УДК 377.112.4

Роль программного профессионального модуля «Организационно-аналитическая деятельность» в написании выпускной квалификационной работы на отделении «Лечебное дело»

Окорокова Олеся Юрьевна – магистрант факультета Государственного и муниципального управления Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации; руководитель Филиала №1 Орловского базового медицинского колледжа.

Аннотация: В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 472 был утверждён новый Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело». Он предусматривает нововведение- подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. Этот новый вид итоговой аттестации требует особый подход к подготовке выпускников.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, выпускная квалификационная работа, организационно-аналитическая деятельность.

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 060101 «Лечебное дело» всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.

По новым ФГОС СПО выпускники медицинского колледжа готовят и защищают выпускную квалификационную работу. Преподаватели, являющиеся научными руководителями выпускной квалификационной работы (далее ВКР) сталкиваются с определенными трудностями. По опросу преподавателей, являющихся научными руководителями ВКР студентов-выпускников, большая часть времени (60%) уходит на организационную часть. Выпускники, выполняющие работу порой не всегда умеют правильно оформить работу, т. к. не имеют достаточных навыков по использованию нормативно-правовой документации для оформления выпускных квалификационных работ. В связи с этим, научным руководителям ВКР приходится тратить значительную часть времени на объяснения по поводу оформления работ, а не заниматься научно-исследовательской частью работы.

Студент должен уметь самостоятельно ориентироваться в «Положении о порядке организации и проведения государственной итоговой аттестации в БОУ ОО СПО «Орловский базовый медицинский колледж» (Приложение №1 «Требования по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в БОУ ОО СПО «Орловский базовый медицинский колледж»); правильно редактировать текст, соблюдать ориентацию, шрифт, сноски, структуру работы и т. п. Этими навыками он должен овладеть на занятиях.

Будущим фельдшерам, на пятом курсе, по новым федеральным государственным отраслевым стандартам предусмотрен довольно обширный программный профессиональный модуль «Организационно-аналитическая деятельность». Он представлен девятью разделами: «Общественное здоровье», «Организационные основы профессиональной деятельности», «Экономические основы здравоохранения», «Основы управления здравоохранения», «Страховая медицина», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Медицинская статистика», «Основы документоведения в здравоохранении» и «Информационное обеспечение профессиональной деятельности».

Программный профессиональный модуль «Организационно-аналитическая деятельность» позволяет студентам проводить исследовательскую, практическую часть выпускной квалификационной работы. Исследовательская часть предусматривает знания не только медицинские, но и в большей части организационно- аналитические. Так, раздел «Общественное здоровье» необходим для изучения общественного здоровья, связанного с факторами, формирующими здоровье населения; медико-социальных аспектов демографии; раздел «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» позволяет изучить права и обязанности как медицинских работников, так и пациентов; изучить нормативно-правовую, отчётную документацию. Раздел «Медицинская статистика» позволяет проводить статистические исследования: изучать данные официальной статистики государственных учреждений и организаций; проводить выкопировку данных из первичной медицинской документации; проводить составление анкет, таблиц, опросников; проводить анкетирование, интервьюирование и т. п. Кроме того, изучаются графические изображения и правила их построения. «Основы документоведения в здравоохранении» позволяют изучить правила работы с нормативно-правовой документацией, локальными актами и т. п. «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» необходимо для того, чтобы уметь делать запросы необходимой информации в сети Internet, работать со справочно- правовыми системами, базами данных.

Т.е. данные разделы позволяют найти информацию, обработать её, изобразить графически, составить анкету и провести опрос, проанализировать данные, составить таблицы, изучить официальные документы, изучить статистические данные; позволяют правильно работать с текстом выпускной квалификационной работы и подготовить презентацию к защите своей работы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что полученная информация, от преподаваемых модулей на последнем курсе обучения, позволяет научиться правилам написания и оформления выпускной квалификационной работы. И в этом случае преподаватель, являющийся научным руководителем ВКР, будет на консультациях заниматься научной работой, а не учить выпускника как правильно отредактировать текст или сделать диаграмму.

Вследствие сделанного вывода, можно рекомендовать преподавателям разделов данного модуля помогать составлять структуру будущей работы студентов, задействовав межпредметные связи; научить выпускников правильно организовывать свою работу.

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 514).

2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060101 Лечебное дело

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 472).

3. Программный профессиональный модуль «Организационно-аналитическая деятельность» по специальности 060101 «Лечебное дело» углубленный уровень среднего профессионального образования.