УДК 37.034:616-051

Значение развития духовно-нравственной культуры у студентов медицинского вуза

Ахмедова Муборак Ахмедовна - к.ф.н., доцент, зав. кафедрой Теории и практики построения демократического общества в Узбекистане Ташкентского педиатрического медицинского института.

Алимова Мухиба Музаффаровна - старший преподаватель кафедры Теории и практики построения демократического общества в Узбекистане Ташкентского педиатрического медицинского института.

Жабборова Юлдуз Жуманиязовна - ассистент кафедры Теории и практики построения демократического общества в Узбекистане Ташкентского педиатрического медицинского института.

Аннотация: В статье рассматривается необходимость дальнейшей оптимизации воспитательного процесса в медицинских вузах и интеграции его в содержание и методику преподавания всех учебных дисциплин. Делается вывод о том, высокий уровень духовно-нравственной культуры и гуманность у студентов-медиков не возникают сами собой, а формируется, прежде всего, через психологический механизм перехода накопленных ими знаний и впечатлений в личностное качество.

Ключевые слова: Духовно-нравственная культура студентов-медиков, оптимизации воспитательного процесса в медицинских вузах.

Развитие современного общества связанно с многочисленными изменениями, охватывающими все сферы жизнедеятельность общественной системы и отражающимися на восприятии вечных нравственных ценностей. Причём на первый план обычно выходят не духовные ценности, а материальные блага. В таких условиях возрастает необходимость усиления воспитательной роли педагогических коллективов вузов, призванных не только давать прочные профессиональные знания, умения и навыки, но всемерно способствовать формированию у студентов высокого уровня духовно-нравственной культуры. В этом плане особое место занимают педагогические коллективы медицинских вузов. Студентам-медикам, в первую очередь, в процессе обучения необходимо не только приобрести профессиональную компетентность, но и выработать чёткое мотивационно-ценностное отношение к своей будущей профессиональной деятельности, а также определить свои духовную и нравственную позиции. Только при наличии всех этих качеств, они смогут в полной мере реализовать себя на профессиональном поприще, взвалить на свои плечи полную меру ответственности за свои действия в качестве участников медицинского процесса и занять активную гражданскую позицию во всех положительных социальных переменах.

В целях дальнейшего прогрессивного развития демократического общества в нашей стране, необходимо донести до каждого студента медицинского вуза чёткое осознание необходимости уважения к свободе совести, отраженного в Конституции Узбекистана [1]. Будущие врачи должны очень чётко представлять себе то, что именно принцип невмешательства государства в личные убеждения и вероисповедания граждан лежит в основе светского характера нашего государства.

Среди наиболее важных аспектов медицинской деятельности ведущая роль, бесспорно, принадлежит духовно-нравственной культуре, поскольку она является основным источником становления личности будущего врача. К такому выводы приходят и исследователи, занимающиеся вопросами биомедицинской этики: «нравственная культура врача – это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм» [2]. И действительно, в будущей профессиональной деятельности студентов медиков возникнет немало ситуаций, связанных как с этическими, так и с психологическими сложностями, возникающими при непосредственном контакте врача с пациентом. Кроме того, профессиональные задача, встающие перед практикующим врачом, требуют от него не только высокого уровня профессиональных знаний, навыков и умений, но и глубокого знания, а главное понимания, всех особенностей духовно-нравственного состояния человека в той или иной ситуации.

Уровень развития духовно-нравственной культуры индивидуума является отражением уровня нравственного развития общества и включает в себя положительный нравственный опыт, представленный в виде усвоенных им духовных ценностей и поведенческих рекомендаций.

В этом плане наиболее востребованным в медицине духовным качеством является совестливость будущего врача, являющаяся гарантом его надежности. В настоящее время, несмотря на постоянное усовершенствование системы профессионального образования и усиление роли духовно-нравственного воспитания студентов, положение как медицины в целом, так и входящих в медицинское сообщество врачей в нашем обществе пока ещё далеки от желаемых идеалов. Тем не менее сама принадлежность к этой профессии уже является своего рода обязательством в том, что у врача ни при каких сложностях бытового или профессионального характера не должно быть места ремесленничеству или бездушию. Вне зависимости от тех социальных условий, в которых проходит его деятельность, незыблемой основой профессиональной принадлежности врача должна являть высокоразвитая нравственность. И одной из главнейших задач педагогических коллективов медицинских вузов является донесение до сознания студентов этой незыблемой истины.

Изначально медицинский вуз обладает всеми необходимыми для развития высокого уровня духовно-нравственной культуры студентов возможностями. Он представляет собой особое образовательное учреждение, являющееся симбиозом и воспитательного, и образовательного институтов, и выделяющееся, прежде всего, тем, что в нём первостепенное значение уделяется не просто профессиональному образованию, а именно профессиональному медицинскому образованию в тесной взаимосвязи с формированием нравственности будущих врачей.

Кроме того, отличительным качеством современного вуза является максимальная оптимизация образовательного процесса, позволяющая в полной мере развить самостоятельную познавательную активность студентов и способствующая, в целом, развитию гармоничной, социально активной личности, а также развивающая ценностно-смысловые установки и такое необходимое для успешности в будущей профессиональной деятельности качество как коммуникативность. В этом плане, медицинские вузы отличает явно выраженная гуманистическая парадигма образования, которая в дальнейшем, способствует не только возникновению душевного контакта с больными в процессе врачевания, но и осознанному пониманию всех тонких механизмов и всей сложной специфики тех или иных заболеваний, а также вырабатывает у будущих врачей такое важное профессиональное качество как чувство высокого гражданского долга.

Тем не менее, далеко ещё не все проблемы, возникающие в процессе развития духовно-нравственной культуры студентов-медиков, нашли своё разрешение, и проблема воспитания у будущих врачей нравственного отношения к больному человеку всё ещё остается чрезвычайно актуальной. Свидетельством этого являются многочисленные примеры невнимательного, а порой даже грубого, пренебрежительного и оскорбительного отношения к больному человеку со стороны некоторых врачей. Эти прискорбные случаи говорят о необходимости чёткого определения условий, при которых возможным было бы преодоление подобных противоречий между изначально задекларированным гуманистическим характером профессионального становления врача и такой дегуманизирующей практикой профессионального поведения отдельных представителей этой профессии. Необходим серьёзный поиск всех возможных просчёт в воспитательном аспекте образования, поскольку проводимое в медицинских вузах гуманистическое воспитание будущего врача сможет в полной мере обрести свое практическое воплощение только при условии формирования гуманного отношения к человеку у всех выпускников этих вузов.

И, конечно же, становление этого отношения в процессе обучения в медицинском вузе может быть обеспечено только при условии введения в содержание и методику преподавания всех учебных дисциплин этого вуза представлений о гуманистической сущности профессии врача, а в периоды прохождения практика будущими врачами, необходима наглядная демонстрация им ценностного, глубоко гуманного отношении к больному человеку, принятия его, прежде всего, как уникальной духовной сущности.

Будущий врач должен в полной мере осознавать, что его будущая деятельность связана с судьбами многих людей, с их здоровьем и жизнью. В связи с этим ему необходимо развить в процессе обучения такие личные качества как человеколюбие, милосердие, ответственность, честность, совестливость, решительность. Уровень духовно-нравственной культуры врача выражается, в первую очередь, в его социальных установках по отношению к больному, в усвоенных им моделях взаимодействия с пациентом, в умении в любой ситуации быстро принимать наиболее благоприятные для больного решения, то есть соблюдать его интересы и благополучие в большей степени, чем свои собственные.

Таким образом, всем членам педагогического коллективы медицинского вуза не следует ни на минуту упускать из виду то, что и высокий уровень духовно-нравственной культуры и гуманность у студентов-медиков не возникают сами собой, а формируется, прежде всего, через психологический механизм перехода накопленных ими знаний и впечатлений в личностное качество.

Список литературы

1. Конституция Республики Узбекистан – Ташкент: «Узбекистан», 2012.– 2 с.

2. Силуянова И.В. Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача // Вестник РАМН. – 1997. – № 8.

Интересная статья? Поделись ей с другими: