УДК 811.111; 343.342

К проблеме лингвистической безопасности личности

Вандышева Анна Валентиновна - кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой Делового английского языка Института компьютерных систем и информационной безопасности Кубанского государственного технологического университета.

Аннотация: В работе поднимается проблема информационной, в частности, лингво-коммуникативной безопасности и защиты граждан от речевой агрессии. Подчеркивается необходимость выявления и предотвращения скрытых угроз в информационном пространстве Российской Федерации. Предлагается методика проведения лингвистической и психолингвистической экспертизы текстов с целью определения состава вербального преступления.

Ключевые слова: Информационные войны, лингво-коммуникативная безопасность, лингвистическая и психолингвистическая экспертиза, вербальные правонарушения, скрытый призыв, экстремистская деятельность.

На современном этапе развития и функционирования общества все большую актуальность приобретает проблема информационной безопасности. Озабоченность лингвистов и специалистов смежных областей научного знания вызывают так называемые «информационные войны», избирающие целью психику, сознание, подсознание, ценностные установки отдельно взятой личности, социальных групп, сообществ и т.д.

В связи с этим возникает острая необходимость в обеспечении лингво-коммуникативной безопасности [1:72], что становится одной из важнейших государственных задач, выходящих далеко за рамки собственно филологии и языковой политики.

Для этого требуется мониторинг с последующим проведением специальных исследований информационно-коммуникативного пространства: СМИ, особенно веб-медиа, сетевых сообществ, блогов и т.п. (и в том числе, на предмет антиэкстремистских и антитеррористических задач).

Наблюдения и анализ показывают резкий рост количества вербальных преступлений. В электронных и печатных средствах массовой информации (СМИ) нередко распространяется не соответствующая действительности информация, умаляющая, порочащая честь и достоинство граждан, встречаются откровенная клевета и оскорбления, призывы к противоправной и экстремистской деятельности, насилию и агрессии.

Выработка четкой методики собственно лингвистического и психолингвистического экспертирования информации с целью выявления возможных вербальных правонарушений приобретает особую актуальность.

Одним из методов предотвращения подобных угроз видится в проведении лингвистической и психолингвистической экспертизы устных (фонограмма, видеограмма) и письменных текстов (произведений речи) с целью выявления разного рода правонарушений и защиты от речевой агрессии. Особое внимание необходимо уделять анализу и экспертизе текстов, вызывающих подозрение по факту наличия экстремистской составляющей, ведению террористической деятельности и участию в противоправных действиях экстремистского толка, содержащих радикальные призывы и лозунги в открытой и скрытой формах; наличия факторов, способных серьезно влиять на общественно-политическую и экономическую ситуацию в российских регионах; постановки в тексте общественно опасных целей; наличия планов, угрожающих безопасности страны и здоровью граждан; пропаганды «культа смерти», «готовности к самопожертвованию во имя интересов учения» и т.д., что может быть использовано для формирования ресурсной базы преступных организаций.

К конкретным задачам следует отнести в широком смысле изучение языковой личности и речевого поведения индивида, исследование формальной и содержательной сторон речи как результата вербальной коммуникации. При этом особое внимание следует уделить научному анализу всех компонентов акта речевой коммуникации, научно-обоснованному составлению психо-лингвистических портретов участников.

Важной частью такого исследования является изучение и анализ специальных тактик (НЛП, суггестивные приемы и компоненты в текстах), применяемых для вербовки мирных граждан для участия в преступных террористических группировках, а также выявление механизмов обеспечения защиты от речевой агрессии.

В последнее время все чаще объектами суггестивного воздействия становятся лица славянского происхождения. Тактики нейро-лингвистического воздействия зачастую применяются при общении в кругу молодежи, в социальных сетях. Изучение, анализ и последующий суггестологический анализ текста переписки в социальных сетях, просмотр блогов с целью распознавания и нейтрализации манипулятивных приемов и тактик, оценка коммуникативного эффекта текста, разработка особых методик противодействия речевому манипулированию может помочь в предотвращении вербовки русских граждан в экстремистские организации, а также выявить скрытые угрозы.

Наиболее опасными представляются нам тексты экстремистского толка, содержащие имплицитные (скрытые, неявные) угрозы, суггестивные компоненты, направленные не только на изменение морально-психологических установок реципиента и способствующих формированию массового сознания в заданном векторе, но и вызывающие определенную, четко запрограммированную реакцию или призывающие присоединиться к той или иной экстремистской группировке. Посредством распространения подобных текстов осуществляется попытка подсознательного воздействия на психику реципиента и воздействия на механизмы мышления, формирование осознаваемых ценностей и убеждений на иррациональной основе. Сочетание отмеченных изменений лишает личность способности критического осмысления происходящих изменений, ведет к нарушению способности собственного независимого волеизлияния.

В скрытом призыве нередко содержится развернутый алгоритм действий. Получив такой посыл, реципиент четко исполняет заданную программу, зачастую не осознавая свои действия.

Кроме того, отмечается налаженный процесс создания суггестивных аудиатекстов для воздействия на установки личности и общественных систем. Структура и специальная ритмика речи являются невербальными компонентами коммуникации, воздействующими на ритмы мозга, что обеспечивает подавление отрицательной индукции и повышение внушаемости.

Речевое произведение как психолингвистическое образование может быть объективным признаком состава преступления, источником криминалистически значимой информации, необходимой для раскрытия и расследования уголовных преступлений, административных правонарушений, или способствующей объективному разрешению гражданско-правовых споров. Не случайно принимаются новые законодательные акты, связанные с противодействием экстремизму, ограничениями СМИ (интернет также приравнивается к СМИ в ст.280 и 282 УК РФ) в распространении текстов противоправного содержания, усиливается внимание законодателя к правильному употреблению русского языка как государственного.

В США, к примеру, лингвистика и коммуникативистика рассматриваются как стратегические области научного знания, входящие в парадигму национальной безопасности.

Совместными усилиями военных и разведывательных структур была создана целая комплексная система TIA (Terrorism Information Awareness) по обработке огромного потока информации (телефонные разговоры, электронная почта, социальные сети, национальные и зарубежные СМИ, банковские счета, налоговые декларации, страховые полисы, резервирование авиабилетов, заказ номеров в отелях, водительские лицензии, штрафы за нарушения правил движения, заказы и покупки через Интернет и др.).

В настоящее время различными научными центрами ведется разработка специальных технологий автоматического анализа текстов, позволяющих, в частности, определять эмоциональное состояние автора материала в момент его написания и выявлять скрытые (подсознательные) послания в тексте. Такие программы позволяют смоделировать способ мышления суггестора. В результате анализа из текста выделяются компоненты подсознательного, скрытого послания суггестанту. Некоторые программы могут выполнять фоносемантический анализ, что позволяет определить важные особенности личности автора и его эмоциональную оценку события (например, положительный по внешнему смыслу текст может иметь сильную психологическую негативную окраску); выявлять наличие внутреннего противоречия при подготовке текста, группировать материалы не только по смысловой теме, но и по уровню и направленности эмоционального воздействия на читателя. Кроме того, автоматический анализ текста позволяет выполнять многомерную логическую свертку ранее автоматически выявленных и подготовленных тезисов и скрытых посланий.

Однако автоматизация процессов экспертирования текстов требует обязательного контроля лингвистов-экспертов.

Таким образом, для установления многообразных фактов, имеющих значение доказательств на этапе попыток предотвращения информационных угроз различной направленности, принятию безотлагательных мер противодействия экстремизму, обеспечения лингвистической и в целом информационной безопасности общества, сегодня становится жизненно важным осуществление профессиональной, в том числе, автоматизированной, лингвистической и психолингвистической экспертизы речевых произведений разного типа.

Список литературы

1. Данюшина Ю.В. Коммуникативная безопасность в государственном и деловом управлении // Язык. Словесность. Культура. – Т.3. Актуальные проблемы языкознания. - М., изд-во «АНАЛИТИКА РОДИС». - 2011.-№1. –– 162 с. (С. 71-86).

2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 11 г. «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // Российская газета, 4 июля 2011 г. (http://www.rg.ru/2011/07/04/vs-dok.html).

Интересная статья? Поделись ей с другими: