gototopgototop

УДК 65.011.56

Автоматизированная система управления сервисами в сфере услуг

Алимова Юлия Бельдяновна - студентка факультета Автоматики и информационных технологий Самарского государственного технического университета.

Забержинский Борислав Эдуардович - кандидат технических наук, доцент Самарского государственного технического университета

Аннотация: Статья о развитии автоматизированной системы он-лайн бронирования гостиничных комплексов для управления всей системой сервисных услуг. Модернизация узкоспециальной программы позволяет применять ее в широком спектре предприятий сферы услуг.

Ключевые слова: Автоматизация, программный модуль, сервис, бизнес, сеть.

ВВЕДЕНИЕ

Информационная система управления службами и ресурсами гостиничного комплекса представляет собой, по сути, сервисный центр, управляемый онлайн. Проект основан на специфических требованиях предприятий индустрии гостеприимства с учетом нюансов осуществления коммерческой деятельности. Тем не менее, предлагаемая разработка после минимальной доводки легко укладывается в рамки нужд любой организации сферы обслуживания или туризма.

В основу проекта заложена автоматизированная служба он-лайн бронирования гостиничной сети, разработанная в Самарском государственном техническом университете студенткой пятого курса Юлией Алимовой под научным руководством доцента Борислава Забержинского. Разработка уже предложена к реализации и, согласно формульным расчетам, экономически эффективна.

ПРИМЕНЕНИЕ БАЗ ДАННЫХ

Решения по автоматизации деятельности служб того или иного предприятия, в принципе, широко развиты. Оперативные системы транзакционной обработки данных вполне совершенны и способны обеспечить регистрацию многих фактов и действий, хранение и даже архивирование введенных сведений.

В основе стандартного решения – системы управления реляционными базами данных, которые предложены еще в 1970 году сотрудником IBM доктором Коддом («relation» по английски – отношение, зависимость, связь). Их использование позволяет устранить недостатки структуры базы, избыточность данных, а, следовательно – нарушение их целостности.

Традиционно для создания реляционных баз данных используются уже построенные оперативные системы. Модернизированный и получивший новые модули проект он-лайн бронирования не только позволяет на долгосрочной основе планировать работу отеля, но и управлять его службами в режиме реального времени. Список возможных услуг может видоизменяться в соответствии с нуждами и согласно процессам развития предприятия. Технически, система получает дополнительные модули для организации сервисного обслуживания. Затраты на внедрение любого из них минимальны, поскольку разрабатываются они на основе уже существующей схемы.

В разработке программного модуля использованы наиболее распространенные и совместимые с максимальным количеством браузеров технологии. HTML 4 (HyperText Markup Language – язык гипертекстовой разметки), CSS (Cascading Style Sheets – каскадные таблицы стилей), web-сервер Apache, язык JavaScript и PHP, который поддерживает ряд популярных CMS (систем управления базами данных) – MySQL, Oracle. Для одновременного получения данных в различных измерениях предлагается использовать механизм регистров оперативного учета, который основан на многомерном представлении сведений.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С СИСТЕМОЙ

Смысл разработки – возможность выбора необходимых или отказа от невостребованных услуг и сервисов, которые прописываются в основном модуле он-лайн бронирования в процессе появления. Причем связь с системой двусторонняя – с одной стороны клиент после регистрации способен сам заказывать или отказываться от них, с другой стороны – сотрудник гостиничной сети мгновенно получает информацию и может оперативно реагировать на происходящее.

Обновление системы в режиме онлайн автоматически убирает лишние данные из базы и формирует актуальный запрос на обслуживание. Развитую систему запросов и актуальные отчеты можно прямо применять для вынесения решений. При этом, отчеты могут строиться как на базе по запросу, так и на регулярной основе, когда формируются по достижению определенного времени или количества событий (от одного).

Возможно предусмотреть несколько уровней доступа к системе. Как минимум, «Руководитель», «Сотрудник сервиса», «Клиент». В первом случае бухгалтер или директор могут получать полный доступ к заказанным сервисам и сведениях об их оплате в режиме реального времени или по итогам, например, рабочего дня. Во втором, сотрудник сервисной службы имеет доступ лишь к модулю своего сервиса и возможность планировать работу в зависимости от количества заказов, отмечая в системе факты оказания услуг и оплаты. В третьем, клиент, получивший после регистрации право заказа услуг, может от них отказаться, совершив элементарное действие, а по окончанию визита получить полный отчет о полученном сервисе и его стоимости в виде сформированного системой файла, либо в форме отчетной документации.

Интерактивность модулей предполагает различные критерии подбора сервисов и сохранение конфиденциальности введенной информации. В том случае, если сервис окажется связан с общедоступными базами данных, это еще более упростит введение данных и позволит в онлайн-режиме выставлять счета юридическим либо физическим лицам, обеспечивая оперативное оформление бухгалтерской отчетности. Интуитивно понятный, дружелюбный интерфейс не позволит допустить ошибку при вводе данных.

Независимые модули общей сервисной системы позволяют избежать затяжек вынесения критически важных решений. Подобная служба оперативнее сбора данных с каждого отдельного сегмента предприятия, исключает физический процесс запросов и интерпретаций.

Руководителя, в принципе, в процессе работы может заинтересовать абсолютно неожиданный вопрос (например, сколько часов в определенный день минувшего месяца простаивала сауна заведения). Разобраться в архиве бумажных документов окажется проблематично, а поверить на слово сотруднику – смелое с его стороны решение. В то же время, предлагаемая система позволяет получить исчерпывающую информацию максимально оперативно. Процесс анализа данных происходит итерационно – он охватывает различные сведения (сроки, время, стоимость, количество и прочее). Отпадает и вторая проблема – содержание компетентного сразу во многих вопросах IT-специалиста, который нередко вынужден отвлекаться на рутину по заданию руководства и, следовательно, переключаться на низкоэффективную работу. Сводится к нулю и сложность понимания требуемых клиентом системы отчетов. Каждый получает лишь то, в чем компетентен и лишь те данные, запрос на которые может сформировать. Исключается возможность искажения либо неверной интерпретации фактической информации при передаче от служб по команде.

ВЫВОДЫ

Разрозненные данные нескольких оперативных систем – не что иное, как просто заметки, которые приходится сводить воедино для формирования общего отчета. Без них информация остается неполной, а предлагаемая система модулей сервисной службы позволяет выполнять исключить неопределенность. Поддержка принятия решений на основе подсистем оперативного анализа эффективна и для краткосрочной перспективы, и необходима для серьезных объемов данных, которые можно копить годами.

Разработка автоматизированной информационной системы на основе формирования куста независимых сервисных модулей для контроля и осуществления оперативной деятельности гостиничного комплекса является актуальной и своевременной. Анализ аналогов показал, что подобные системы в реальной коммерческой деятельности редки, а в качестве подобного решения можно рассматривать, как вариант, программу «Фабрика новостей», которая используется в процессе телепроизводства.

Cписок литературы

1. Ю. Алимова, Б. Забержинский «Автоматизированная система онлайн-бронирования гостиничной сети. Актуальность и рентабельность» журнал «Научный аспект» №1 (2015)

2. Котлер Ф.. «Маркетинг. Гостеприимство. Туризм». М.: Юнити, 2005.

3. Плотникова Н. «Комплексная автоматизация туристского бизнеса». М.: Сов. спорт, 2001.

4. Окороков В. «Системы бронирования» Компания UTS www.astt.ru

5. Возможности автоматизированных систем резервирования www.rozamira.com

6. Компьютерная энциклопедия www.km.ru

7. Сайт системы бронирования Worldspan www.worldspan.com/

8. Главный гостиничный сервис постсоветского пространства www.hotels.su

9. Каурова А.Д. «Организация сферы туризма». СПб.: Герда, 2004.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк