Мониторинг личностных компетенций обучающихся как средство эффективного управления образовательной средой школы

Юрьева Светлана Рифовна – учитель ГБОУ Школа №1381 СП 1778 «Московский Шереметьевский кадетский корпус».

Жукова Ирина Георгиевна – педагог-психолог ГБОУ Школа №1381 СП 1778 «Московский Шереметьевский кадетский корпус».

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности функционирования развивающей образовательной среды, спроектированной на основе результатов внутреннего мониторинга универсальных учебных действий, соответствующих требованиям новых федеральных государственных стандартов.

Ключевые слова: Мониторинг, проектирование, управление, компетенции, инновационная деятельность, психолого-педагогический инструментарий, универсальные учебные действия.

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. Происходящие в социуме изменения ставят ребенка перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Современная школа – школа правильно организованного взросления ребенка в разновозрастной детско-взрослой образовательной общности.

В условиях внедрения и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые устанавливают требования к результатам обучающихся (личностные, метапредметные и предметные), появилась необходимость разработки и систематизации психолого-педагогического инструментария для диагностики процессов формирования и развития универсальных учебных действий школьников. Стандарт ориентирует на становление личностных характеристик выпускника, но не определяет критерии и показатели развития личностных компетенций.

Инновационный проект, реализуемый в структурном подразделении «Московский Шереметьевский кадетский корпус» Школы №1381, заключается в функционировании развивающей образовательной среды, спроектированной на основе результатов внутреннего мониторинга универсальных учебных действий (УУД), соответствующих требованиям новых федеральных государственных стандартов. Комплексная разработка психолого-педагогического инструментария для проведения диагностических исследований в условиях кадетского корпуса с постоянно действующим мониторингом динамики развития личностных компетенций обучающихся и учетом вносимых коррективов, закладывают предпосылки оздоровления социума и психологического климата каждой семьи. Высокие моральные требования к кадетам позволяют поддерживать в корпусе неформальную иерархию ценностей, шкалу норм, идеалов на которые равняются все обучающиеся.

Психолого-педагогическая оценка и проектирование деятельности на основе полученных результатов – это важнейший фактор роста эффективности управления учебно-воспитательным процессом в школе, профессиональной компетенции педагогов и образовательных результатов обучающихся.

Результаты анкетирования учителей «Московского Шереметьевского кадетского корпуса» позволяют сделать вывод, что педагогический коллектив обладает достаточными ресурсами и кадровым потенциалом для эффективной реализации современных инновационных проектов. Интерес к инновационной деятельности в кадетском корпусе проявляют 69% педагогов, частично – 26%, не проявляют интереса – 5%. 51% педагогического коллектива чувствуют себя готовыми к освоению нового в современной системе образования, частично – 46%, не готовыми себя считают 3% педагогов. 40% педагогов отмечают, что в ходе инновационной деятельности у учащихся повышается интерес к учению. 26% педагогов считают, что инновационная деятельность позволяет педагогу реализовать свой опыт и способности. 23% учителей отмечают, что при участии в инновационной деятельности «возрастает собственное самоуважение, формируется новый взгляд на себя». По мнению педагогов структурного подразделения 1778, инновационная деятельность воздействует на мотивацию учителя к повышению профессионального мастерства.

Предметом мониторинга в первых классах в 2013-2014 учебном году стали метапредметные универсальные учебные действия (УУД). Для этой цели был использован диагностический комплект «Учимся учиться и действовать», созданный коллективом авторов центра психологического сопровождения образования «Точка Пси» под руководством М.Р. Битяновой. Данный комплект позволяет учителю и психологу отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных результатов и анализировать динамику этого процесса. Всего в ходе мониторинга обучающиеся выполнили 48 заданий, разделенных на 16 модулей. В каждый модуль входит три задания, которые диагностируют уровень развития того или иного метапредметного умения на конкретном предметном материале. У младших школьников процесс освоения УУД находится на начальном этапе. В 1 классе в ходе мониторинга изучается восемь метапредметных УУД, в рамках которого у обучающихся диагностируется владение этими умениями на уровне представления. Данный уровень характеризуется тем, что ребенок выполняет то или иное универсальное учебное действие по образцу, который содержит необходимый способ действия. Получены следующие результаты.

Рисунок 1. Диаграмма рейтингов умений (1-А и 1-Б классы, май 2014 г.).

Анализ рейтинга умений УУД показывает сформированность каждого УУД по классу в целом. Чем выше порядковый номер, тем хуже развито умение обучающихся данного класса. Как видно из диаграммы, в 1-а классе лучше сформированы причинно-следственные связи, обобщение. В 1-б – обобщение и синтез. Особую трудность для детей вызвали умения классифицировать, оценивать и анализировать. Необходимо отметить, что по сравнению с началом учебного года, такие УУД, как синтез, обобщение, планирование и оценивание по классу в целом имеют положительную динамику (рис. 2).

Рисунок 2. Диаграмма рейтингов умений (1-А класс, 2013-2014 учебный год).

Во втором классе педагогам будет необходимо обратить особое внимание на формирование именно этих УУД.

Анализ результатов мониторинга дает возможность спланировать работу по развитию метапредметных УУД с учетом уровня развития отдельных умений каждого обучающегося. По результатам выполнения заданий всех детей можно разделить на 4 группы по каждому умению (таблица 1).

Таблица 1. Уровни развития умений обучающихся.

Группа 1

Учащиеся, успешно выполнили задания «на выполнение» и «на ориентацию»

Группа 3

Учащиеся, не выполнившие задания «на выполнение», но успешно справились с заданиями «на ориентацию»

Группа 2

Учащиеся, успешно выполнили задания «на выполнение» и не справились с заданиями «на ориентацию»

Группа 4

Учащиеся, на выполнившие задания «на выполнение» и «на ориентацию»

Эти данные позволили педагогам подобрать для каждой группы учащихся необходимые для их развития задания и формы самостоятельной работы. Анализируя полученные результаты, можно отметить, что в 1-а классе преобладают учащиеся группы 1 по нескольким умениям, а в 1-б классе больше детей группы 4 (таблица 2).

Таблица 2. Распределение умений по группам (1-а и 1-б классы, май 2014 г.).

группы

Сравне-

ние

Класси-

фикаця

Синтез

Анализ

Обобще-

ние

Прич.-следств. связи

Планиро-

вание

Оцени-

вание

1-б

1-а

1-б

1-а

1-б

1-а

1-б

1-а

1-б

1-а

1-б

1-а

1-б

1-а

1-б

1-а

Количество учащихся

1

5

16

4

5

13

17

6

17

17

20

5

10

6

21

2

7

2

11

5

5

14

-

7

14

7

2

4

1

1

4

4

-

10

3

3

7

2

1

11

1

-

1

6

4

11

17

4

3

2

4

4

9

3

17

11

4

6

8

6

3

3

11

3

14

3

25

10

Педагогам первых классов были даны рекомендации по работе с группами. Общие рекомендации для работы с учащимися группы 1 следующие: подобрать задания, которые помогут обучающимися осознать способы действия, содержащиеся в учебных заданиях; научить описывать сам процесс выполнения задания словами. Важно отметить, что в мониторинг для второго класса войдут задания не только «на выполнение» и «на ориентацию», но и «на описание».

Для работы с обучающимися группы 4 потребовалась аналитическая работа с индивидуальными результатами каждого ученика. Было установлено, что у детей возникали трудности при выполнении самостоятельных заданий, т.е. «на ориентацию». Учащиеся действовали методом «проб и ошибок», опирались на случайные свойства и признаки, не видели за новыми условиями уже знакомый метапредметный способ. Для работы с данными обучающимися педагогу помогут задания, в которых необходимо найти и исправить ошибку в выполнении способа.

Кроме этого, в 1-а и 1-б классах выявилась группа детей, которым необходима психолого-логопедическая поддержка. Без помощи данных специалистов ребенку будет трудно выйти на хороший образовательный результат второго класса, как предметный, так и метапредметный. С родителями данных детей были проведены необходимые консультации.

Таким образом, результаты мониторинга позволяют увидеть объективную психолого-педагогическую информацию о том, как на данный момент развиваются УУД у каждого ребенка и класса в целом. Мониторинг развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка. Профессиональные навыки работы с мониторингом – это развитие самого педагога, его мастерства, готовности быть педагогом XXI века.

Проектирование работы на основе результатов диагностических исследований оказывает позитивное воспитательное воздействие и приводит к положительным результатам обучения и воспитания школьников. Дальнейшая целенаправленная психолого-педагогическая деятельность по проведению диагностики в сфере метапредметных универсальных учебных действий и проектированию (при необходимости и корректированию) работы будет способствовать успешному формированию и развитию ключевых компетенций, составляющих основу умения учиться, и как следствие, росту качества образования.

Список литературы

1. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 1 класс / Под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. - Самара: Издательский дом "Федоров": Издательство "Учебная литература", 2012. - 80с.

2. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Методические рекомендации. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 1 класс / Под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. - Самара: Издательский дом "Федоров": Издательство "Учебная литература", 2012. - 96с.