УДК378.147.88

Самостоятельная работа студентов как средство активизации творческого учебного процесса

Брехова Алла Витальевна – доцент, кандидат педагогических наук, Воронежский государственный педагогический университет, кафедра технологических и естественнонаучных дисциплин, доцент

Чернышева Елена Ивановна – доцент, кандидат педагогических наук, Воронежский государственный педагогический университет, кафедра технологических и естественнонаучных дисциплин, заведующая кафедрой

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме высшего образования - организации самостоятельной работы студентов (СРС).

Рассмотрены организация и формы проведения СРС как в аудитории, так и в не ее, позволяющие активизировать учебный процесс. В статье представлено методическое обеспечение дисциплины «Основы организации самостоятельной работы» для бакалавров профиля технология. На примере учебно-методического комплекса по графическим дисциплинам показана возможность организации и применения навыков самостоятельной работы.

Ключевые слова: Самостоятельная работа, формы и виды, факторы активизации, учебно-методический комплекс, графика.

В высших учебных заведениях проблема эффективной организации самостоятельной работы студентов стоит очень остро. Перед преподавателем был и остается вопрос, что необходимо предпринимать для того, чтобы студенты проявляли активность в самостоятельном освоении разделов учебной программы, работе с дополнительной литературой, интернет - ресурсами и т.д.

Цель данной статьи показать значимость и актуальность самостоятельной работы студентов в учебном процессе.

Проблемы организации самостоятельной работы рассмотрены в трудах таких авторов как Самсикова, Суханов, Хакунова, Шестакова и других педагогов[1,2,3,4]. Проведенный анализ этих трудов показал, что на самостоятельную работу студентов в учебных планах бакалавриата, отводится значительная часть учебного времени. И большая ее часть — это время внеаудиторных занятий. При этом, в аудитории преподаватель имеет возможность контролировать самостоятельную работу обучающихся. В не ее (аудитории) - это сделать весьма затруднительно.

Самостоятельная работа в аудитории – это, прежде всего, работа на лабораторных и практических занятиях или на лекциях. Если преподаватель проводит консультацию по теоретическим вопросам курса или по выполнению индивидуальных заданий, то это работа, проводимая вне рамок расписания. В качестве внеаудиторной осуществляется работа по подготовке к занятиям, текущей, промежуточной итоговой аттестации, написанию рефератов, курсовых, выпускных квалификационных работ.

Следует заметить, что количество часов на самостоятельную работу должно быть оптимальным, при этом задания, которые выдаются студентам, должны быть различны по сложности, срокам на их выполнение с учетом уровня подготовленности студентов. Это позволит эффективно использовать время, отведенное для самостоятельной работы и уйти от формального отношения к выполнению заданий. Кроме того, задания могут быть связаны с будущей профессиональной деятельностью, активизировать творческую работу студентов.

Для получения ожидаемого результата при выполнении самостоятельной работы необходима дополнительная мотивация учащихся. Практика показывает, что среди факторов, способствующих активизации как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть следующие:

  • применение в учебном процессе активных методов обучения таких, например, как деловые, ролевые игры;
  • использование ИКТ средств (электронных учебников, презентаций, видеоматериалов и др.);
  • применение индивидуальных заданий с учетом интересов и способностей обучающихся;
  • использование в обучении таких мотивирующих методов контроля как балльно-рейтинговый контроль, тестирование;
  • поощрительный фактор, который подразумевает повышение итогового бала за успехи в учебе и наоборот снижение бала за некачественно выполненную работу;
  • участие в научно-исследовательской работе на кафедре или факультете;
  • применение результатов самостоятельной работы по дисциплине в курсовых или дипломных работах;
  • возможность применения результатов в учебно-методических пособиях, в лекционных курсах или при подготовке научных статей,
  • мотивация самостоятельной работы может быть усилена при использовании дистанционного обучения, которое требует постоянного внимания к курсу.

Для организации самостоятельной работы в вузе важным моментом является создание условий для самостоятельности, активности и ответственности студентов. Но уменьшение часов аудиторных занятий, а увеличение часов на самостоятельную работу не решает проблемы повышения качества образования, т.к. самостоятельная образования зачастую может быть менее активна. Поэтому необходимо на наш взгляд увеличивать роль самостоятельной работы в аудитории, использовать формы и методы обучения, которые позволят преподавателю обеспечить достаточный уровень самостоятельности учащихся.

В процессе подготовки бакалавров профиля «Технология» особое место занимает дисциплина «Основы организации самостоятельной работы», которая изучается на первом курсе. Ее целями является формирование осознанного отношения студентов к обучению в вузе, развитие самостоятельности как черты личности, формирование потребности в самообразовании.

Дисциплина способствует формированию навыков самостоятельного приобретения знаний и использования их в практической деятельности, направлена на формирование умений находить недостающую информацию, использовать учебную, справоч¬ную, специальную литературу, ресурсы Интернет. Учащиеся изучают основные права и обязанности, осваивают основы культуры поведения в вузе, основные принципы создания имиджа будущего педагога. На занятиях студенты знакомятся с организацией работы в учебном семестре, методами самообразования, способами эффективной организации работы на лекциях и практических занятиях, аналитической работы с текстами профессионального содержания, правилами оформления письменных работ, списка литературы. Формируемые умения являются универсальными и должны использоваться на последующих курсах при освоении дисциплин учебного плана, в том числе профессионального цикла.

Разработано учебно-методическое пособие, в котором для каждого практического занятия разработаны задания для аудиторной и внеаудиторной работы, в том числе творческие и профессионально ориентированные, предложены рекомендации по их выполнению, список литературы, вопросы для обсуждения.

Важным направлением повышения эффективности самостоятельной работы вне аудитории является повышение активности студентов. Именно здесь мы встречаемся с определенными проблемами. Прежде всего, это недостаточное или отсутствие информационного обеспечения учебного процесса. Во-вторых, неготовность студентов к самообучению, а преподавателей к помощи в этом. Здесь важно организовать для студентов индивидуальную работу с выполнением проблемных заданий с формированием собственного мнения при их решении. Примером могут служить интегрированные задания по техническим дисциплинам.

При изучении учебных дисциплин самостоятельная работа должна быть представлена тремя взаимосвязанными формами:

  • аудиторная самостоятельная работа под руководством преподавателя;
  • внеаудиторная самостоятельная работа;
  • научно-исследовательская или творческая самостоятельная работа.

Аудиторная самостоятельная работа – это работа по выполнению практических или лабораторных работ, или во время чтения лекций путем проведения экспресс-опросов.

Самостоятельная работа на практических и лабораторных занятиях сделает их более интересными и позволит поднять активность студентов.

Для этого необходимо значительную часть времени отводить на самостоятельное решение задач, имеющих несколько возможных решений. Результаты подготовки студентов к практическим занятиям могут быть оценены при помощи тестирования по каждой теме. Каждое проведенное занятие должно быть оценено. В конце семестра подводится итог, который позволяет нам либо поощрить студента, либо снизить его итоговый балл.

Для активизации работы студентов на практических занятиях можно разработать индивидуальные задания с одинаковым условием, но с различными исходными данными (например, задания по начертательной геометрии или технической механике). Для решения таких заданий необходимы методические рекомендации по их выполнению, справочный материал и т.п.

Так же на практических занятиях студенты самостоятельно могут изучать программы, схемы и т.п. Ответы на контрольные вопросы позволят оценить уровень усвоения учебного материала.

Что касается лабораторных работ, то они должны иметь глубокое самостоятельное изучение теоретического материала, методики проведения эксперимента, освоение приборов для измерения и обработку полученных результатов. Эта часть работы также может выполняться в рамках самостоятельной работы. Некоторые лабораторные работы могут иметь разделы с элементами научных исследований, требующих углубленного самостоятельного изучения теоретического материала.

Внеаудиторная самостоятельная работа включает в себя такие виды, как:

  • выполнение домашнего задания, например, выполнение чертежей, решение задач, выполнение расчетов и др.;
  • написание рефератов, эссе, докладов, курсовых работ по индивидуальным заданиям преподавателя или руководителя;
  • подготовка к участию в научных конференциях или конкурсах.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов оказывает эффективное влияние на формирование личности будущего специалиста. Как правило, она планируется студентом самостоятельно. Он выполняет эту работу по личному плану, в зависимости от располагаемого времени, его подготовки, и других условий. В настоящее время существовавшая ранее проблема доступа к информации начинает активно замещаться другой: поиска необходимых сведений в огромном море информации. В связи с этим ставится задача формирования коммуникативных навыков, умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать, хранить, обмениваться ею с помощью современных компьютерных технологий, о чем пишет Шестакова [3].

Для эффективной организации самостоятельной работы студентов необходимо разработать комплекс учебно-методических материалов. Содержание и направленность такого комплекса зависят от целей и задач образовательного процесса, а также от читаемой дисциплины.

Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины - это достаточно мобильная методическая составляющая учебной деятельности, структура, которая позволяет студенту увидеть изучаемый материал в целом, облегчает его усвоение, дает возможность провести контроль и самоконтроль обучения.

УМК включает в себя учебно-методические пособия, курсы лекций, лабораторные практикумы или сборники задач, или заданий, автоматизированные или контролирующие системы, или программы, базы справочных материалов. Только при наличии таких комплексов можно организовать активное обучение студентов.

Учебный материал УМК строится преподавателями с учетом развития индивидуальных способностей студентов и свободы выбора альтернативных путей самостоятельной подготовки.

Рассмотрим структуру УМК по дисциплинам модуля «Графика» для студентов направления «Педагогическое образование», профиль подготовки «Технология». Модуль включает три дисциплины, общее число часов для самостоятельной работы студентов – 135 часов.

Методическая структура УМК модуля «Графика» содержит:

Содержательно-целевой компонент (программу учебной дисциплины, соответствующую требованиям государственного стандарта).

Технологический компонент, который включает в себя методические рекомендации к различным видам работ при выполнении самостоятельной работы студентов (как правило, это графические работы).

Контрольно-рефлексивный компонент содержит вопросы для самоконтроля по всем курсам модуля; к текущему (тестовому) контролю по разделам; к рубежному контролю (экзамену) по курсам «Начертательная геометрия», «Техническое черчение» и «Машиностроительное черчение».

Вспомогательный компонент представлен списком основной литературы и дополнительной литературы, списком Государственных стандартов, презентационный материал, состоящий из выдержек из стандартов и справочного материала который позволяет обобщить полученные знания и быстро подготовиться к рубежному контролю, электронный учебник и т. д.

Электронный материал в виде презентаций и материалов учебника преподаватель может демонстрировать на лекциях и практических занятиях, учитывая успеваемость и скорость восприятия материала дисциплины студентами, а может и предоставить в электронном виде для самостоятельного изучения.

Для поиска справочной и другой технической информации в Интернете даны ссылки на сайты, которые специально отобраны для студентов, с которой они могут работать как дома, так и в интернет-зале библиотеки.

В результате студент при самостоятельной подготовке может использовать не только учебные материалы, предлагаемые кафедрой, но и необходимые ему материалы любого другого ресурса, которые могут оказать практическую помощь в овладении курсом «Графика».

По темам, выносимым для самостоятельного изучения (например, лекальные кривые, поверхности вращения, строительный чертеж) весь необходимый учебный материал специально подбирается преподавателем. Вопросы по данному материалу входят в рубежный контроль знаний.

Создание такого рода комплекта учебно-методических материалов обеспечивает обязательные этапы усвоения знаний, видов деятельности, опыта самостоятельной работы по учебной дисциплине. Обеспечение этим материалом каждого студента является необходимым условием полной реализации в процессе обучения всех возможностей их самостоятельной работы как вида познавательной деятельности, метода и средства обучения и преподавания.

Результаты самостоятельной работы студентов могут быть оценены с использованием различных методов контроля:

  • входной контроль знаний перед началом изучения дисциплины;
  • текущий контроль, позволяющий оценить уровень усвоения материала на занятиях;
  • промежуточный контроль по окончанию изучения раздела дисциплины;
  • итоговый контроль по дисциплине, который проводится в виде зачета, экзамена или рейтинговый контроль;
  • самоконтроль студентов в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям.

Использование балльно-рейтинговой системы контроля на наш взгляд активизирует познавательную деятельность студентов и заставляет их более ритмично работать в течение семестра.

Тестирование как текущий контроль знаний и умений студентов так же активизирует их самостоятельную работу. Студент сам проверяет свои знания и, не получив нужный результат, изучает учебный материал и выполняет тест еще раз. Использование способов само- и взаимопроверки в выполнении заданий с последующим обсуждением результатов работы позволит представить оценку более объективно.

В заключении еще раз отметим, что существующие пути и формы организации самостоятельной работы студентов должны определяться преподавателем с учетом специфики учебного курса, уровня подготовки студентов, количества часов, отводимых на изучении дисциплины и других факторов.

Рассмотренная структура УМК по дисциплинам модуля «Графика» для студентов направления «Педагогическое образование», профиль подготовки «Технология» позволила создание комплекса учебно-методических материалов, которые при активном их применении студентами активизирует процесс самостоятельной работы.

Список литературы

  1. Самсикова Н.А. 2011. Повышение эффективности самостоятельной работы студентов. Вестник науки ТГУ. 3(6): 285-287.
  2. Суханов П.В. 2012. Организация самостоятельной работы студентов в системе непрерывного высшего профессионального образования. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/8/pedagogika/sukhanov.pdf.
  3. Шестакова Л.Г. 2016. Уровни планирования и организации самостоятельной работы студентов в вузе. В сб.: Современные тенденции естественно-математического образования: школа-вуз. Материалы Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВО «ПГНИУ». 2016. С. 103-108.
  4. Хакунова Ф.П. 2012. Проблема организации самостоятельной работы студентов и школьников на современном этапе образования. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-i-shkolnikov-na-sovremennom-etape-obrazovaniya .

Интересная статья? Поделись ей с другими: