УДК 377.35

Сетевое взаимодействие профессионального обучения: достоинства и недостатки

Дудина Марина Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Психологии и физиологии Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Хаматнуров Фердинанд Тайфукович – доктор педагогических наук, профессор кафедры Психологии и физиологии Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматривается сущность проявления сетевых технологий в образовании в целом и профессиональном образовании в частности. Особое внимание уделено роли сетевого взаимодействия различных образовательных и хозяйственных организаций в реализации производительного труда; раскрываются требования к договорам о сетевой форме реализации образовательных программ.

Ключевые слова: Сеть, сетевое взаимодействие, образование, профессиональное образование, производительный труд, сетевая форма реализации образовательных программ.

Понятие «сеть» в настоящее время прочно вошло в лексикон современного человека. Компьютерная сеть, информационная сеть, кредитная сеть, сетевой маркетинг, торговая сеть, социальная сеть и другие подобные словосочетания являются достаточно распространенными. Сетевой подход становится механизмом развития, распространения общих идей, ценностей, действий. Многими специалистами сеть рассматривается как модель, обеспеченной общими усилиями, перспективной технологии успешности деятельности [8].

Сфера образования не является изолированной, отстраненной от сетевых технологий. В новой редакции закона «Об образовании в Российской Федерации» появилось положение, регулирующее сетевое взаимодействие (ст. 15) [11].

Согласно закону, сетевая форма призвана обеспечить возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, как организаций осуществляющих образовательную деятельность, так и иных организаций занимающихся научной, производственной, коммерческой, культурной и другими видами социально востребованной деятельности. «В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой» [11].

Сетевой подход должен прийти и в систему образования страны и изменить образовательные отношения. В сетевом подходе в образовании возлагаются надежды на появление нового синергетического потенциала образовательных организаций, направленного на обеспечение качества прежде всего профессионального образования.

Для понимания сущности сетевого формы образовательной деятельности имеет смысл рассмотреть толкование понятия «сеть», принятого в русском языке, так как, исходя из этого смысла, происходит его понимание и способы реализации.

Прямой смысл понятия «сеть», обозначенный в толковых словарях, рассматривает его как множество пересечения линий, нитей, пространств, закрепленных между собой узлами, множество переплетенных скрещенных нитей [7, с. 658]. Такой прямой смысл создает образ или модель понимания сетевого взаимодействия в образовании как многосторонней связи разнообразных партнеров образующих между собой неразрывное сплетение, соединение, которое обеспечивает надежный результат, принадлежащий одновременно взаимодействующим участникам и создающий прочность и надежность для всех остальных участников. Именно этот узел будет являться одной из точек роста для всей сети, констелляцией условий, обеспечивающих успех [1]. Такой смысл прослеживается в переносном смысле этого понятия – как совокупность расположенных где-либо и связанных единой системой учреждений, предприятий и т.п. [5, 8]. Однако, «сеть» в обыденном представлении часто ассоциируется не только с успехом, но и с «ловушкой», «капканом» и, следовательно, в сетевом взаимодействии, в частности, в образовании нужно видеть не только положительные стороны, но и отрицательные [8].

История развития профессионального образования убедительно показывает, что сама суть этого вида образования невозможна без сетевого «горизонтального» взаимодействия равноправных и равноответственных образовательных и хозяйственных организаций и профессиональных сообществ. Перекос в правах и ответственности в ту или иную сторону не приносит необходимого результата в подготовке специалистов, и только их сбалансированное взаимодействие обеспечивают синтез, интеграцию познавательных и профессиональных компонентов в личный опыт [8].

Традиционно в профессиональном образовании данный синтез обеспечивался за счет включения в образовательный процесс производительного труда. Производительный труд – это труд, создающий материальные блага и продукты интеллектуальной деятельности, имеющие потребительскую стоимость. Производительный труд является прерогативой организаций, ведущих профессиональную деятельность [6].

С одной стороны, включение в профессиональное обучение производительного труда обеспечивает вхождение обучающихся в реальную ситуацию производства и погружение их в реальные условия профессиональной деятельности, способствует возникновению субъективного ощущения и понимания профессии. Производительный труд позволяет смоделировать деятельность на реальном рабочем месте, прочувствовать требования производства к результату труда, включиться в рабочий темп через соблюдение норм времени, отследить региональную специфику производства, освоить новые технологии. Кроме того, производительный труд оказывает перемены на обучающегося и на личностном уровне – повышает ответственность (труд связан с выпуском реальной продукции); повышает мотивацию обучения (обучающийся получает вознаграждение за свой труд); формируется культура профессионального сообщества, происходит профессиональная идентификация (общение с наставниками, администраторами, коллегами и сослуживцами); корректируется профессиональное самоопределение (отражение в сознании достоинств и недостатков профессиональной деятельности); возрастает самоуважение (включение во «взрослую», социально-профессиональную жизнь), активизируются процессы личностной и профессиональной самореализации (удовлетворяются интересы, проявляется собственная позиция) [5, 9].

С другой стороны, необходимо отметить и негативные проявления возможные при неправильной организации производительного труда. Преобладание в профессиональном обучении производительного труда приводит к снижению образовательной составляющей профессиональной подготовки. Это значит использование более упрощенной системы производственного обучения (доминирование предметной системы обучения), отсутствие системности в педагогических процессах обучения и воспитания (запаздывание или забегание вперед теории и практики), потребительский подход (ориентация только на материальное вознаграждение); сужение профессиональных интересов (актуализация сиюминутных проблем) [2, 3].

Учитывая, что производительный труд для обучающихся невозможно реализовать без сетевого взаимодействия различных образовательных и хозяйственных организаций, то необходимо четко определить констелляцию данной формы образования. Закон об образовании требует в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указывать следующие характеристики [9, 11].

1) Вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы.

В данном требовании, на наш взгляд, взаимодействующие организации должны четко обозначить соотношение, последовательность прохождения и сочетания теоретического и производственного обучения, разработать график учебного процесса и четко сформулировать результаты прохождения каждого этапа, с указанием периода включения производительного труда в образовательный процесс.

2) Статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы.

Требование должно учитывать форму участия обучаемого в реальном производственном процессе, его права и обязанности, в том числе связанные с оплатой труда при выполнении реальных производственных заданий. При этом следует учитывать тот факт, что для обучаемых должны быть рассчитаны нормы времени выполнения заданий начиная с ученической нормы времени до постепенного ее повышения до уровня взрослой нормы.

3) Условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы.

Кроме распределения обязанностей между взаимодействующими организациями при использовании в образовательном процессе производительного труда следует предусмотреть право каждой из сторон корректировать образовательный процесс с учетом интересов не только организации, но и обучающегося, его безопасности, обеспечения социального и профессионального развития, а также ответственность каждой из организаций за нарушение установленных норм образовательной деятельности.

4) Выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы.

В выдаваемых документах целесообразно был бы предусмотреть указание участия обучающихся в реальном производственном процессе и оценку их профессионального опыта, через компетенции и время участия в производственном процессе.

В целом, обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что производительный труд именно тот «узел», вокруг которого аккумулируются усилия взаимодействующих организаций обеспечивает сетевое взаимодействие образовательной организации и производства. Реализация сетевого подхода в образовательном процессе требует нового осмысления и актуализации имеющегося опыта в организации взаимодействия образовательных и иных организаций заинтересованных в повышении качества подготовки специалистов в нашей стране.

Список литературы

1. Дудина М. М. Констелляция саморазвития личности в объективном творчестве: понятие, сущность, проявление / М.М. Дудина, Ф.Т. Хаматнуров // В мире научных открытий. 2013. № 11.4 (47). С. 94-101.

2. Дудина М. М. Профессиональное саморазвитие студентов в процессе обучения в вузе / М.М. Дудина, Н.В. Остапчук //Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 1. С. 126.

3. Дудина М. М. Профессиональная педагогика: психологический аспект: Учеб. пособие /Под ред. Н.С.Глуханюк / М.М. Дудина. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. проф.-пед. ун-та, 2006. 95 с.

4. Дудина М. М. Психологические аспекты саморазвития личности в системе непрерывного профессионального образования / М.М. Дудина, Ф.Т. Хаматнуров // Путь науки. 2015. № 1 (11). С. 153-155.

5. Дудина М. М. Успешная адаптация одаренных детей в учебной и социальной среде: психолого-педагогические подходы / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров // Академический журнал Западной Сибири. 2012. № 5. С. 12-13.

6. Катханов К. Педагогические основы производительного труда учащихся в профессионально-технических училищах. Изд.2 /К. Катханов. Москва: Высшая школа, 1976. 335 с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Издание десятое, стереотипное. Под ред. профессора Н. Ю. Шведовой / С. И. Ожегов. Москва: Советская энциклопедия, 1972. 848 с.

8. Романцев Г. М. Многоуровневые вариативные модели формирования территориального (регионального) образовательного пространства / Г. М. Романцев, В. А. Федоров, Ф. Т. Хаматнуров, К. Ю. Комаров. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. -пед. ун-та, 2007. 178 с.

9. Хаматнуров Ф. Т. Интегрированная подготовка квалифицированных рабочих: проблемы и перспективы / Ф. Т. Хаматнуров // Образование и наука. 2007. № 3. С. 37.

10. Хаматнуров Ф. Т. Социально-психологические и психолого-педагогические проблемы развития одаренности у школьников: межрегиональные исследования / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров // European Social Science Journal. 2014. № 2-1 (41). С. 125-129.

11. "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный курс]: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (29 декабря 2012 г.)// Консультант плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432/

Интересная статья? Поделись ей с другими: