Дрягилева Екатерина Сергеевна – студент Уральского государственного экономического университета.
Бурлака Светлана Николаевна – старший преподаватель кафедры Предпринимательства и права Уральского государственного экономического университета.
Аннотация: В статье анализируется правое образование в современных школах и проблемы, с которым сталкиваются учителя, методисты и учащиеся.
Ключевые слова: Педагогика, правовое образование, школа.
Методика преподавания права в школе – важная наука, которая находится на стыке педагогики и юриспруденции. Необходимость в преподавания правовых дисциплин возникла не сегодня, еще в XVI веке один из основоположников гуманистической педагогики Мишель Монтень (1533-1592) заметил, что именно законы и право подвергнуты бесконечным изменениям, и поэтому обучение детей может стать сложной и даже невыполнимой задачей.[1] Вопросами методических методов и приемов посвятили свои работы: Е.А. Певцова, А.В. Дружкина, Е.Л. Болотова, В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. Н протяжении многих лет методисты и учителя пытаются понять как учить современного школьника.
Вместе с тем имеется ряд проблем. В учебном плане выделяется недостаточное количество времени на глубокое изучение предмета, не дает возможности реализовать научный, идейный потенциал заложенный в предмете. Не выделяется время для тренингов, дискуссий, деловых игр и других подобных форм, требующих выхода за рамки классно-урочной системы.[2]
Правое образование начинается еще в детском саду, когда ребенок социализируется, познавая правила поведения в обществе. Но наиболее продуктивный период его развития наступает именно в школе. Его изучение, как и любого предмета базируется на государственном образовательном стандарте и охватывает все ступени общего образования. Предлагаемая система характеризуется этапностью и целостностью. В начальной школе (1-4-й классы) ФГОС включает содержательную линию по праву в курс предмета «Окружающий мир», где дети изучают не только правила поведения в обществе, но и знакомятся с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. [3]
Следующим звеном обучения школьника с 5-7 классы, на уроках обществознания дети изучают общество, социальное окружение. Для старших подростков (8—9 классы) в учебном плане выделяется отдельная тема «Право», где дается представление о теории права, об отраслях права.
На старшей ступени школы предполагается продвижение обучающихся в учебной деятельности личностном развитии, профессиональной ориентации. Структура предмета включает в себя пять частей: «История и теория государства и права», «Конституционное право», «Основные отрасли российского права», «Правоохранительные отрасли права», «Правовая культура».[4]
При преподавании права возникает проблема с школьными учебниками. Некоторые учебные пособия педагогически несовершенны. Они не учитывают возможности учащихся, слабо ориентированы на практическую подготовку школьников. В 2015 году Конгресс учителей общественных дисциплин регионов СЗФО РФ «Общественные науки в школе и жизни», состоялась открытая дискуссия «Школьные учебники по праву – путь к знаниям или…». В результате участники дали отрицательную оценку школьным учебникам. И Прежде всего из-за фактических ошибок в текстах параграфов.
Например, текст из учебника восьмого класса «Представьте себе человека, с раннего детства, страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Говоря иначе, он не является личностью». [8, с.250]
Данная формулировка не соответствует основам права. В словаре Ожегова - «Личность - человек как носитель каких-н. свойств, лицо».[5] Большой Энциклопедический словарь определяет личность как субъекта отношений и сознательной деятельности.[6] То есть человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями. Существуют понятия «правоспособности» и «дееспособности». «Правоспособность гражданина – это способность иметь гражданские права и нести обязанности признается в равной мере за всеми гражданами, возникает в момент рождения и прекращается со смертью». «Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста»[7]. Утверждение, что инвалиды не являются личностями и гражданами, - это грубая ошибка. Можно сделать вывод, что для школьных учебников по праву необходима отдельная независимая и профессиональная экспертиза.
Так же многие педагоги слабо подготовлены к преподаванию курсов правоведческого содержания. Это можно объяснить рядом причин: многие учителя ведут по несколько предметов, которые преподаватели мало изучали в ВУЗах, на курсах повышения квалификации; само преподавание стало дискуссионным и диалогичным, использование новых технологий обучения тяжело дается учителям «старой закалки».[2]
Решение проблем и развитие положительных тенденций должно стать делом сегодняшнего дня и ближайшего будущего.
Список литературы