или даже случайные посетители, то паблик годится больше для организации официальных сообществ в рамках вуза, а группы для неформального общения и решения частных вопросов. При этом группы могут быть созданы в различном масштабе – в целом для студентов, преподавателей университета с несколькими тысячами участников, так и в рамках прохождения отдельных предметов, как, например, история. Личные страницы преподавателей – аккаунты – преподаватели нередко используют в учебных целях. Например, чтобы аттестовать работу студента [3, С. 197-200]. Личные страницы студентов также выступают в качестве образовательного ресурса. Проекты online решают общие вопросы образовательной деятельности и формируют у студентов навыки, требующие особого внимания, поскольку в полном объеме выполняют именно обучающую функцию и являются учебной площадкой для студентов. В большинстве случаев практические формы реализации групп в рамках социальных сетей используют преподаватели и студенты гуманитарных факультетов в качестве учебного средства. В паблике или группе размещаются не только текстовые материалы, но и фотографии, и видеосюжеты. Основными инициаторами создания образовательных групп в рамках своей страницы выступают преподаватели, студенты с удовольствием отзываются на приглашение.

Таким образом, использование и внедрение современных интернет – технологий, основанных на сервисах Веб 2.0, ведет к адаптивному развитию современного образования, в котором информационно-коммуникационные технологии выступают как средства и инструменты обучения.

Список литературы

  1. Сайфутдинова Г.Б. Лившиц С.А., Усачев С.С., Баймяшкина О.С. Возможности и перспективы реализации дистанционного образования в России // Вестник современной науки. Научно-теоретический журнал. 2015. № 9. Ч. 2. С. 68-71.
  2. Арзуманова Н. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 113. С. 86-90.
  3. Сайфутдинова Г. Б. Педагогические условия формирования у будущих инженеров-энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социогуманитарного направления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11 (65). Ч. II. С. 197-200.

Интересная статья? Поделись ей с другими: