УДК 37.032

К вопросу о формировании экологической культуры у студентов профиля «Технология»

Калинина Инна Алексеевна – старший преподаватель Воронежского государственного педагогического университета.

Попова Олеся Николаевна – соискатель Воронежского государственного педагогического университета.

Слепцова Марина Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент Воронежского государственного педагогического университета.

Шаманина Лилия Анатольевна – ассистент Воронежского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются возможные пути формирования экологической культуры у будущих учителей технологии. Экологическая проблематика находит отражение во многих дисциплинах изучаемых студентами профиля «Технология». Будущий специалист должен осознать ценность своего здоровья, тогда он сможет создать среду, которая будет способствовать закреплению экологических знаний, отражающихся в поведении школьников.

Ключевые слова: Образование, формирование, экологическая культура, предмет «Технология», экологическое воспитание.

В настоящее время остро стоит проблема экологического кризиса, переживаемого человечеством. Поэтому значительно возрастает роль образования в формировании экологической культуры, бережного отношения к природе, готовности к сохранению природной среды, осознании ответственности человека перед обществом и природой.

В научно-методической литературе, посвященной экологической культуре, широко освещены вопросы образовании и воспитания учащихся школьного возраста и учащейся молодежи, чему подтверждением являются исследования Н.М.Мамедова, И.Т.Суравегиной (1996), С.Н.Николаевой (1992,1993,1994), Ю.В.Новикова (1991). А.П.Ошмарина (1998), И.В.Цветковой (1997), Ю.С.Салина (1998), Б.Б.Прохорова (1999), В.В.Карпова (2000), В.И.Медведева (2001), А.Н.Нюдюрмагомедова[1].

Что же мы понимаем под экологической культурой? Экологическую культуру можно представить с одной стороны, как динамическое единство экологических знаний, ответственного отношения к природе и реальной деятельности человека в окружающей среде, полагая, что экологическая культура являет собой процесс восприятия природы как целого, радость сотворчества с ней, приобщение к созидательным процессам мироздания, к ощущению гармонии и красоты природы.

С другой стороны, определяя целью экологического образования развитие экологической культуры, можно утверждать, что экологическая культура - это стержневое качество личности, которое определяет ее готовность к природоохранительной деятельности, поскольку в системе отношений «человек-природа» важно осознание себя как части природы, понимание ответственности перед будущими поколениями в процессе взаимодействия с природной средой[2].

Формирование экологической культуры личности становится важнейшим элементом учебно – воспитательного процесса. В цепочке непрерывного экологического образования большое внимание отводится высшим учебным заведениям. Студенчество должно иметь в университете возможность получения знания о необходимости взаимодействия общества и природы, быть научно подготовленным к действиям в этой области. Поэтому современное образование должно ориентировать молодежь, прежде всего на формирование нравственных ценностей, на осознание ими своей роли в создании гармоничных отношений между обществом и природой.

Экологическое образование берет на себя обязанность перестройки мировоззрения людей, переоценки ценностей, формирования экологической культуры. Поэтому экологическое образование является не только частью образования, а новым смыслом и целью современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человечества[3].

Преподаватели высших учебных заведений как наиболее авторитетная и подготовленная часть общества имеет преимущество перед другими категориями населения, и она призвана нести большую ответственность за стояние природной среды и за ее сохранение для будущих поколений. Преподаватели, как правило, лучше вооружены комплексом естественно -научных и гуманитарных знаний, владеют информационными технологиями, средствами массовой информации, аудиторными возможностями для просветительской и воспитательно-образовательной работы со студентами. Она может активно повлиять на формирование экологического мировоззрения и сознания студентов.

Будущие специалисты должны быть готовы адаптироваться к изменяющимся условиям системы образования, продолжать обучение на протяжении всей жизни, вносить вклад в развитие общества.

На разных этапах развития общества происходят очень важные процессы, направленные на усовершенствование системы профессионального образования, ориентированной на подготовку не только компетентного, но и здорового учителя. Если будущий специалист осознает ценность своего здоровья, тогда он сможет создать среду,которая будет способствовать закреплению экологических знаний, отражающихся в поведении школьников.

Изучение предмета технологии призвано обеспечивать развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности. Одним из результатов освоения учащимися программы «Технология» является наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ[4, ст.39].

Анализ содержания школьного технологического образования показал, что наибольшие возможности в формировании экологической культуры имеются при обучении следующих разделов технологии: «Эстетика пришкольного участка», «Технология ведения дома», «Кулинария», «Основы материаловедения», «Технологии в современном мире». В ходе освоения таких вопросов как санитария и гигиена на кухне, здоровое питание, бытовые электроприборы на кухне, виды и свойства тканей, применение экологически чистых и безотходных производств, экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире, подготовка почвы к посадке у учащихся формировались интересы, направленные на изучение материала о здоровье человека, его ценностях.

Формирование экологической культуры у будущего учителя технологии можно рассматривать как готовность к здоровому образу жизни и возможность применять знания в педагогической деятельности, направленной на укрепление и сохранение здоровья учащихся.

Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения человека. Это экологическое мировоззрение, ответственность за создание и сохранение благоприятной окружающей среды, выполнение экологических правил и требований, бережное отношение к использованию ресурсов. Для решения этой проблемы необходимо решить ряд задач:

1. Сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и в природе, безопасного для человека и окружающей среды;

2. Сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;

3. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

4. Способствовать осознанию ценностей экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.

В процессе формирования экологической культуры у студентов важная роль принадлежит взглядам, представлениям, установкам, чувствам, привычкам. В зависимости от того, какими ценностями и идеалами руководствуются будущие учителя технологии, во многом зависит характер их взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим особое значение приобретает непрерывная целеустремленная работа всех структур обучения, воспитания и образования.

Экологические аспекты проникают практически во все сферы жизнедеятельности современного специалиста. Введение элементов экологической подготовки повышает значимость технологического образования. Студенты должны знать фундаментальные понятия экологии, способы экономии материалов, участвовать в природоохранной деятельности, изучать окружающую среду и здоровье.

Очень важно на современном этапе развития образования учитывать такую проблему как периодическое обновление содержания экологического образования. В мире происходят изменения экологического характера, и вся наша жизнь стремительно меняется. Чтобы технологическое образование было адекватным и актуальным, необходимо чтобы изменения отражались в его содержании.

Экологическая проблематика находит отражение во многих дисциплинах изучаемых студентами профиля «Технология». При изучении таких курсов как «Культура питания», «Культура дома», «Технология приготовления пищи», «Материаловедение швейного и текстильного производства» важно обращать внимание студентов на экологические проблемы в питании, производстве материалов, состояние окружающей среды, возможности экономии ресурсов, использование отходов.

При изучении курса «Культура питания» студенты знакомятся с разумным потреблением пищевых продуктов, рациональным питанием, наличием в пищевых продуктах нитратов, способами получения экологически чистых продуктов, с источниками загрязнения воды и методами очистки. На занятиях проходит анкетирование в целях оценки знаний студентов, характеризующее условия обучения, образ жизни, пищевое проведение и устанавливается степень их влияния на здоровье студентов.

Изучая курс «Материаловедение швейного и текстильного производства» студенты должны понять, что одежда, созданная с учетом гигиенических требований, сохраняет здоровье человека. Наилучшими гигиеническими свойствами обладает одежда из натуральных волокон. Она хорошо впитывает влагу, воздухопроницаема. Но натуральные волокна дороги, и природные ресурсы для их производства ограничены.

Курс «Культура дома» позволяет изучить студентам способы использования моющих средствпри уходе за одеждой, жилищем, вопросы влияния освещенности и окраски стен, пола, мебели, штор, зеленых растений в интерьере жилой комнаты на состояние здоровья. Студентами выполняются декоративные изделия из природных материалов, на занятиях проходят показы экологической моды и дизайна.

Конечно,можно считать, что этого достаточно для повышения уровня элементов экологической культуры. Но социально - экономические преобразования в России сопровождаются стремительной сменой используемых в производстве технологий, что может привести к ухудшению экологической обстановки. Поэтому подготовка будущего специалиста должна работать на опережение. Уже не достаточно просто теоретических знаний по экологии. Необходимы более фундаментальные и практические знания.

Для формирования системы целостных знаний по основам экологического воспитания студентам предлагаются интегрированные задания, объединяющие следующие дисциплины: «Культура дома», «Культура питания», «Технология приготовления пищи». Эти задания позволяют не только формировать основы экологической культуры, но и проверить остаточные, текущие и итоговые знания, а также выявить возможность студентов принимать решение в конкретной реальной ситуации. Развитию экологического мировоззрения также способствует проектная деятельность студентов.

Разработанные УМК материалов по вышеперечисленным дисциплинам содержат методические рекомендации для преподавателей и студентовпо охране природы и окружающей среды, по экологии человека, по использованию здоровьесберегающих технологий (безопасной работы при выполнении технологических операций); перечень объектов труда и тематику учебных проектов, имеющие экологический компонент; комплект заданий тестового характера, что позволит повысить уровень форсированности элементов экологической культуры студентов.

Список литературы

1.Азизова Л. Р. Педагогические условия формирования экологического мировоззрения студентов технических вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук.- Махачкала,2013.- 26с.

2. Cтукаленко Н.М. Развитие экологической культуры как фактор общественного прогресса в условиях модернизации современного образования // международный журнал экспериментального образования . 2011. №11. с.25-27.

3. Игнатенко Ю.В., Лекомцева С.М., Бадьина Т.А. Экологическое образование как основа экологической культуры общества // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум».

4.Бабина Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания: учебное пособие для студентов 2-4 курсов физико-математического факультета, профиль «Технология»,магистрантов 2-го года обучения по программе «Профессиональное образование»: в 2-х ч. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2013. - Часть I.- 39 ст.

Интересная статья? Поделись ей с другими: