Развитие частного предпринимательства и малого бизнеса – путь к благосостоянию нашей страны

Умарова Наргиза Холдаровна – ассистент кафедры Теории и практики построения демократического общества в Узбекистане Ташкентского педиатрического медицинского института.

Хайтматова Гулноза Амануллаевна – ассистент кафедры Истории Узбекистана, основ духовности и социологии Ташкентского педиатрического медицинского института.

Одилова Дилноза Барнаевна – ассистент кафедры Теории и практики построения демократического общества в Узбекистане Ташкентского педиатрического медицинского института.

Аннотация: В статье рассмотрены основные процессы формирования и развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане. Определено место малого бизнеса в национальной экономике страны и значение его нормативно-правового регулирования.

Ключевые слова: Экономика, предпринимательство, развитие предпринимательства, малый бизнес, налог, льготы, ВВП.

Осуществляемые в Узбекистане экономические реформы, стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственны цивилизованные черты. Доказательства – в новейшей истории нашей страны.

За годы независимости произошли важные качественные изменения во всех сферах жизнедеятельности. Малый бизнес и частное предпринимательство стали по праву основой экономики Узбекистана. Предпринимательская деятельность и её составная часть – малый бизнес, для Республики Узбекистан, в условиях создания эффективной рыночной экономики, приобрел первостепенное значение в преобразовательных процессах.

Малый бизнес и частное предпринимательство являются важной сферой в обеспечении занятости, повышении уровня доходов и благосостояния населения, в решении актуальных социальных задач, таких как приобщения широких слоев населения к активной деятельности, подготовки профессиональных и грамотных специалистов, организаторов и руководителей предприятий. Вместе с тем они являются одними из важных факторов последовательного и устойчивого развития экономики, гарантирующих стабильность общества, роста внутреннего валового продукта, выхода на внешнеэкономические рынки, насыщения внутреннего рынка товарами отечественного производства. В политическом отношении - развитие предпринимательства означает усиление независимости государства, изменение образа мышления и мировоззрения населения, движении общества по пути прогресса и процветания.

Многие страны мира давно ощутили эффективность и роль малых предприятий в экономике, и научились решать многие проблемы, связанные с фирмами, которые работают в небольших масштабах. Именно эти предприятия являются фундаментом национальной экономики, и от них зависят темпы прироста валового внутреннего продукта, определяется уровень благосостояния населения. Так, в Великобритании, Германии, Италии, Франции, США и Японии на тысячу жителей приходится от 46 до 78 %, доля МСП в валовом внутреннем продукте составляет от 50 до 67 %.[2]

О предпринимательском климате страны, в первую очередь, судят по состоянию дел в сфере малого бизнеса, так как он играет ключевую роль и является барометром здоровья экономики. [2]

Немаловажную роль в развитии частного предпринимательства играет традиционная предрасположенность населения к предпринимательской деятельности, обусловленная историческими истоками: развитие торговый путей, расположение древних городов на территории современного Узбекистана, развитие торговых отношений со многими странами востока и запада. Даже великий полководец и государственный деятель Амир Темур отмечал: «Один решительный, предприимчивый, бдительный, мужественный и отважный человек предпочтительнее тысячи безынициативных и безразличных людей». Не будет преувеличением сказать, что предпринимательская жилка изначально существует в наших людях.

Решающую роль в становлении и развитии малого бизнеса в республике играют как внешние, так и внутренние факторы и условия, а именно: высокий уровень экономической интеграции с зарубежными странами; привлечение иностранных кредитов, займов; прямые иностранные инвестиции; степень развития рыночных отношений, состояние инфраструктуры, уровень использования созданного производственно-экономического потенциала, трудовые и природные ресурсы. Это все есть проводимая комплексная политика по созданию благоприятного бизнес климата для развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

Надежная правовая основа частной предпринимательской деятельности была заложена в Узбекистане уже в декабре 1992 года принятием Конституции Республики Узбекистан, согласно статье 36, государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства, равноправие и правовую защиту всех форм собственности. С первых дней независимости, в целях масштабных преобразований, был принят ряд нормативно-правовых документов. Гражданский, Земельный, Налоговый и Таможенный кодексы, законы «О разгосударствлении и приватизации», «О банках и банковской деятельности», «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» и многие другие, которые стали не только прочным правовым фундаментом дальнейшей либерализации и модернизации экономики, но и явились гарантом необратимости проводимых рыночных реформ.

Благодаря принимаемым мерам доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте возросла с 31 процента в 2000 году до 56,7 процента в настоящее время, или в 1,8 раза. В этой сфере сегодня производится треть всей промышленной и 98 процентов сельскохозяйственной продукции. В ней трудится более 77 процентов всего занятого населения.[1] Важно, что к настоящему времени доля частного сектора стала преобладающей во всех отраслях экономики.

Опережающими темпами развиваются банковские, страховые, лизинговые, консалтинговые и другие виды рыночных услуг, способствующие развитию частного сектора и малого бизнеса в стране. В этой отрасли действуют 80,4 тысячи субъектов малого бизнеса, что составляет более 80 процентов от общей численности предприятий сферы услуг. [1] Доля доходов от предпринимательской деятельности увеличилась до 52 процентов против 47,1 процента в 2010 году, что существенно превышает аналогичный показатель в странах СНГ. [1]

Согласно нормативно-правовым актам, предпринимателям были предоставлены многие льготы и преференции в сфере налогообложения, приобретения валюты и кредитования. Предпринятые в последние годы меры по дальнейшему сокращению налогового бремени хозяйствующих субъектов с 13% в 2005 году до 5% расширили еще больше возможности для развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Снижение этого показателя до 5%, что, без сомнения, стало новой льготой, предоставляемой государством деловым людям и предпринимателям.

Сегодня малый бизнес и частное предпринимательство являются движущей силой современной экономики. Данный сектор создает необходимую конкуренцию на рынке. Особенно, важно то, что малый бизнес и частное предпринимательство становятся одним из главных факторов экономического роста, обеспечения занятости и источником стабильного дохода.

Несомненно, в 2016 году, еще более расширятся масштабы проводимой в этом направлении практической работы. Предоставление этой сфере новых возможностей и всемерная поддержка со стороны государства уже в ближайшие годы дадут свои плоды, которые будут выражаться в стабильном росте ВВП страны и в качественном улучшении жизни людей.

Список литературы

  1. «Наша главная цель – несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса». Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. «Народное слово», 16 января 2016 года, № 11 (6416)
  2. Ё.Абдуллаев, Ш.Юлдашев «Малый бизнес и частное предпринимательство». Ташкент, 2008. 340 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: