УДК 378.937

Профессиональная адаптация выпускников: социальные и духовно-нравственные проблемы

Слепцова Марина Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент Воронежского государственного педагогического университета.

Калинина Инна Алексеевна – старший преподаватель Воронежского государственного педагогического университета.

Шаманина Лилия Анатольевна – ассистент Воронежского государственного педагогического университета.

Попова Олеся Николаевна – соискатель Воронежского государственного педагогического университета.

Аннотация: В работе рассматривается феномен адаптации выпускников в быстроменяющейся социальной среде; приводятся определения понятия адаптации; анализируются ключевые социальные и духовно-нравственные функции процесса адаптации выпускников; выделяются этапы этого процесса, влияющие на успешность адаптации выпускника.

Ключевые слова: Профессиональная адаптация, социальные условия профессиональной адаптации выпускников вузов, духовно-нравственные ориентиры профессиональной адаптации выпускника.

* В настоящее время Россия и весь мир переживают очень непростой исторический период. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в политических и военных катаклизмах, а в разрушении личности извне, влекущее за собой переориентацию жизненных ценностей. Подвергается разрушению ценностей и нравственных ориентиров и система высшего профессионального образования. Современное состояние качества образования отражает усиливающееся противоречие между, с одной стороны, возрастающими требованиями общества к нравственности и интеллекту человека, его способности к проектированию, прогнозированию и построению будущего (что проявляется в системе современных требования к уровню профессионализма, общей культуры и нравственности членов общества, получающих образование) и, с другой стороны, фактическим уровнем образования и развития выпускников высших учебных заведений, который настораживает тенденциями роста общей неграмотности и опасности духовного обнищания общества.

* Духовно-нравственные проблемы. Актуальность проблемы определения духовно-нравственной основы профессиональной адаптации выпускников связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается в окружении множества разнообразных источников мощного как положительного, так и, в большей степени, отрицательного влияния. Духовный – относящийся к умственной деятельности, к области духа (словарь Ожегова). Ценность будущего работника – выпускника высшей школы определяется, прежде всего, его профессиональными знаниями и умениями, его специальным образованием, умением применять его в конкретных условиях и передавать свои знания. Педагогические коллективы вузов решают основную задачу – подготовку выпускников к труду, прошедших период социальной адаптации. Кроме того, «педагогический комбинат» призван всячески способствовать и становлению их духовной зрелости, если под духовностью понимать устремленность к добру (желание делать благо другим), к истине (проникновение в сущность явлений), к красоте (как наивысшей целесообразности и гармонии), к самосовершенствованию и нравственности. Только сочетание всех элементов духовности делает ее таковой.

По мнению социологов и психологов, главная причина трудностей, которые переживает современное общество, падение духовности его граждан. Духовность и нравственность бессмысленны без деятельности, без нее они не могут проявиться. Само по себе учение не является видом деятельности, достаточным для выработки у молодежи духовно-нравственного начала, но необходимым – безусловно. Со стороны обучающихся – учение, зачастую лишь потребление знаний и опыта, созданных чужим трудом.

Становление человека как труженика невозможно без:

- первоначального формирования и развития общих профессиональных способностей: трудолюбия, добросовестности, ответственности, исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца, предприимчивости, умения взаимодействовать с другими членами педколлектива. Все эти качества начинают воспитывать в начальной школе, в детском саду, умные и заботливые родители – в семье с самого раннего возраста, в вузы приходят подростки, получившие начальные трудовые навыки;

-осуществления допрофессионального и начального профессионального обучения, педагоги решают следующие задачи: формирование духовности и высоких моральных качеств; умственное и физическое развитие, стимуляция познавательной активности, формирование активной жизненной позиции, оказание помощи в правильном профессиональном выборе, подготовка к получению профессионального образования в ВУЗах и самостоятельной профессиональной деятельности, адаптация к условиям рыночной экономике.

* Социальные проблемы. В условиях модернизации и реструктуризации экономики социальная профессиональная адаптация выпускников вузов осложняется общим увеличением численности людей, получающих высшее образование, ужесточением условий на рынке труда, общим спадом экономики, особенно наукоемких производств, увеличением разрыва в оплате труда разных категорий работников. Происходящие трансформации вызывают к жизни новые для российского общества профессии менеджеров, маркетологов, банковских служащих и др. Их появление проводит к смене иерархии престижа профессий в общественном сознании. У молодежи формируются новые представления о роли профессии и профессиональных достижений в жизни, целях профессиональной деятельности, о способах их достижения, меняются ценностные ориентиры, критерии социальной дифференциации. Социальная значимость профессии «учитель» поблекла в глазах современной молодежи. А если обращаться к социологическим исследованиям советского и постсоветского (новороссийского) времени, то профессии учителей предметников и врачей стояли всегда на первом престижном месте.

Ряд проблем социальной адаптации студентов нуждается в дальнейших исследованиях, так как нет пока единства в понимании некоторых теоретико-методологических вопросов в определении понятия «профессиональная адаптация», слабо изучен процесс социальной адаптации на макроэкономическом уровне, необходимые качественные характеристики выпускников вузов, позволяющих им успешно адаптироваться на рынке труда.

* Проходя первый этап социальной адаптации к будущей профессии – «обучение в вузе» - мы все склонны идеализировать представления о своей будущей профессии, о том какой она должна быть, каким идеалам и ориентирам соответствовать. Изменяющиеся социальные, идейные, духовные, экономические, политические и др. условия вносят в этот процесс свои жизненные коррективы.

Слабеет влияние образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% обучающихся, а на литературных героев — 4%. Зато для 40% выпускников кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков.[2]

На втором этапе наступает профессиональная адаптация, когда выпускник получивший диплом о высшем профессиональном образовании авторефлексирует (рефлексия первого рода) – то есть размышляет относительно своих собственных размышлений о реальности, о своей деятельности и профессии, сталкивается с важными жизненными вопросами: «а нужен ли был мне этот диплом?», «куда я пойду дальше работать?» и др. В этом контексте все вышесказанное как никогда становится актуальным для изучения феномена адаптации выпускников.

Адаптацию человека нельзя сводить только к приспособлению его организма к природным условиям. Человека, его сознание, поведение, ценностные ориентации, потребности и т.д. формирует общество, поэтому адаптация его к среде не ограничивается рамками биологического приспособления. Этот процесс приобретает качественно новый характер. На определенных этапах человек способен приспособить среду «к себе» и использовать ее «для себя». Адаптация человека – сложное явление, включающее сохранение и применение в данных условиях своих не только биологических, но и социальных функций: способности участвовать в общественно полезном труде, осуществлять свою творческую деятельность, создавать оптимальные условия для физического, духовного и социального благополучия. Процесс адаптации человека включает в себя сложные, многогранные взаимоотношения с внешней средой. [1]

С другой стороны, рассматривая социальную адаптацию выпускника педагогического вуза, важную роль в процессе «вживания в профессию» играет непрерывная педагогическая практика студентов в базовых воспитательных учреждениях. Именно педагогическая практика обладает большими возможностями для формирования внутренней установки на педагогическую профессию, формированию у студента, как будущего учителя норм духовности и нравственности, посредством общения со своими воспитанниками формируются такие качества личности как гуманность, преданность детям и профессии, эмпатия и др. [3]

В процессе практики интенсифицируется процесс профессионального становления учителя, его самообразования и самовоспитания, осуществляется проверка степени профессиональной подготовленности и пригодности к педагогической деятельности, уровня педагогической направленности. Деятельность студентов во время практики является аналогом профессиональной деятельности учителя, адекватна содержанию и структуре педагогической деятельности, организуется в реальных условиях школы. Она характеризуется тем же многообразием отношений (с учащимися, их родителями, учителями, студентами) и функций, что и деятельность учителя. Уже с младших курсов благодаря педпрактике у студентов появляется возможность проверки и оценки себя как будущего учителя, своей профессиональной подготовки и пригодности. Как мы уже отмечали выше, заключительным звеном в профессиональной ориентации на учительскую профессию является профессиональная адаптация молодого учителя. Этот процесс у каждого протекает по-разному и длится различными периодами. Часто он затрудняется объективными причинами: нездоровым морально-психологическим климатом в коллективе учителей, бытовой неустроенностью молодого учителя и т.д. В то же время, как свидетельствуют данные опросов как самих молодых специалистов, так и других работников образования (руководителей школ, опытных учителей), решающим фактором в адаптации выпускников педвузов и училищ является их профессиональная компетентность, степень развитости профессионально значимых личностных качеств.[4]

В связи с этим заключением у нас возникла необходимость изучения процесса социально-профессиональной адаптации выпускников вуза для того, чтобы привести в соответствие процесс адаптации выпускников вузов с требованиями к уровню подготовки специалистов, чтобы установить взаимосвязь между потребностями общества в образовательных услугах и подготовкой специалистов по востребованным в каждом конкретном регионе профессиям.

* Примечание авторов.

1) Несоответствие профиля выпускников потребностям рыночной экономики, уровня квалификации выпускников вузов требованиям работодателей приводит к депрофессионализации части молодежи, имеющей специальности, которые не востребованы на рынке труда или не обеспечивают условий существования. Система планового трудоустройства молодых специалистов уступила место стихийному рынку труда.

2) Информатизация общества привела к тому, что современный человек в плане насыщения знаниями созревает гораздо быстрее, чем раньше, однако возможность достижения устойчивого социального положения отодвигается.

3) Система профессионального образования неразрывно связана с основами общественного устройства, социально-экономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни.

4) Вхождение отечественного образования в мировое образовательное пространство сопровождается процессами: гуманизации как результата его переориентации на личность с целью ее защиты в рыночных условиях; демократизации как средства демократизации общества; опережающего характера развития как условия будущего устойчивого развития страны, экономики и социальной сферы; диверсификации – как его разностороннего развития; информатизации посредством обеспечения учреждений информационными средствами, продукцией и технологиями с целью совершенствования механизмов управления; интеграции науки и образования; непрерывности профессионального роста специалистов, что позволяет создавать кадровые ресурсы и осуществлять модернизацию сферы труда.

Список литературы

1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. – М.: Либроком, 2013. – 208 с.

2. Попова О.Н. Актуальная проблема современности – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. / Наука и современность 2010. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: изд-во «СИБПРИНТ», 2010. – с.252-255

3. Слепцова М.В., Попова О.Н. Адаптация будущих учителей технологии к профессиональной деятельности/ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов, обучающихся по магистерской программе «Профессиональное образование». – Изд-во ВГПУ. – Воронеж, 2014 – 76 с.

4. Слепцова М.В., Попова О.Н. Становление профессиональной карьеры будущих учителей технологии в контексте концепции образования в течение всей жизни./ Известия ВГПУ. - №1 (260) 2013. – с.62-64.