gototopgototop

УДК 17.018.22

Важнейшие аспекты внешней политики России в начале ХХI века

Герич Андрей Анатольевич – заведующий архивом Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления внешней политики России с учетом мировых и региональных процессов в начале ХХI веке.

Ключевые слова: Национальные интересы, глобализация, регионализация.

В 2000 г. была принята новая Концепции внешней политики Российской Федерации, впервые чётко определившая стратегию страны и позиции по основным направлениям российской внешней политики, а именно – самостоятельность России является главным содержанием понятия «великая держава» в его современном прочтении применительно к Российской Федерации [1]. В современной историографии под внешней политикой понимается «разновидность политики, регулирующей взаимоотношения между государствами и народами. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, государство осуществляет внешнеполитическую деятельность» [2, С. 669]. Для владения основами современной мировой политики необходимо помнить, что Россия является продолжательницей СССР – в вопросах ядерного потенциала СССР, внешнего долга СССР, собственности СССР за рубежом, а также членства в Совете безопасности ООН. Россия – одна из стран победительниц второй мировой войны располагающая всеми правами территории, которые были закреплены за СССР по решениям Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 года, подписанными высшими главами США и Великобритании.

Внешняя политика России на современном этапе похожа на внешнюю политику ведущих мировых держав по своим принципам и ответам на вызовы современного мира. Новая внешняя политика, как России, так и мира отличается тем, что на смену двухполярному миру (США - СССР) пришел мир многополюсный, и Россия и мир заинтересованы в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Важнейшим центром регулирования международных отношений в XXI веке остается ООН. Россия заинтересованы в реформировании ООН, прежде всего в развитии механизма быстрого реагирования на кризисы и конфликты. Россия выступает за укрепление стратегической и региональной стабильности через снижение фактора силы в международных отношениях, а значит – за ограничение и сокращение вооружений (ядерного оружия). Неизменным остается курс России на предотвращение распространения ядерного оружия. Мы наряду с другими странами являемся сторонниками создания глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий в мире.

Отдельно в системе международной безопасности следует отметить ограничение противоракетной обороны. СССР и США в 1972 г. подписали договор противоракетной обороны (ПРО). В течение длительного времени он был краеугольным камнем стратегической стабильности. С приходом к власти Президента Дж. Буша США фактически вышли из договора и объявили о планах создания национальной ПРО. Предстоят трудные переговоры об обеспечении стабильности в новых условиях, учете интересов всех сторон и особенно России и Европейского Союза.

Важнейшей внешнеполитической задачей в обеспечении международной безопасности является борьба с международным терроризмом. Мы выступаем за разработку мер по усилению взаимодействия государств в этой области, включающих пресечение финансовой поддержки террористов, недопущению на своей территории деятельности террористических групп, направленных против граждан и интересов других стран, непредставление убежища террористам, совместные действия по уничтожению террористических баз.

С 2000 - х гг. российский МИД взял направление на возвращение России в статус полноценного стратегического участника международного сообщества. США и страны Западной Европы при оценке международной деятельности России, признают Россию мировой державой, исходя из ее исторической миссии, геополитического местоположения и владения природными ресурсами. Россия член во всех значительных международных организациях и группах: ВТО, Совете Европы, ОПЕК; Россия подписала соглашение с НАТО и ЕС, вступила в МВФ и Мировой Банк, участвовала в создании «Группы двадцати» и БРИКС.

Место России в мире нужно рассматривать и через процессы регионализации. Постсоветское пространство после 1991 года стало ареной «парада суверенитетов» - всех бывших республик СССР. Каждый участник СНГ старался автономно строить собственную государственность и национальную идентичность. Формат союза независимых государств (СНГ) не приобрел своего развития. На постсоветском пространстве жизнеспособными стали организации с небольшим количеством участников, такие как Союзное государство России и Белоруссии. Начиная с 1994 года, существует таможенный союз ЕАЭС – форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана, России, Армении и Киргизии, предусматривающий единую таможенную территорию. Почти во всех объединениях первое место занимает Российская Федерация (территория, структура национального хозяйства, население, ресурсы и т. д.). Россия вместе с Белоруссией составляют Союзное государство России и Белоруссии [3, С. 140 –145].

В 2013 году Россией была принята новая Концепция внешней политики. За минувшие три года на политику России оказал влияние украинский кризис и то, как его восприняли в разных государствах. На новый уровень вышел международный терроризм. Хотя и был достигнут значительный успех в урегулировании проблемы иранской ядерной программы, но одновременно обострилась северокорейская тема. Мощнейшие миграционные потоки привели к росту напряжения в Западных странах. Все это требует адекватной оценки и соответствующей внешнеполитической реакции со стороны Российской Федерации. На этом политическом фоне 1 декабря 2016 г. В. Путин утвердил новую Концепцию внешней политики Российской Федерации, в документе говорится, что внешняя политика направлена на обеспечение безопасности страны, ее суверенитета и территориальной целостности, на упрочение позиций России как одного из влиятельных центров современного мира [4].

Список литературы

  1. Концепция внешней политики Российской федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. Путиным 28 июня 2000 г.) [Электронный ресурс] http://www.scrf.gov.ru/documents/25.html (дата обращения: 19.03.2017).
  2. Ирхин Ю.В. Политология. – М., 2007.
  3. Бурганова И.Н. Релевантность российской внешней политики на постсоветском пространстве в условиях многовекторности // Управление мегаполисом: научно-теоретический и аналитический журнал. № 5(41).2014. М.: Изд-во НИК «Контент-Пресс», 2014. С. 140-145.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612010045 (дата обращения: 19.03.2017).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк