gototopgototop

УДК 81-26

Экстралингвистический фактор формирования пропозициональной установки призыва в российских СМИ

Васильченко Владимир Васильевич – магистрант Северо-Кавказского федерального университета.

Ломтева Татьяна Николаевна – доктор педагогических наук, профессор Северо-Кавказского федерального университета.

Аннотация: В данной статье предпринята попытка анализа влияния экстралингвистического фактора на установки призыва в текстах российских СМИ. Рассматривается призыв как речевой акт, его виды, понятие пропозиции, а также реализация установок на скрытый призыв в текстах публикаций СМИ.

Ключевые слова: СМИ, призыв, речевой акт, пропозициональная установка, экстралингвистические факторы.

На сегодняшний день средства массовой информации являются наиболее мощным источником распространения информации, и, как следствие, эффективным инструментом формирования поведенческих установок людей. Современные СМИ действуют в рамках массовых коммуникаций, что определяет их специфические задачи и возможности. Под массовой коммуникацией понимается система взаимосвязей, позволяющая получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, социального статуса. Такая коммуникация развивается на основе использования технических средств размножения и передачи сообщения, которыми и являются СМИ.

Итак, СМИ, как печатные, так и электронные, выполняют функцию распространения информации, что автоматически превращает их в мощный коммуникационный канал, формирующий общественное сознание. Под общественным сознанием понимается целостная духовная система, формирующаяся под воздействием множества факторов. Самым мощным из них является воздействие СМИ. (Суслов, 2004:170). Формирование определенного общественного мнения, в основе которого лежит эмоциональный фактор восприятия конкретного информационного посыла, необходимо, в первую очередь, для манипулирования действиями и поступками членов конкретной социальной общности. Для достижения данной цели СМИ используют целый арсенал методов, которые можно разделить на 2 большие группы: изменение коммуникативно-содержательной стороны информации и использование лингвистических средств воздействия, таких как стилистические и композиционные особенности построение текста, а также выбор определенных лексических единиц на разных языковых уровнях (лексика, грамматика, фразеология). На наш взгляд, наиболее успешно функция воздействия выполняется при использовании методов эмоционального влияния, сочетающих в себе как лингвистические, так и экстралингвистические факторы.

В плане побуждения к определенным действиям, является одним из наиболее эффективных путей воздействия на социум является использование речевых актов призыва. Согласно А. Н. Баранову, призыв – особый вид императивного речевого акта, который обладает следующей семантической формулой, предложенной Вежбицкой: «Я хочу, чтобы ты сделал». (Баранов, 2007:412). К грамматическим показателям призыва можно отнести следующее:

  1. эксплицитные перформативные формулы
  2. императивы всех трех лиц
  3. побудительные междометия
  4. транспозиция прямого наклонения
  5. номинализации (Баранов, 2007: 412)

Важно отметить, что данные особенности характерны только для явных призывов. Кроме явных, выделяют скрытые призывы, отличающиеся от явных призывов отсутствием императивных форм. Скрытый призыв представляет собой, информацию, которая подстрекает или вызывает чувство необходимости совершения определенных действий. Несмотря на отсутствие ярко выраженных грамматических признаков, для скрытого призыва характерны такие особенности, как возможное наличие развернутой программы действий, которая интенсифицирует процесс достижения желаемого автором результата. Таким образом, автор, с помощью речевых методов воздействия, манипулирует сознанием читателя (Гаврилов, 2012: 153)

Речевые акты скрытого призыва чаще всего используются для описания общественно-значимых событий. Наличие скрытого призыва напрямую зависит от общей направленности изучаемого информационного канала. В качестве маркера мы взяли последнюю новость о сносе торговых павильонов в Москве. К примеру, крупные, как правило не выступающие с критикой издания (например, портал gazeta.ru) стараются не давать личную эмоциональную оценку при описании событий, оперируя лишь фактами. С другой стороны, оппозиционные порталы, такие как официальный сайт телеканала «Дождь», прямо указывают не коррупционную составляющую, делая акцент на выгодополучателях. Принимая во внимание то, что инициатором акции стала Мэрия Москвы, данные материалы могут расцениваться как скрытый призыв к прекращению поддержки политики властей.

Интересным представляется анализ не отдельных высказываний или публикаций, а целых серий и комплексов, посвященных определенным вопросам. Как было сказано ранее, речевые акты, содержащие скрытый призыв, имеют манипулятивный характер. Каждый призыв обладает целевой аудиторией, которая представляет собой определенную группу адресатов, объединенных по конкретному признаку (расовая, религиозная принадлежность), который и является основой для манипуляций. Ярким примером является цикл статей «Русская земля Казахстана», размещенный на информационном портале «Спутник и Погром», посвященный истории земель, принадлежавших ранее Российской Империи, а после революции 1917 года переданных КАССР. Объединенные единой мыслью о незаконности передачи указанных земель, статьи, воздействуя на национальные чувства людей, причисляющих себя к этнической группе русских, обосновывают необходимость включения их в состав Российской Федерации.

При анализе речевых актов скрытого призыва необходимо рассматривать не только грамматические, но и прагматические особенности речевого акта, такие как пропозициональное содержание, собственно формирующее манипулятивный контент информации. Под пропозициональным содержанием речевого акта призыва понимается описание плана будущих действий в контексте общественно значимой деятельности (Баранов, 2007:439). Проблема в выделении пропозициональной части заключается в следующем: является ли это описанием будущих действий адресата, и относятся ли эти действия к общественно значимой деятельности. При формировании пропозиционального содержания скрытых призывов большую роль играют экстралингвистические факторы. Под экстралингвистическими факторами формирования речевого акта понимают те явления внеязыковой действительности, в условиях которых осуществляется коммуникация. В случае описания событий в Москве со сносом торговых точек, указывается на то, что данная ситуация является лишь следствием проблем, укоренившихся в нашем обществе, в частности, коррупции. Таким образом, экстралингвистическим фактором формирования призыва выступает не отношение общества к описываемой ситуации, а его отношение к основному источнику проблем. Количество экстралингвистических факторов может меняться в зависимости от тематики, цели и аудитории. Рассматривая цикл статей «Русская земля Казахстана», мы обнаружили, что на формирование призыва оказывает влияние целый комплекс тесно связанных экстралингвистических факторов:

  1. историческая несправедливость: данные земли были колонизированы русскими казаками и до революции входили в состав казачьего войска, что придает им характер русских земель, отобранных против воли народа.
  2. Положение русскоязычного меньшинства в КАССР: описание политики казахстанских властей по отношению к русскоязычному меньшинству не иначе как «геноцид».

Влияние данных экстралингвистических факторов обеспечивает формирование установок на призыв к изменению текущей ситуации. Следует отметить, что прямые призывы отсутствуют, то есть остаются неописанными как средства достижения цели призыва, так и способ действия, что, кстати является основными характеристиками призыва как речевого факта. Однако цель и назначение скрытого призыва состоит в манипуляции общественным сознанием, в формировании в сознании человека необходимых установок. Таким образом, окончательное оформление призыва, приобретение им таких параметров, как описание образа действия и инструментов достижения поставленной цели, благодаря влиянию экстралингвистических факторов, происходит непосредственно в сознании участника целевой аудитории. Экстралингвистические факторы, на основании энциклопедических источников, могут быть разделены на 3 большие группы:

  1. политические
  2. исторические
  3. экономические
  4. социальные

Исходя из основных сфер общественной жизни, являющихся полем манипулятивных воздействий на сознание адресата, можно констатировать, что основными экстралингвистическими факторами, оказывающими влияние на формирование речевых актов призыва, являются факторы, принадлежащие к одной или нескольким из указанных групп. Однако в каждом отдельном случае они уникальны, так как группируются вокруг вопросов, определяющих конъюнктуру текущего периода социально-экономического развития общества.

Список литературы

  1. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теоретические основания и практика. Москва: Флинта. 592 с.
  2. Гаврилов А.А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества // Молодой ученый. 2012. № 43. С. 152–155.
  3. Геворкян А.Э. Понятие, сущность и функции массовой коммуникации // 2005. № 3.
  4. Суслов Евгений Валерианович. СМИ как инструмент формирования общественного мнения в процессе становления гражданского общества // 2004.
  5. Т.Б. Радбиль, В.А. Юматов. Возможности и перспективы применения теории речевых актов в лингвистической экспертизе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. С. 286–290.
  6. ФБК назвал заинтересованных в сносе ларьков в Москве [Электронный ресурс]. URL: https://tvrain.ru/articles/fbk_nazval-403333/ (дата обращения: 10.02.2016).
  7. Экстралингвистические, или внелингвистические, стилеобразующие факторы функциональных стилей - это... Что такое Экстралингвистические, или внелингвистические, стилеобразующие факторы функциональных стилей? [Электронный ресурс]. (дата обращения: 17.02.2016).

Печать