gototopgototop

Агрессивная конкуренция как элемент влияния на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта

Буянский Станислав Геннадьевич - к.ю.н., доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Грачева Екатерина Сергеевна – студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: Цель данной статьи исследовать влияние агрессивной конкуренции на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта, проанализировать проявление угроз при возникновении конкуренции.

Ключевые слова: Конкуренция, экономическая безопасность, хозяйствующий субъект, угроза.

Тема конкуренции актуальна на сегодняшний день, так как она является одним из важнейших механизмов на рынке. От того как развивается конкуренция зависит экономический рост, участие страны в мировой экономике и другие факторы. Не менее важным является то, что конкуренция влияет на безопасность хозяйствующего субъекта. Цель работы выявить влияние конкуренции на хозяйствующий субъект. Для того чтобы выяснить какое значение конкуренция играет в экономической безопасности, нужно рассмотреть ее теоретический аспект, конкурентную борьбу с другими хозяйствующими субъектами за покупателей и проанализировать силы конкурентов.

Конкуренция [1] - процесс управления субъектом, имеющимися конкурентными преимуществами с целью борьбы и достижения победы.

Конечно, у конкуренции существуют как позитивные, так и негативные черты. Начнем с рассмотрения положительных:

• Способствует развитию научно-технического прогресса. Тем самым заставляя производителя использовать новые технологии и рационально использовать имеющиеся ресурсы;

• Уменьшение издержек производства, торможение роста цен;

К числу отрицательных черт можно отнести:

• Придание нестабильности в деятельности;

• Создает условия для безработицы и банкротства;

• Большое производство товаров в период спада.

Конкуренция не всегда честное соперничество. Хозяйствующие субъекты стремятся получить больше выгоды и обеспечить свои интересы на более высоком уровне. Отсюда и возникают недобросовестные способы ведения конкуренции.

Если рассматривать непосредственно агрессивную конкуренцию, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, она представляет собой действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение большей выгоды в своей деятельности, противоречащей законодательству, требованиям добропорядочности и могут принести вред остальным хозяйствующим субъектам. Законодательством запрещено [7]:

• распространение неточных или ложных сведений, которые могут нанести ущерб хозяйствующему субъекту;

• неточное сравнение хозяйствующим субъектом производимых товаров с другими товарами хозяйствующего субъекта;

• незаконное использование или разглашение информации, которую хозяйствующий субъект держит в тайне.

Перечисленные выше формы являются запретными Законодательством в отношении хозяйствующих субъектов. Следуя им, вытекают виды агрессивной конкуренции и влияния ее на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта.

Виды агрессивной конкуренции:

1) некорректная реклама товаров и услуг в отношении конкурентов;

2) обманчивое впечатление - представляет собой процесс, когда потребитель наблюдает необычное предложение, когда по факту оно не существует;

3) исковая угроза конкуренту в нарушении авторства или товарного знака;

4) подкуп покупателей с целью привлечения постоянных клиентов.

При ведении конкурентной борьбы хозяйствующего субъекта выступает отрицательное воздействие для него: значительные затраты на ведение конкурентной борьбы.

Вместо того чтобы повышать качество продукции, использовать современные технологии, иметь разнообразный рынок товаров и услуг, производители тратят силы, для того, чтобы бороться с конкурентами.

Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта направлена на достижение конкурентных преимуществ, и поддержание конкурентных условий.

Анализ конкурентных сил представляется Майклом Портером. [8] Он показывает 5 конкурентных сил, которые определяют позицию хозяйствующего субъекта в конкурентной борьбе.

1)Появление новых конкурентов;

2)Угроза замены продукта новыми продуктами;

3)Сила позиций покупателей;

4)Рыночная власть поставщиков;

5)Конкуренция производителей в одной отрасли.

Кратко раскрою конкурентные силы по Портеру, которые определяют позицию хозяйствующего субъекта.

1) Конкуренция внутри отрасли создана для того, чтобы укрепить свои рыночные позиции и стать сильным конкурентом среди других хозяйствующих субъектов;

2) Под угрозой замены продукта новым продуктом понимается предложение новых товаров фирмами, которых еще нет в данной отрасли. При увеличении, так называемых, продуктов-заменителей в отрасли возникает риск ограничения потенциала роста, и дальнейшего увеличения прибыли;

3) Влияние поставщиков определяется наличием иных поставок с различными ценами и условиями. На каждом ранке своя рыночная власть. Низкий уровень власти определяется большим числом фирм, которые поставляют товары-заменители, и высока, если есть монополия на ресурсы. Монополия это крупное предприятие, которое контролирует производство одного или нескольких продуктов, и когда на рынке функционирует одна крупная фирма;

4) Покупатели могут снизить цены, уменьшив при этом прибыль компании. Рыночная власть покупателей является высокой, если у поставщиков низкая власть и большие объемы товаров, которые покупатели могут приобрести у любого из продавцов;

5) При появлении новых конкурентов создается угроза при вхождении отрасль, это связано с тем, что у конкурентов появляются новые технологии, более новые товары, и, вместе с тем, умение преподнести эти товары покупателям. В итоге появление новых конкурентов в одной отрасли уменьшает прибыль уже существующих конкурентов.

Все эти факторы, помогают динамично развиваться конкурентам.

Несмотря на все разрешенные действия конкуренции, которые происходят на рынке, порой возникают действия агрессивной конкуренции.

Пресечением такой конкуренции занимается федеральный антимонопольный орган.

Функциями антимонопольного органа являются [1]:

1)принятие мер по прекращению нарушений и вынесение ответственности за данные правонарушения;

2)прекращения агрессивных мер конкуренции в деятельности хозяйствующего субъекта;

3)устранение последствий агрессивной конкуренции;

4)привлечение к ответственности лиц, допустивших агрессивную конкуренцию в отношении хозяйствующего субъекта.

Хозяйствующие субъекты вправе иметь соглашение в соответствии с законом о защите конкуренции, основанием которого является наличие ограничений в области конкуренции и недостоверность сведений, содержащихся в документах хозяйствующего субъекта, которые он предоставил в антимонопольный орган.

Основаниями для данного решения являются:

• Недостоверность сведений, которые содержаться в документе хозяйствующего субъекта в антимонопольный орган;

• Условия, которые могут ограничить конкуренцию на рынке.

Агрессивная конкуренция направлена на разорение или поглощение конкурентов. Это превосходство в размере капитала, а не в качестве каких-либо товаров и услуг, как это происходит в рыночной конкуренции.

Таким образом, в статье рассмотрено понятие конкуренции, ее воздействие на хозяйствующие субъекты. Отличие рыночной конкуренции от агрессивной конкуренции, и какие меры следуют пресечению агрессивной конкуренции.

Рынок конкуренции продолжает развиваться, появляются новые компании с усовершенствованными технологиями и системой развития организаций. Фирма должна постоянно развиваться, тогда она будет находиться впереди своих конкурентов. Как показывает история, успех организации напрямую зависит от способности конкурировать.

Основу экономики составляют хозяйствующие субъекты, которые должны производить конкурентно способную продукцию и вести работы по обеспечению безопасности.

Важнейшей задачей является мониторинг конкурентов, причем постоянно, чтобы организация могла отследить о надвигающейся угрозе, такой как агрессивная конкуренция, и своевременно должна ее «победить». Многие фирмы главной целью ставят не только удовлетворение спроса покупателей, а скорее то, как разработать такую конкуренцию, чтобы отслеживать силы и динамику своих конкурентов, и то, как их превзойти.

Список литературы

1. Барышева А.В.Монополизм и Антимонопольная политика, Наука 2003г.

2. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России, теория и практика,ИСПИРАН 2001г.

3. Гусев В.С.,Демин В.А., Кузин Б.И.Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов,2004г.

4. Маслова Т.Д. Маркетинг, учебник 2007г.

5. Нуреев Р.М. курс микроэкономики, НОРМА 2005г.

6. Портер М.Э.Конкуренция. Вильяме,2003г.

7. ФЗ «о защите конкуренции»,гл. 2,статья 14-запрет на недобросовестную конкуренцию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

8. Конкурентные силы Портера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://powerbranding.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк