УДК 17.018.22

Развития высшего образования: история и современность

Дунаева Татьяна Юрьевна – кандидат биологических наук, доцент кафедры Экономики и организации производства Казанского государственного энергетического университета.

Аннотации: Автор статьи рассматривает основные вехи становления технического образования в России на примере истории казанского энергетического университета.

Ключевые слова: Техническое образование в России, КГЭУ.

С переходом экономики России в 1920-м году на индустриализацию и электрификацию (план ГОЭЛРО) появилась необходимость в профессиональных инженерных кадрах. В стране предполагалось построить более 50 электрических, тепловых и гидравлических станций. 22 февраля 1921 г. декретом Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (СНК РСФСР) была образована Государственная общеплановая комиссия (Госплан), которой поручалась разработка единого общегосударственного плана по развитию народного хозяйства. Для строительства и эксплуатации предприятий и электростанций требовались квалифицированные специалисты. При этом по переписи населения 1897 года грамотными были – 20 процентов подданных российской империи, на 1000 грамотных приходилось – 293 мужчин и 131 – женщина, всего обоего пола – 211 человек на 1000 человек [1]. А после 1920-х гг. Россия не досчиталась большого числа квалифицированных специалистов, которые эмигрировали за границу. Потребность в новых обученных кадрах породила необходимость в повышении профессионального уровня населения, что в свою очередь привело к ликвидации неграмотности и приобщению трудовых масс к достижениям цивилизации. В самом начале 1930-х гг. начался переход к непременному всеобщему четырехлетнему начальному обучению [2, С. 117-121]. В 1937 году было заведено обязательное семилетнее обучение в городах. По переписи 1939 года число грамотных среди населения старше 9 лет превысило – 80 процентов. Было открыто по всей стране множество новых высших учебных заведений, сильнейший дефицит государство испытывало в квалифицированных инженерах и энергетиках.

В числе новых профессиональных учебных заведений, открывших свои двери в 1930-е годы [3, С. 80-81], был Казанский энергетический институт (КЭИ). История энергетического высшего образования в Казани берет начало 31 июля 1930 года. Из протокола заседания СНК ТАССР об организации в г. Казани Энергетического института 31 июля 1930 г.: «…Совнарком считает необходимым образовать в г. Казань Энергетический институт с рабочими факультетами при нем, с общим количеством контингента слушателей ориентировочно в 1000 человек»[4, С. 87]. Казанский энергетический институт усиленно рос. На заседании президиума СНК ТАССР было предложено основать три отделения института: теплотехническое, электротехническое и отделение промышленной энергетики. Однако время было не спокойное, в институте переменилось несколько директоров (в последствие репрессированных).

В музее Казанского государственного энергетического университета в экспозиции выставляется студенческий билет С.М. Донского. Казанский энергетический институт просуществовал три года.

На базе научно – учебного и хозяйственного оборудования института был доукомплектован энерготехникум, открывшийся 17 марта 1933 года и продолжающий деятельность в наши дни. В послевоенный период электрификация ТАССР была проведена быстрыми темпами, необычно быстро этот процесс шел в Казани. После войны возник вопрос электрификации сельского хозяйства республики. Энергетическое образование в Казани расширилось за счет открытия вечернего энергетического техникума. Вопрос этот был положительно решен 15 августа в 1956 году. Отчет вечернего энергетического техникума за первый год деятельности отражает состояние учебно-материальной базы, состав преподавателей, контингент учащихся [3, С. 101]. В Татарии существовал хронический дефицит квалифицированных кадров.

По ходатайству Татарского обкома КПСС в июле 1968 в Казане был открыт филиал Московского энергетического института (КФ МЭИ). В 1968-1969 учебном году на базе Казанского авиационного института им. Туполева был проведен первый набор студентов.

В 1999 году на базе Казанского филиала МЭИ распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 № 11340 – р был организован «Казанский государственный энергетический институт» (КГЭИ). В марте 2000 года КГЭИ успешно прошел комплексную проверку своей деятельности Минобразования России и приказом Министерства от 04.10.2000 № 2885 признан аккредитованным на статус государственного университета с правом выдачи документов о высшем образовании государственного образца. Приказом Минобразования России от 18.10.2000 № 2993 КГЭИ переименован в «Казанский государственный энергетический университет» (КГЭУ).

С 28 апреля 2011 года университет обладает статусом первого в Казани федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования (ФГБОУ ВПО «КГЭУ»). Сегодня казанский государственный энергетический университет обладает важными показателями в научной, педагогической, культурной и общественной жизни Республики Татарстан и Российской Федерации.

По данным американского агентства Thomson Reuters за 2015 год КГЭУ вошел в ТОП-10 Российских компаний, которые проявляют наибольшую активность в патентовании результатов своей интеллектуальной деятельности и занял 7 место в рейтинге.

На базе музея КГЭУ работает научно-исторический кружок «Наследие Казани» [5, С. 133-139] и открыт паблик в сети «ВКонтакте», где бакалаврианты, магистранты и гости могут ознакомиться с историей вуза и воспоминаниями первых энергетиков республики [6, С. 102-107] в режиме онлайн.

Список литературы

  1. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века / А.Е. Иванов. М., 1991. – С. 105-108.
  2. Сайфутдинова Г. Б. Гудилина Е. К., Валирахманова А. Ф. Особенности опыта латинизации (на материалах РТ) // Ученые записки тамбовского отделения РоСМУ. Тамбов. 2015. № 3. С. 117-121.
  3. Сайфутдинова Г. Б. Экспозиция музея КГЭУ «Энергетическая промышленность и образование в Татарстане» // Вестник КГЭУ. 2014. № 1 (20). С. 114-127.
  4. Из истории энергетического образования в Татарстане (1897-2006 гг.) (1897-2006 гг.). Документы и материалы / Отв. сост: Д.И. Ибрагимов. Сост. Л.В. Горохова, Н.Д. Нерозникова, Ф.М. Нуриахметова, О.Н. Шафигуллина. – Казань: Гасыр, 2006. С. 87.
  5. Сайфутдинова Г. Б. Формирование инновационных моделей музея вуза (музей казанского энергетического университета) // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54 – 4. С. 133-139.
  6. Сайфутдинова Г. Б. Усачев С. С. Становление энергетики Татарстана глазами современника эпохи // Вестник КГЭУ. 2015. № 4 (28). С. 102-107.